21 февраля 2007
2676

Президент ОАО `Альянс `Русский текстиль` Константин Волков: Российский текстиль скорее жив...

Говорить о российской легкой промышленности можно сколь угодно долго, однако часто такой разговор неизменно упирается в проблемы, которые кажутся неразрешимыми. Тем не менее, в России, как выяснилось, существуют предприятия данной отрасли, которые нашли для себя нужные решения и продолжают развиваться. О том, как это происходит, мы беседуем с президентом ОАО "Альянс "Русский Текстиль" (АРТ) Константином Волковым.


- Многие говорят о том, что производство продукции легпрома в России не выгодно, вы же, обладая значительными производственными мощностями, показываете неплохие результаты, как это вам удается?


- Весь вопрос в том, что производить. Производство полуфабриката, что в Китае, что в Средней Азии, что в России, - это в принципе сравнимые вещи. Другое дело, что основная добавленная стоимость изделия возникает на этапе пошива и непосредственного создания продукта. Мы сейчас идем по такому пути, что полуфабрикат производим и у себя, и на сторонних предприятиях, а вот уже конечный этап, включающий в себя разработку дизайна, пошив готовой вещи и т.д., оставляем за собой.


Сейчас мы активно строим швейные фабрики в России. В декабре прошлого года мы открыли большую фабрику в городе Тейково Ивановской области. На стыке первого и второго квартала текущего года планируется открытие еще одной фабрики. Пока не готов сказать, где это будет, думаю, Муром или Тверь. Таким образом, швейный бизнес у нас сейчас увеличился.


Если брать доходность от вложения средств, то производство стабильно приносит 25-30% в год. Маркетинг способен увеличить эту цифру до 100%. Это наглядно объясняет, почему мы уделяем большое внимание продвижению продукции.


Емкость рынка легкой промышленности в России, если сюда включать и одежду, огромна, и наша доля на нем невелика. Если же рассматривать только рынок постельного белья, то в этой нише наша доля - около 20%, а среди российских производителей - 35-40%.


- Может ли продукция российской легкой промышленности быть конкурентоспособной?


- Да. Если брать продукцию производства АРТ, то у нас достаточно большой объем экспорта. В месяц мы продаем комплектов постельного белья на 2 млн долл. Наша продукция продается в 25-ти странах Европы. Другой вопрос, что уровень рентабельности экспорта - 10-12%, а на российском рынке - 35-50%. Это объясняется тем, что в Европе очень большой уровень конкуренции. Европейский канал закрывать мы не планируем, он тоже нужен, но основную ставку делаем на Россию.


- Каковы результаты вашей работы?


- В 2006 году мы показали довольно неплохие результаты. Совокупная выручка АРТ составила 11-12 млрд рублей, это примерно на 25% больше, чем в прошлом году. Мы начали уделять большое внимание развитию дистрибуции. На сегодняшний день большую часть реализуемой продукции мы производим сами, доля сторонних производителей составляет 36%. Однако уже в будущем году доля товаров собственного производства сократится до 50%.


Но в ведении Альянса по-прежнему останется вопрос разработки упаковок, торговых марок, а также контроль качества продукции. В принципе, это общемировая практика. Мы торгуем некой идеей, а процесс производства переносим на аутсорсинг.


У нас создана новая продуктовая линейка - 6 торговых марок в разных ценовых сегментах. Наибольшее внимание мы уделяем развитию торговой марки "PERSONA", это единственная наша ТМ из высокого ценового сегмента. Ей будет оказана максимальная рекламная поддержка. Среди прочего мы планируем организацию массированной рекламной поддержки, в том числе и с привлечением телевизионной рекламы на федеральных каналах. Эта марка будет включать в себя широкий ассортимент изделий, начиная от постельного белья и заканчивая кухонными принадлежностями.


- Какие сейчас проблемы стоят перед текстильной отраслью в целом?


- Одна из основных проблем - отсутствие рабочей силы. Например, на нашей фабрике в Тейково, где работает около четверти населения города, мы испытываем значительные трудности с рабочей силой. Помимо нашей фабрики в городе действуют еще несколько предприятий отрасли, и набирать людей становится все тяжелее и тяжелее. Именно поэтому свои новые фабрики мы будем открывать уже в других городах.


- А как же разговоры о том, что в вашей отрасли сильна безработица?


- Надо учитывать еще и качество рабочей силы. Возможно, безработица действительно есть. Но тут интересно провести исследование среди тех, кто ищет работу.


Еще одна реальная проблема легкой промышленности - это износ основных фондов, старение персонала. Ведь предприятия легкой промышленности обычно расположены в таких местах, откуда происходит отток молодого населения. Еще один минус в том, что на российских предприятиях производится не вся гамма продукции. Мировой текстиль ушел значительно дальше, чем российский.


Российский текстиль в свое время был, как говорится, "заточен" под определенные виды ассортимента. В России сейчас практически нет производства трикотажного полотна, сорочечных тканей, не производится подкладочных тканей, поэтому российские предприятия не могут торговать всеми видами ассортимента, это неизбежно скажется на рентабельности. Сегодня в России производят в основном постельное белье, в этой узкой нише работают несколько крупных игроков, но за эти рамки выходят немногие.


Также не самым лучшим образом на отечественной легкой промышленности сказывается отсутствие федеральной программы по поддержке отрасли. В этих условиях многие предприятия живут, что называется, не "благодаря", а "вопреки". Огромный урон наносит прозрачность российских границ для "серого" импорта.


- Как вы думаете, заинтересовано ли государство в развитии легкой промышленности в России?


- Я думаю, что нет. Отрасль в последнее время сильно деградировала. По всей стране закрылись множество предприятий. Но, в то же время, есть и немало предприятий, которые даже несмотря на отсутствие государственной поддержки, успешно развиваются.


Сегодня остались 25-30 предприятий, вместо 200-300, которые довольно успешно работают. Их благополучие связано с тем, что в стране сейчас наблюдается потребительский бум, и спрос на их продукцию весьма велик. Это позволяет им находиться на плаву и неплохо себя чувствовать.


Но когда дело доходит до инвестиций в основные фонды, то здесь все становится гораздо сложнее. Дело в том, что текстильная фабрика "под ключ" стоит 100-150 млн долл. Такие инвестиции мало кто осилит из одиноких предприятий. На мой взгляд, многие фабрики еще 10-15 лет поработают, а дальше без замены основных фондов им будет жить все труднее и труднее.


- Что необходимо сделать, чтобы легкая промышленность пошла на подъем, может быть решить проблему "серого" импорта?


- Если "серому" импорту поставят заслон, это, безусловно, увеличит доходность предприятий. Но "серый" импорт - это проблема глобальная. Ведь нельзя сказать, что она существует только в легкой промышленности.


На мой взгляд, без серьезных инвестиций в основные фонды кардинально изменить ситуацию не удастся. Сейчас же в текстиль идут только точечные инвестиции. Пока инвестиционная привлекательность России сильно уступает тому же Казахстану, где мы построили фабрику.


Там мы получили долгосрочный и достаточно дешевый кредит, освобождение от налогов на 10 лет, нам бесплатно со стороны области были подведены коммуникации, а саму землю получили фактически в безвозмездное пользование. Мало того, вокруг фабрики для рабочих было построено несколько кварталов жилых домов по льготным ценам. Получается, что Казахстан уделяет больше внимания прямым инвестициям, чем Россия.


До тех пор, пока не будут решены вопросы налогообложения, не будет внятных законов о пользовании землей и коммуникациями, капиталы будут уходить из России в другие страны. Здесь от нас мало что зависит, ведь мы просто делаем свое дело и стараемся выжить.


Беседовал Дмитрий Симонов



Справка. ОАО "Альянс "Русский текстиль" (АРТ) - крупнейший российский текстильный холдинг - образовано в январе 2001 года. Компания специализируется на производстве и реализации готовой текстильной продукции и всех видов ткани, выпускает одежду. В настоящее время в состав Альянса входят: Тейковский ХБХ, "Товарищество Тверская Мануфактура", Муромский ХБК "Красный Луч", Камышинский ХБК, "Тейковская Фабрика Регенерации Хлопка", Альянс "Казахский Русский Текстиль" (совместный проект Альянса " Русский Текстиль" с казахским партнером ОАО "Мырзакент"), Тейковская швейная фабрика No1. На начало 2007 года у АРТ было 64 представительства во всех федеральных округах РФ.


2 февраля 2007
http://www.aksnews.ru/m/108423/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован