Адвокат Георгий Тер-Акопов: Причины противоправного поведения несовершеннолетних и профилактика подростковой преступности

ПЛАН:

1. Введение.

2. Характеристика преступности несовершеннолетних.

3. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников.

4. Причины и условия преступности несовершеннолетних.

5. Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел.

6. Рекомендации.

7. Заключение         

 

Введение

 

Составной частью преступности в целом, имеющей отличительные специфические особенности, является подростковая преступность несовершеннолетних, которая будет рассматриваться, как самостоятельный объект криминологического изучения. Уровень социальной незрелости, психического, нравственного, соматического развития несовершеннолетних обуславливает такое выделение. В возрасте, когда происходит формирование личности, у каждого происходит процесс наколепления опыта, такой опыт в частности бывает отрицательным, проявляющимся в ряде случае, с большим запозданием.

Количественная и качественная характеристика преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. В отличии от взрослой, преступность несовершеннолетних отражается более высокой активностью и динамичностью. Подростков, совершивших преступления, сложно направить на путь исправления и перевоспитать. Важно отметить, что между взрослой и несовершеннолетней преступностью существует тесная связь. Преступность несовершеннолетних выступает одной из причин возникновения преступности взрослых.  Процесс формирования личности человека, когда наиболее актуальными будут выступать проблемы воспитания, является одной из основных причин, по которой возникает преступность взрослых в будующем.


Характеристика преступности несовершеннолетних (состояние и тенденции)

 

            Обоснованную тревогу в России вызывает текущее состояние преступности несовершеннолетних, поскольку последнее время криминальная деятельность несовершеннолетних значительно увеличилась. Это касается как качественной, так и количественной характиристики преступности.

Насилие и жестокость выступают наиболее характерной чертой преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Часто при совершении преступлений несовершеннолетними, они переходят ту грань насилия и жестокости, которая была бы достаточна для достижения результата. При совершении таких преступлений как грабежи, разбои, хулаганства, подростки, в случае неудачно сложившихся обстоятельств, совершают разбойные нападения, наносят тяжкие телесные повреждения, или даже убийства. Страх перед своими соперниками, часто подталкивает подростков на более агрессивное поведение.

 А вот если речь идет о преступлениях, умыслом которых является причинение тяжкого вреда здоровью, или лишения  жизни жертвы, то уровень жестокости и циничности просто зашкаливает.

У несовершеннолетних, как правило, занижен страх перед смертью, он не в состоянии понять боль, причиненную другому человеку. При совершении преступлений, несовершеннолетний, часто не осознает степень опасности своих действий для жизни окружающий.

На сегодняшний день, все чаще преступления совершаются несовершеннолетними подростками, не достигшими возраста уголовной ответственности, иными словами, можно сказать, что происходит «омоложение» преступности, кроме того, происходит рост преступности среди несовершеннолетних женского пола. Все чаще происходят преступления, основанные на мотивах пьянства, националистической почве и наркомании.

Увеличилось число преступлений, совершаемых несовершеннолетними с предварительной подготовкой, с использованием технических оснащений. Большая часть таких преступлений является групповыми. В составе группы происходит более половины всех преступлений с участием несовершеннолетних. Группы представляют большую общественную опасность и оказываются криминально активнее, поскольку обладают большей мобильностью. Часто объединения болельщиков спортивных клубов выступают неформальными преступными группировками. В последнее время образовались новые группировки, которые формируются на почве националистических идей и расовой неприязни. Справедливости ради, важно отметить, что такие группировки существовали и раньше, но не были так распространенны. Нередкостью является избиение, убийства лиц на основе расовой неприязни, что не может не вызывать особую тревогу.

На этой почве происходит формирование бандинтских группировок со своим лидером, оружием и взрослым консультантом.

Один из адвокатов нашей коллегии осуществляет защиту несовершеннолетнего, который обвиняется по ч. 4 ст. 111 УК РФ по одному эпизоду, по ч. 2 ст. 213 УК РФ по другому эпизоду, и является свидетелем по ряду эпизодов, по особо тяжким преступлениям, совершенными лицами из его группировки. Мать подростка является педагогом,  а отец - бывшим (на пенсии) сотрудником ОВД, оперативником. До момента привлечения его к уголовной ответственности они не знали, с кем дружит их сын и чем занимается его компания. Вроде вполне благополучная семья. В материальном отношении имеется и стабильность, и достаток, алкоголиков и наркоманов в семье нет, жестокости и асоциального поведения родителей тоже. Чего же ему не хватало? В чем причина произошедшего? По результатам проведенных адвокатом опросов родителей, следует один вывод - бесконтрольность. Ни у отца, ни у матери не хватало времени для соответствующего общения с сыном. Именно это фактор и привел к тому, что вовремя не проверили круг знакомых и друзей, круг их интересов, цели мероприятий, в которых он участвовал под видом болельщика-фаната.

Между тем, лица, которые предлагали провести ту или иную акцию, которые фактически руководили их действиями - взрослые ребята, достигшие возраста уголовной ответственности, которым лет по 25-27, ранее судимые за совершение насильственных преступлений. Сами они редко участвуют в совершении преступлений. Они только предлагают и визуально контролируют, жестами или взглядами отдавая команды. Так, в одном случае, решили проучить кавказца. Правда он оказался украинцем с черным цветом волос. Задача ставилась такая, что каждый участник группировки должен был нанести ему удар. В итоге - ЧМТ со смертельным исходом. На оперативных видеокадрах видно, как руководящий молодой человек, двигаясь в толпе, подняв над ней руку, пальцем показал на идущего человека, которого тут же начинают бить все участники, и даже тогда, когда жертва падает, избиение продолжается. Потом по команде, все сразу прекращают избиение и быстрыми шагами просачиваются в толпу и уходят.

Во втором эпизоде аналогичная история, только в отношении антифашистов, проводивших соответствующую акцию. Толпа налетела, стали избивать кто чем и как мог, в результате,  у потерпевшего выбитый глаз.

По другому эпизоду, по приказу взрослого, поехали на электричке в Чехов. Выйдя на платформу, руководящий акцией взрослый, решив продемонстрировать всем свою силу и авторитет, начинает жестоко избивать идущего по платформе человека среднеазиатской наружности. Демонстрируя свое превосходство, он забивает человека насмерть. В результате труп, который сбрасывают на рельсы и мгновенно разбегаются. Такая акция называется «Белый вагон». И это тот случай, когда акция проведена с целью демонстрации силы и устрашения членов группы.

В группировке существует строгая дисциплина: все ее члены должны участвовать в проводимых акциях, каждый должен нанести удар. Неподчинение наказывается. Акции с участием лидера направлены на устрашение группы, на укрепление авторитета лидера.

Последнее время, можно отметить, что у несовершеннолетних преступников возрос криминальный профессионализм, это отражается в приобретение уголовной квалификации и наличии универсальной специализации. Для некоторых групп несовершеннолетних способом проведения досуга становится преступная деятельность.

Несовершеннолетние мигранты, совершают большое количество преступлений. Тяжелые условия миграционных процессов, националистические взгляды со стороны населения, приводят к увеличению преступности.

Взрослые, ранее судимые личности, все чаще внедряются в подростковую среду и учавствуют в совершении преступлений вместе с совершеннолетними, выступают подстрекателями и сподвигают подростков на преступную деятельность.

Увеличилась преступная активность несовершеннолетних, имеющих психические отклонения. Это относится к людям, которые находятся в пограничных состояниях, их отклонения не исключают вменяемости, а значит они подлежат уголовной ответственности. К таким случаям можно отнести сексуальные расстройства, психопатию, алкоголизм, некоторые виды неврозов.

Две трети преступлений, совершаемых несовершеннолетними основавываются на корыстных и корыстно-насильственных мотивах, речь идет о таких преступлениях, как грабеж, разбой, кража.

Хулиганство занимает отдельную нишу среди преступлений с участием несовершеннолетних. Наиболее распространнеными являются случаи злостного хулиганства, которые характеризуются особой дерзостью и цинизмом.

Следует уделить особое внимание анализу такого показателя, как преступления, совершенные в группе или, иначе говоря, групповой преступности.

В завистимости от того, каким образом были совершены преступления, в группе или в одиночку, оценивается общественная опасность деяния.

Индивидуальные черты подростка, при участии в групповом преступлении, размываются и его поведению корреспондириует психический комплекс, существующий в преступных группах.

Ключевой фигурой выступает лидер, преступления подготавливаются и происходят при его участии, кроме того лидер подводит итоги.

Внешние функции по контролю за деятельностью преступной группировки возлагаются на лидера. Существуют определенные функции, регулирующие внутренний распорядок и деятельность группы. У каждой группы есть неписанные законы, в соответствии с которыми она функционирует, несоблюдение таких законов, карается остальными участники. Следует отметить, что качество и количество преступных группировок не имеет постоянного характера, поскольку это в большей степени зависит от вида преступной деятельности и от приобретенного преступного опыта.

Рецедивная преступность, связанная с возрастными границами несовершеннолетних, является характерной особенностью преступности несовершеннолетних и имеет высокую степень общественной опасности, из-за последствия и большой распространенности. Рецедив преступлений выступает показателем формирования у несовершеннолетних определенной противоправной установки. Меры профилактического воздействия, впоследствии, становятся безполезными, применяясь к таким лицам.

 

Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников

 

Проблема личности преступника выдвигается на первое место при изучении характера преступности несовершеннолетних. Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего преступника, непосредствено влияет на успех профилактической деятельности органов внутренних дел.    

Криминологи, при определении возрастных особенностей преступников выделяют две группы, 14-15 лет – подротсково-малолетняя, 16-17 лет – несовершеннолетние.

Условия жизни, воспитания, «молодые взрослые» оказывают свое влияния на поведение контингента в возрастном интервале 14-17 лет, о чем свидетельствуют социалогические, психологические и криминалогические особенности поведения. Отсюда следует вывод, что преступность несовершеннолетних следует рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17 лет.

Ослабление социального контроля, трудности в обеспечении принципа неотвратимости наказания и ответственности за совершенное преступление, оказывают существенное влияние на количество преступлений, происходящих с участием несовершеннолетних преступников в городе. Важно отметить, что на современном этапе развития общества, а также процессов урбанизации, границы различий между городом и деревней размываются, в деревнях происходят процесс внедрения городского образа жизни, кроме того, деревни все чаще перерастают в поселки городского типа или попросту исчезают. В связи с этим, происходит рост сельской преступности, а многие селяне совершают свои преступления в городе. Такие преступления являются «городской» преступностью.

Важным значением с криминилогической точки зрения, выступает изучение семейного положения несовершеннолетних преступников, поскольку именно в семье происходит формирование социально значимых качеств личности и свойственные личности оценочные критерии.

Исследования в этой области наглядно показали, что 2/3 несовершеннолетних преступников были воспитаны в семьях, где с переодической регулярностью происходили скандалы, оскорбления, пьянство, драки, ссоры. Каждый 8-10 рецедивист, который был втянут в совершение преступлений в раннем возрасте, оказался втянут именно близкими родственниками, братьями, родителями.

Негативное влияние, исходящее от неблагополучных семей, сказывается на других подростках и детях, в итоге в обществе происходит процесс «заражения», несмотря на то, что подростки не принадлежат к данным семьям.

Одним из важных факторов при характеристики личности несовершеннолетних преступников выступает правовое сознание. Неразвитое правосознание характеризуется двумя основными факторами: отсутствием должного образования, как следствие правовая неграмотность, в том числе как и всего населения в целом, так и несовершеннолетних, а также наличием у несовершеннолетнего негативного социального опыта.

Негативное отношение к нормам права, отсутствие желания следовать предписаниям норм закона у несовершеннолетних, означает дефект правового сознания, и выражается в совершении преступлений. Пробелы в образовании, а в частности в правовых знаниях у несовершеннолетних, приводят к неправильным рассуждениям о справедливости, к пренебрежительному отношению к закону, не понимаю функционирования системы государства и права.

На основании вышеуказанных личностных особенностей, несовершеннолетние совешают преступления, находя мотивацию в желании утвердиться в глазах своих свертников, стремлении получить модные вещи, стать более авторитетным в компании.
 

Причины и условия преступности несовершеннолетних

 

Социально обусловленный характер отражает причины и условия преступности как несовершеннолетних, так и преступности в целом.

Слабое развитие экономики, потеря государственного патронажа, низкое правовое и нравственное сознание населения, выработанная в течении многих лет привычка людей решать проблемы, прибегая к насилию, огромная пропасть и сильное расслоение общества на богатых и бедных.

Семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности, именно состав, структура семьи, воспитание ребенка, нравственная позиция семьи оказывает огромную роль на подростков.

Было произведено изучение уголовных дел, которое показало, что в 80% случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступление, достаток семьи был ниже среднего, отсутствовали необходимые бытовые условия. Социальные пособия на детей, случайные заработки, пенсии составляли основной заработок родителей в таких семьях.

Другим важным аспектом при изучении причин и условий преступности несовершеннолетних, на который необходимо обратить внимание, выступают неполные семьи, в которых один родителей занимается воспитанием ребенка. Отсутсвие полноценного надзора за ребенком, поскольку воспитательный процесс проходит без одного из родителей, является предпосылкой вовлечения подростка в преступные группы сверстников. В ряде случаев, несмотря на хорошее материальное положении семьи, несовершеннолетний становится неуправляемым, когда не чувствует над собой должного контроля, в итоге оказывается под влиянием старших по возрасту лиц.

Считаю необходимым отметить, что такое явление в обществе, как отсутствие крепких семейных уз между родителями в виде «гражданского брака» способствует росту таких семей и прогнозирует недостатки в воспитании подростков.  Серьезным фактором является и то обстоятельство, что подросток не всегда воспринимает «чужого дядю», в связи с чем не всегда готов воспринимать «воспитание» с его стороны.        

 Нраственная позиция семьи, которая складывается из отношений между ее членами, в том числе и из положительного или отрицательного примера со стороны братьев и сестер или других старших по возрасту лиц, оказывает немалое значение на формирование личности несовершеннолетнего.

Крайне отрицательное воздействие на подростков оказывает фактор наличия семейного насилия. У детей, которые подвергались семейному насилию, можно заметить отсутсвие интереса к познавательной деятельности; склонности к индивидуальной и в том числе групповой жестокости; отсутствие сопереживания, сочувствия, глубоким эмоциональным переживаниям; cтремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда.

Семейное неблагополучение выступает одним из основных факторов, негативно влияющих на формирование личности несовершеннолетних, приводящее к вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступлений. Несовершеннолетние попадают под негативное влияние криминальных элементов, в связи с отсутствием должного контроля со стороны родителей, неправильного воспитания, отсутствия доверительных отношений в семье. Происходящяя в семьях социальная и моральная деградация, в итоге, приводят к крайне отрицательным последствиям.

К сожалению, на сегодняшний день потеряли свою привлекательность рабочие специальности. Часть подростков, материальное положение семей которых позволяет им получить высшее образование, нацелены получить в дальнейшем государственные рабочие места, а также устроиться в коммерческих организациях. Та же значительная часть подростков, которые не проявили себя с положительной стороны при учебе в школах, при отсутствии перспектив получения престижных рабочих специальностей, чувствует себя не востребованными в социальной среде, что также влияет на формирование взглядов на свою дальнейшую судьбу, и при отсутствии конкретности таковых, они легко втягиваются в преступную среду.  Отличающие несовершеннолетних особенности (не устоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их, в отличие от взрослых, более подверженными влиянию отрицательных факторов.

Часть исследований показывает, что до своего первого осуждения, подростки успевают совершить несколько криминальных деяний, таким образом, преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, что непременно создает ощущение атмосферы безнаказанности. Отсутствие неотвратимости наказания приводит к росту преступности, не действует важнейшее средство предупреждения преступного поведения.
 

Предупреждение преступности несовершеннолетних

органами внутренних дел

 

Генеральная прокуратура РФ представила официальные данные, по которым в Москве рост подростковой преступности за последнее время увеличился более чем на 25%. Количество краж, грабежей, разбоев, совершенных несовершеннолетними, возросло почти на 40%. Таким образом, актуален вопрос, чем и по каким причинам был вызван такой неожиданный всплеск подростковой преступности и какие существуют пути его преодоления.

Комиссия по безопасности февраль 2014 года.  

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

В соответствии со статистикой ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год было проведено 1884 мероприятия в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Свыше 15 тыс. лекций о вреде и последствиях наркомании, алкоголизма, токсимании и о профилактике преступлений было прочитано в образовательных учреждениях города Москвы. 114 специализированных рейдов, 5 комплексных оперативно-профилактических операций «Подросток» за указанный период было совершено ГУ МВД России по г. Москве. Было привлечено к административной отвественности 6025 родителей и 3591 подросток, в территориальные отделы МВД России по районам г. Москва было доставлено 13870 несовершеннолетних.

По словам одного из членов комиссии: «не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики, в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защиты населения, органов опеки и попечительства. Глубокое заблуждение возлагать всю ответственность на правоохранительные органы, они не обязаны воспитывать детей». 

Согласен, что проблема комплексная. Согласен, что правоохранительные органы не обязаны воспитывать детей. Но не сказать о, на мой взгляд, недоработках правоохранительных органов не могу. Сотрудники детских комнат явно не справляются с увеличивающимся количеством подлежащих учету и соответствующей работы с трудными подростками. Необходимо увеличить количество сотрудников отделов по работе с несовершеннолетними.

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними.

Во многих образовательных учреждениях были созданы отряды «Юные друзья полиции» в рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнении Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».  Задачей вышеуказанных отрядов является профилактика правонарушений несовершеннолетних, отряды имеют правоохранительную направленность.

Согласен. Считаю необходимым провести профилактические мероприятия, направленные на укрепление престижа профессии «полицейский», «следователь», «оперативный сотрудник», а также направленные на развенчание героизации криминальных авторитетов, правил поведения «по понятиям». Проводить больше реальных лекций и семинаров среди старшеклассников, направленных на ликвидацию уголовно-правовой неграмотности, последствиям употребления и сбыта наркотических средств, насильственных действий.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения.

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание, прививание понятий воспитанности, уважения к пожилым, женщинам, инвалидам. В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи.  При этом, необходимо привлекать к работе школьными психологами опытных специалистов, способных правильно выстраивать тактику общения с трудным подростком, а не  назначать на вакантную должность школьного психолога педагогов пения, физкультуры и др. Психолог должен быть профессионалом.

Причина № 4: проблемы межведомственного взаимодействия.

Множество субьектов участвует в предупреждении преступности несовершеннолетних.

Систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних формируют: ограны управления социальной защиты населения, органы местного самоуправления, федеральные органы государственной власти, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы службы занятости, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, органы управления здравоохранением, осуществляющие управление в сфере образования, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Вышеуказанные органы являются единой системой, связанной общностью целей и задач. Отдельное место занимают органы внутренних дел, которые представляют собой подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Именно органами внутренних дел выполняется основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних. Органы внутренних дел занимаются перевоспитанием и исправлением несовершеннолетних, совершивних преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Предупредительная деятельность, образующаяся с учетом этих направлений, прежде всего, направлена на обеспечение всестороннего профилактического воздействия на несовершеннолетних, имеющих склонность к совершению преступлений, на социальные условия и микросреду, в которых они находятся.

Органам внутренних дел, в процессе предупреждения преступности несовершеннолетних, необходимо направлять свои усилия на выявление условий и причин, которые способствуют преступлениям, а так же на их ограничение, устранение и нейтрализацию.

Органы внутренних дел должны организововать взаимодействие с общественными и государственными организациями и учреждениями, которые учавствуют в предупредительной деятельности, проводить комплексные операции, целевые проверки, рейды и другие мероприятия в целях предупреждения преступности.

Индивидуальная профилактика, оказывает эффективное предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего.

Профилактическая деятельность в отношении несовершеннолетних имеет место в двух случаях: когда негативные явления все еще находятся в формирующемся состоянии, когда такие явление еще не произошли, но существует реальная возможность их возникновения. Меры индивидуальной профилактики должны оказывать влияние непосредственно на личность несовершеннолетнего преступника, и на окружающую ее среду. Система предупредительного воздействия состоит из следующих элементов:

  • всесторонее изучение несовершеннолетних, потенциально способных на совершение преступления;
  • определение и разработка мер и мероприятий, благодаря которым можно достичь поставленных целей на практике;
  • выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Индивидуальная профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, направлена на перевоспитание и исправление подростка или изменение его криминогенной направленности, поэтому возникает необходимость разработки методов для решения задач установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.

Для этого необходимо:

  • устанавливаливать личности несовершенолетних, чьи взгляды, поведение или мотивы свидетельствуют о возможности совершения преступлений, изучать личности этих подростков;
  • определять и предотвращаться влияние отрицательных источников на несовершеннолетних;
  • изучить возможные варианты создания благоприятной обстановки, для того чтобы, не допустить реализации преступных намерений;
  • устанавливать надзор за поведением таких несовершеннолетних и их жизнью.

Регулярно анализировать полученные результаты и с их учетом, вносить корректировки в работу.

Разнообразные приёмы и способы воздействия на чувства, сознание и волю несовершеннолетнего, способного совершить преступление, могут применяться двумя способами: неспосредственно или через иных лиц, учавствующих в предупредительной деятельности. Сотрудники органов внутренни дел, в основном, используют такие организационно-тактические формы применения методов и приемов индивидуального воздейтсвия, как например: беседы, вовлечение несовершеннолетних в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и право­вых знаний, организаторских способностей, настойчивости.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Главное - своевременность. Это позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность. Для этого, в первую очередь, необходимо обеспечить правоохранительные органы достаточным количеством сотрудников, в обязанности которых входила бы непосредственная профилактическая работа с трудными подростками, а во вторую - эти кадры должны быть высокопрофессиональными.

Огромное значение в воспитании детей имеет здоровый и социально правильно ориентированный климат в семье. Очевидно, что если родители вообще никак не интересуются своим ребенком, как он учится в школе, что он делает после уроков, с кем он дружит, и чем занимается круг его друзей, употребляет ли он алкоголь либо наркотики, что фактически и есть одна из причин, способствующих криминальному  поведению несовершеннолетних, так как безразличие родителей порождает полную бесконтрольность за его поведением и способствует совершению преступления. На мой взгляд, предусмотренное ст. 5.35 КОАП, где составом правонарушения является  «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» должно завершаться обязательным привлечением к административной ответственности таких родителей. А в случае применения с их стороны насильственных действий, к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 УК РФ.

Устранение обвинительного уклона и несправедливости наказания, как профилактическая мера роста подростковой преступности и пополнения рядов взрослой преступности.

Если беда уже лучилась и подросток совершил преступление, огромное значение имеет правильность и справедливость расследования совершенного деяния и последующего наказания. Обвинительный уклон и устоявшаяся тенденция правоохранительных органов квалифицировать деяние по максимуму, с более тяжкой квалификацией, не способствуют ни формированию у подростка чувства справедливости, ни его последующему перевоспитанию. Наоборот, способствует тому, что у него возникает стойкое чувство отчуждения от общества. Привлечение его к ответственности за более тяжкое преступление, чем он совершил на самом деле, может привести его к полной интеграции с преступным миром, ведь там его «поймут» и «помогут».

Пример из практики:

ОВД «Преображенское» был задержан подросток, у которого было обнаружено наркотическое средство «гашиш», в количестве 20 грамм, притом 16 грамм были куском, и 6 «шариков» в фольге. Задержанный пояснил, что приобрел в долг для собственного потребления, назвал при этом номер телефона сбытчика и согласился на проведение ОРМ. Сотрудники уголовного розыска организовали встречу задержанного с продавцом под предлогом возвращения долга, однако не задержали последнего по причине отсутствия факта передачи нового количества наркотического средства. Органом дознания действия задержанного были квалифицированы как незаконное хранение наркотического вещества без цели сбыта. Прокуратура Преображенского района не утвердила обвинительный акт и отправила дело на дополнительное расследование в СК Преображенского района, которое в свою очередь, направило дело в суд с квалификацией, как приготовление к сбыту. Мотивация переквалификации была одна, что в этом ворасте подросток должен понимать, что крупное количество расфасованного вещества хранится для сбыта. Ходатайство адвоката о назначении психолого-психиатрической экспертизы с целью установления особенностей его психологического развития и соответствия паспортного возраста уровню его развития, было отказано. До судебного заседания, адвокатом по адвокатскому запросу силами специалистов одного медицинского учреждения, было проведено соответствующее исследование, выводами которого стали определение у него отставания в развитии в области социалогической адаптации и инфантильности. В Преображенском суде дело рассматривалось опытным судьей, в результате квалификация деяния была изменена на первоначальную, а подростку назначено условное наказание.

Представим, что его осудили бы по более тяжкой статье и назначили бы реальное лишение свободы. В этом случае, общество получило бы обозленного несправедливостью следственных органов и суда молодого преступника, которого «зона» вряд ли перевоспитала бы. А вероятность того, что он пополнил бы ряды взрослой преступности, более реалистична. Это с точки зрения социологии. А с человеческой точки зрения, у него был бы отнят шанс осознать и исправиться, жизнь его была бы, как это ни банально звучит, сломана.

 

МОИ  РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Психологи единодушны в том, что подростковый возраст является особым для становления личности. От того, как подросток преодолеет этот период, во многом будет зависеть его дальнейшая судьба. И поэтому очень ответственная задача ложится на взрослых, которые окружают подростка: на родителей и педагогов.

СЕМЬЯ  И  ШКОЛА.  Никто не станет отрицать, что  особенности развития подростка зависят от  влияния семейного фактора и стиля  поведенческих требований в школе.  Установление контакта школой с семьями детей и установление единого стиля требований семьи и школы - одно из условий, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех. Родителям, для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, уметь выстраивать систему воспитания в семье, владеть технологиями взаимодействия с ребенком, а также широким арсеналом средств действия в конкретных ситуациях. Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье. И именно школа может выступить источником приобретения таких знаний. Вместе с тем, незнание родителями технологий и методов общения с ребенком зачастую приводит к серьезным трудностям детей – они становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают конфликтовать с ними, с педагогами в школе, а порой даже уходят из дома и бросают школу.  Поэтому эффективная работа психолога невозможна без привле­чения к ней родителей подростков. И родители и школьные психологи должны понимать собенности подросткового возраста и вырабатывать идентичные способы и методы их приоболения. Основные вопросы для психологического воздействия семьи и школы:

  • Дружба - это всегда выяснение и построение своих отношений с окружающими людьми. Много негативных, если ни фатальных последствий, приносит искаженное понимание дружбы и предательства.
  • Половое созревание. Вопросы отношений мужчины и женщины, понятие любви, полового влечения. Формирование уважительного отношения к ровестникам противоположного пола и разъяснение относительно добровольности подростковых «экспериментов» и их последствий как в уголовно-правовом смысле, так и в физиологическом.
  • Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Необходимо вырабатывать стиль общения, при этом необходимо не применять физического превосходства. Они хотят равноправных отношений со взрослыми. Диалог и ненавязчивое убеждение, логический анализ спорной ситуации и положительные примеры могут принести положительные плоды.
  • Подростки постоянно думают о том, как их оценивают сверстники и взрослые  люди. При правильной самооценке появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни. Необходимо уделять самое пристальное внимание к окружению подростков. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании. Хорошо, если компания социально правильно ориентирована. Криминализированность компании, влияние взрослых участников компании, культивирование с их стороны «блатной романтики», нетерпения к представителям иной национальности или религии, ложных представлений о дружбе и «братстве» - это одни из многочисленных явлений, с которыми надо бороться родителям.
  • Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые) и никаких обязанностей (как дети).  Именно об ответственности, и не только моральной и нравственной, но и об уголовной, необходимо четкое и внятное разъяснение.

Излишняя раздражительность, замкнутость и  агрессивность, снижение успеваемости – явные признаки подростковых проблем. Главное для родителей и школы - своевременно и правильно отреагировать на эти изменения. 

 

Заключение.
 

В заключени хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение.

Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних.

Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

С целью неуклонного снижения уровня подростковой преступности и пополнения рядов взрослой преступности необходимо:

  • тесное взаимодействие родителей, школы, комиссии по делам несовершеннолетних;
  • более широкая  профессиональная подготовка школьных психологов и сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, увеличение их штатного расписания;
  • профилактическое разъяснение школьными психологами и сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних родителям несовершеннолетних психологических особенностей развития несовершеннолетних и методов воздействия на них;
  • разработка и внедрение новых методов профилактики отрицательного воздействия взрослой преступности, направленных на предотвращение втягивания подростков в совершение преступлений и правонарушений;
  • пропаганда здорового образа жизни, отказа от употребления алкоголя и наркотиков;
  • поручение расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, только опытным и высококвалифицированным сотрудникам следственных органов, с обеспечением соответствующего надзора за соблюдением законности и правильности квалификации совершенного деяния, исключающим обвинительный уклон и обеспечивающим справедливость вмененной квалификации.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован