30 ноября 2012
10746

Президент и правительство разошлись во взглядах на методы развития Дальнего Востока

Маргарита Лютова
Евгения Письменная
Наталья Костенко
Vedomosti.ru

Министерство по развитию Дальнего Востока пока не оправдало своего предназначения", - констатировал вчера на заседании президиума Госсовета президент Владимир Путин. Финансовые и материальные ресурсы размываются, а планы зачастую так и остаются на бумаге, происходят "размывание ответственности и провалы в работе", распекал он министра Виктора Ишаева.

К критике присоединился заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров. По его словам, верхняя палата парламента предлагает принять пакет законов для развития региона, в том числе о создании корпорации Дальнего Востока, как ранее предлагал Сергей Шойгу. Путин в ответ попросил передать ему обобщенный документ и сообщил, что "готов вернуться" к вопросу создания корпорации развития региона, хотя "такой подход разделяют далеко не все". Получить комментарии Штырова вчера не удалось.

Создание корпорации активно обсуждалось в начале года. Минэкономразвития подготовило проект закона: новая структура должна была привлекать инвестиции, готовить и согласовывать проектную документацию, обеспечивать присоединение к сетям, помогать с разрешениями на строительство, без конкурса распределять земли и лицензии на пользование недрами и лесами. Шойгу сам же был готов ее возглавить, но был назначен губернатором Московской области, а затем - министром обороны. Без такого сильного лидера, как Шойгу, идея корпорации с широкими полномочиями стала неактуальной, объяснял решение чиновник правительства. Против создания еще одной госкорпорации выступал и президент Дмитрий Медведев. И вместо нее появилось министерство, отвечающее за развитие Дальневосточного округа.

Члены правительства по-разному отнеслись к возрождению идеи о корпорации. Министр экономического развития Андрей Белоусов считает, что в этом есть резон. А сам Ишаев назвал "глупостью" предположение, что его министерство может превратиться в госкорпорацию, оно "не имеет под собой почвы" (цитата по "Интерфаксу"). Решение еще не принято президентом, осторожен его помощник Юрий Трутнев: правительству будет поручено разработать новую модель развития региона, будет ли она включать создание новой структуры и изменение системы госуправления, пока неясно. В проекте поручений по итогам заседания президиума Госсовета пункта о госкорпорации нет, сообщил один из участников заседания. Президент не имел в виду, что корпорация развития Дальнего Востока может сменить Минвостокразвития, подчеркивает его представитель Дмитрий Песков, он лишь указал, что действующая система менеджмента в регионе далека от совершенства, и призвал генерировать любые предложения по ее улучшению.

Президент лишь хотел подстегнуть Минвостокразвития, чтобы активнее работали, согласен сотрудник аппарата правительства. Но идея переформатировать в корпорацию министерство действительно обсуждалась, оно за полгода работы так и не стало реальным механизмом развития региона, говорит высокопоставленный федеральный чиновник. Если бы началась административная реформа, то Минвостокразвития было бы первым кандидатом на ликвидацию, рассуждает сотрудник аппарата правительства: "Первые три месяца они сражались за здание в Москве, затем - за здание в Хабаровске". Правда, судить по такому короткому сроку тоже неправильно, добавляет он. Федеральная целевая программа развития региона была передана от Минрегиона к Минвостокразвития только в середине ноября - курировать было нечего, сетует сотрудник Минвостокразвития. Несмотря на заявления о необходимости развивать регион, реальных инструментов нет, а предложения Минвостокразвития называют слишком дорогостоящими и отказывают в финансировании. В конце ноября Минвостокразвития представило в ВЭБ перечень приоритетных проектов на сумму около 5 трлн руб.

Власти слишком часто начинают пересматривать собственные решения, сетует чиновник: нет времени заниматься какими-то новыми проектами, сплошные совещания, решения постоянно пересматриваются, приходится заново готовить документы, расчеты. Год назад правительство ввело дифференциацию акцизов в зависимости от класса топлива, установив пониженные ставки для более экологичного топлива 4-го и 5-го классов, и в начале осени согласовало график их индексации в 2013-2015 гг. Но возникли риски сокращения поступлений в дорожные фонды, и в конце октября Путин в ответ на предложение автоперевозчиков сказал, что можно пересмотреть темпы повышения акцизов. Ростехнадзор в 2009 г. лишился права приостанавливать деятельность предприятий без суда, а в 2011 г. получил его назад. С 2011 г. правительство повысило нагрузку на фонд оплаты труда с 26 до 34%, несмотря на предупреждения министров финансово-экономического блока и экспертов, а через год было вынуждено снизить до 30%. Яркий пример - приватизация, замечает другой чиновник: правительство говорит о разгосударствлении экономики, а потом поддерживает покупку государственной "Роснефтью" частной компании ТНК-ВР. Очевиден "кризис управленческого жанра", продолжает он: "Люди или не продумывают решения, и их приходится корректировать, или не хватает воли их выполнять". Самый последний пример - решение о сокращении накопительной части пенсии, введенной реформой 2002 г.

С одной стороны, внутри элиты есть группы интересов, которые продолжают продвигать создание корпорации развития региона, замечает политолог Евгений Минченко, но в то же время накопилась и значительная масса негатива в связи с деятельностью правительства. Критика Минвостокразвития - свидетельство того, что правительством недовольны, считает он, и, по всей видимости, это недовольство будет только расти и мы будем слышать новые замечания и выговоры.

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/politics/news/6651391/razmyvanie_i_provaly#ixzz2DglJVe5H
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован