23 ноября 2012
4889

Превратить в конфетку

Сергей Чемезов рассказал, как Ростехнологии будут готовить своих "дочек" к IPO
Чемезов хочет нарастить капитализацию "дочек" Ростехнологий до максимума

До выхода на рынок компаниям, входящим в Ростехнологии, необходимо достичь максимальной капитализации, заявил глава госкорпорации Сергей Чемезов. Очищенные от долгов и непрофильных активов, они должны стать "конфетой в привлекательной обертке". Речь идет об IPO 660 активов.

О планах на будущее и предстоящих IPO глава Ростехнологий Сергей Чемезов рассказал в интервью британской газете Financial Times.

Госкорпорация, объединяющая разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, была создана почти пять лет назад, напоминает издание. "Мы с самого начала не планировали создавать государственный холдинг, - признал Чемезов. - Мы планировали восстановить порядок на предприятиях и создать условия, которые сделали бы их привлекательными для инвесторов".

По его словам, большинство компаний, вошедших в состав Ростехнологий, были либо банкротами, либо находились на грани банкротства. "И если бы мы их не взяли в канун кризиса, большинство из этих предприятий сегодня бы не существовали", - сказал глава Ростехнологий.

Предполагается, что после завершения консолидации 660 активов в 17 холдинговых компаний, входящих в состав госкорпорации, доли в них будут предложены заинтересованным инвесторам. Сделать это предполагается путем первичного публичного размещения (IPO) ценных бумаг и стратегических сделок с зарубежными партнерами по продаже пакетов акций, отмечает Financial Times.

По словам Чемезова, Ростехнологии намерены наилучшим образом использовать огромные вложения государства. "Наша задача - нарастить капитализацию этих компаний до максимума, а затем вывести их на рынок. Нам необходимо очистить их от долгов и непрофильных активов с тем, чтобы они стали интересными для инвесторов... Прямо как конфета в привлекательной обертке", - заявил он.

В качестве удачного примера "покровительства" Ростехнологий Чемезов привел "реанимацию" АвтоВАЗа. В кризис 2008-2009 годов задолженность предприятия перед поставщиками выросла до 33 млрд рублей, и правительству пришлось выделить 25 млрд рублей для спасения автогиганта. В августе 2009 года завод остановил конвейер. После этого президент АвтоВАЗа Борис Алешин покинул свой пост, ему на смену пришел советник гендиректора Ростехнологий Игорь Комаров, принявшийся реализовывать антикризисную программу. Под управлением новой молодой команды АвтоВАЗ медленно, но верно начал движение вперед.

Партнером Ростехнологий еще в 2008 году стал альянс Renault-Nissan, купивший за 1 млрд долларов 25% акций. В начале мая 2012 года было объявлено, что Renault-Nissan станет владельцем контрольного пакета АвтоВАЗа через совместное предприятие, где у Renault-Nissan будет 67% акций, у Ростехнологий - 33%.

"Когда мы пришли на АвтоВАЗ, предприятие было практически на грани банкротства", - сказал Чемезов. По его словам, альянс Renault-Nissan отнесся к государственному участию очень положительно, возражая против продажи Ростехнологиями своего пакета в АвтоВАЗе. "Они сказали: "Нет, постойте, мы хотим работать с вами", - отметил Чемезов.

Тем компаниям, которым только предстоит выйти "в свет", необходимо провести большую работу. Они должны будут привести свою финансовую отчетность в соответствие с международными стандартами бухгалтерского учета, указал Чемезов. На это потребуется не менее трех лет.

В качестве "ведущих холдингов Ростехнологий, находящихся на пути к IPO", издание называет пять компаний. В частности, это холдинг "Швабе" (ранее - "Оптические системы и технологии"), названный так в честь Федора Швабе, основавшего в 1837 году одно из первых предприятий по производству оптических приборов в России.

Согласно стратегии развития "Швабе" должен увеличить стоимость своих чистых активов почти впятеро к 2020 году - с 21,1 млрд рублей до 97,3 млрд рублей. Правда, добиться этой цели холдинг намерен в основном за счет переоценки в 2013 году пакетов акций входящих в него предприятий.

Помимо "Швабе", на пути к публичному размещению акций такие компании, как "Российская электроника", "Вертолеты России", а также концерн "Радиоэлектронные технологии" и предприятие "ВСМПО-Ависма".

Политика повышения капитализации перед IPO включает как минимум обеспечение прозрачной отчетности, соответствующей стандартам МСФО, комментирует старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. Желательно также освободить предприятия от непрофильных или тяжелых активов, которые могут влиять на их финансовые результаты.

"В целом Ростехнологии хорошо занимались организационной структурой предприятий, входящих в холдинг. Создавались более крупные объединения, чтобы между ними с большим эффектом работали производственные и кооперационные цепочки. А это является привлекательным моментом для инвесторов", - говорит эксперт. Современные высокотехнологические производства, по его словам, более выигрышно смотрятся как крупные комплексы с продуманным менеджментом, имеющие на выходе продукт, устойчиво интересный рынку.

Биржа - это единственный справедливый инструмент определения реальной стоимости и эффективности компании, отмечает Александр Разуваев, директор аналитического департамента компании "Альпари". "Плюс, продав часть своих долей, государство "отобьет" вложенные деньги", - замечает он.

Разуваев напоминает, что в середине нулевых государство привело в порядок активы Роснефти, а там было "много дочерних компаний, воровство регионального менеджмента, слабая корпоративная культура". "Но после того как из Роснефти сделали конфетку, размер IPO составил более 10 млрд долларов", - говорит он.

Душин прогнозирует "определенный интерес инвесторов" к IPO "дочек" Ростехнологий в том случае, если цена предложения покажется им приемлемой. "Зависеть же успех IPO будет от конкурентных позиций данных предприятий на мировом рынке и от того, какие моменты они смогут показать как выигрышные в своих стратегиях", - заключает он.

Александр Разуваев в свою очередь напоминает о таком понятии, как конъюнктура рынка. "Рынок акций сейчас дохлый, отношение инвесторов к России плохое. Наш рынок в целом торгуется на пять годовых прибылей, у американского рынка - 13. Пока отношение к российскому рынку не изменится, вряд ли Ростехнологии пойдут на IPO", - считает он.

Классическая теория стратегического государственного маркетинга гласит: для продвижения инновационных продуктов необходимо сначала найти потребителей на внутренних рынках. Когда компания-производитель этого продукта будет иметь хотя бы относительно устойчивое финансово-операционное положение, тогда и можно будет заниматься продвижением за рубежом, рассказывает аналитик AForex Нарек Авакян.

"В этом случае данную компанию уже можно будет выводить на IPO, и рынок встретит ее более чем приветливо. Однако процесс этот довольно сложный, и за один-два года подобные проекты не реализовать", - отмечает он. В зависимости от отрасли промышленности и сегмента рынка каждой конкретной компании период подготовки к IPO может занять 5-10 лет, уточняет Авакян.

Текст: Наталья Журавлева

http://www.vz.ru/economy/2012/11/22/608363.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован