11 апреля 2002
97

Приоритеты Правительства

Выступление Премьер-министра РТ Р.Н.Минниханова на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 11 мая 2001 года

Уважаемый Президент!

Уважаемые народные депутаты и приглашенные!

Вам представлен отчет о работе Правительства республики за период с июля 1998 года по первый квартал 2001 года. Он содержит необходимую информацию по основным направлениям деятельности. Поэтому остановлюсь на ключевых итогах работы Правительства и перспективах его деятельности.

Правительство в обновленном составе приступило к работе накануне августовского кризиса 1998 года. Его последствия тяжело сказались на уровне жизни населения. Он упал на 8%. Реальная заработная плата понизилась на 15%. Задолженность по выплате пенсий и заработной платы достигла недопустимо высокого уровня.

Серьезные проблемы возникли в промышленности и финансовой системе. Темпы роста объемов промышленного производства составили по итогам 1998 года всего лишь 0,2%. Обострились проблемы взаимных неплатежей по хозяйственным договорам. Увеличилась доля бартера.

В этих условиях деятельность Правительства была направлена прежде всего на то, чтобы смягчить последствия кризиса в экономике и социальной сфере. Эта непростая задача решалась в тесном взаимодействии с Аппаратом Президента, депутатским корпусом, главами администраций. В результате удалось стабилизировать экономическую и социальную ситуацию. Наметились тенденции к устойчивому позитивному изменению основных макроэкономических показателей.

Главным принципом в деятельности Правительства стал системный подход к решению наиболее острых вопросов. Разработка и осуществление масштабных экономических и социальных программ позволили сосредоточить имеющиеся ресурсы на ключевых направлениях. Назову лишь несколько программ, большая часть которых не имеет аналогов в Российской Федерации:

президентская программа ликвидации ветхого жилья;

президентская программа газификации республики;

президентская программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан;

республиканская программа энергосбережения;

программа адресной социальной защиты населения, которая действует с 1993 года.

Продолжается осуществление масштабных проектов по строительству нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске, моста через Каму, метрополитена, реконструкции аэропорта и ряда других социально значимых объектов.

Основными направлениями деятельности Правительства стали поддержка республиканских товаропроизводителей и усиление государственного управления экономикой с целью развития рыночных отношений. При этом широко применялись: налоговые льготы; налоговые кредиты; оздоровление предприятий путем реструктуризации долгов и другие формы; взвешенная тарифная политика; обеспечение наших предприятий сырьем с целью максимальной загрузки их производственных мощностей; обеспечение предприятий заказами, в том числе госзаказом, различные формы лизинга. Большое значение придавалось совершенствованию кадровой политики. Была введена система индикативного управления, которая позволила более точно оценивать экономическое состояние предприятий и эффективность работы органов управления.

Достигнутые результаты показывают, что стратегия развития в сложившихся условиях была выбрана в целом правильно, за три года рост объемов промышленного производства составил в сопоставимых ценах более 20%. Объем промышленного производства в 2000 году составил 193,7 млрд. рублей (в 1998 году - 52,5 млрд. руб.). Республиканские товаропроизводители получили 46,4 млрд. рублей прибыли. На развитие экономики и социальной сферы направлено 42,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. В финансовой сфере упорядочена работа по государственным заимствованиям и обязательствам. Республика полностью выполняет свои обязательства перед кредиторами.

Татарстан вышел на 1-е место в Приволжском федеральном округе по 70 основным показателям социально-экономического развития и на 4-е место в целом по Российской Федерации по объему промышленного производства. Валовой региональный продукт на душу населения в Татарстане почти на 25% превысил среднероссийский уровень.

Агропромышленный комплекс республики входит в первую тройку среди регионов Российской Федерации по производству зерна, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. В расчете на душу населения их производство в среднем в 1,5 раза выше общероссийских показателей.

Все это в совокупности позволило увеличить налогооблагаемую базу и направить полученные дополнительные доходы бюджета на решение социальных проблем.

В 2000 году на 13,4% увеличились реальные денежные доходы населения, реальная заработная плата возросла на 26%. За период с 1998 года повышение заработной платы работникам бюджетной сферы проводилось несколько раз. В результате она увеличилась вдвое. Если в декабре 1998 года среднемесячная заработная плата по республике составляла 1302 рубля, то в декабре 2000 года - 2762 рубля. За три года средний размер пенсий увеличился почти в 2,5 раза и в первом квартале 2001 года составил 868 рублей.

Последовательно осуществлялась программа адресной социальной защиты населения, которой охвачено более 900 тысяч человек. Ежемесячно на эти цели из республиканского бюджета расходуется около 50 млн. рублей, что позволяет оказывать материальную поддержку 30 категориям населения.

За отчетный период было введено 4,5 млн. квадратных метров жилья, 21200 ученических мест в школах, больницы на 1466 коек, поликлиники на 2285 посещений, клубы, дома культуры на 2690 мест.

Построено 9000 км газопроводов, газифицировано 156 тысяч квартир. Новые и реконструированные дороги с асфальтобетонным покрытием соединили с дорожными магистралями более 300 населенных пунктов. Решена проблема оснащения службы `Скорой помощи` и других служб здравоохранения спецавтотранспортом. С целью улучшения транспортного обслуживания населения за этот период приобретено более 800 автобусов, трамваев, троллейбусов, 4 электропоезда и состав фирменного поезда `Татарстан`. Оказана поддержка авиационному и речному транспорту. По показателям телефонизации наша республика переместилась с 68-го на 19-е место среди регионов России.

Проведена большая работа по закупке сельхозтехники. На средства республиканского бюджета закуплено 696 комбайнов, 2293 трактора, много другой техники.

В послании Госсовету республики Президент определил стратегическую цель социально-экономического развития Татарстана на данном этапе как дальнейшее значительное повышение качества жизни людей на основе экономического прогресса. Исходя из этого, Правительство ставит перед собой ряд приоритетных задач.

В области социальной политики прежде всего необходимо обеспечить рост доходов населения. Важная роль при этом отводится заработной плате. Ее рост должен значительно опережать рост цен.

Важно уменьшить долю населения, имеющую доходы ниже черты прожиточного минимума. Выход на уровень дохода не ниже черты обеспеченности позволит решить задачу формирования среднего класса. Его отсутствие не позволяет добиться согласованности социально-экономических стратегий для различных групп населения. Достижение этой цели станет основой социальной стабильности нашего общества. Необходимо также обеспечить привлекательность рабочих мест в официальной экономике и отвлечь людей от теневой сферы.

Немало предстоит сделать в области адресной социальной защиты, в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Остается приоритетным улучшение в республике спортивно-оздоровительной работы среди детей, подростков и молодежи. Правительство рассматривает заботу о детях и молодежи как важнейшую часть государственной политики.

Правительству предстоит усилить работу по инфраструктурному развитию. Это прежде всего касается доведения до нормативного уровня сети дорог, особенно в сельские населенные пункты. Учитывая, что парк всех транспортных средств общего пользования изношен на 50-60%, будет продолжена работа по обновлению подвижного состава, особенно автобусов, трамваев, троллейбусов. Предстоит довести телефонную плотность в городах до 72 номеров на 100 семей, в сельской местности - до 43 номеров на 100 семей.

Сейчас как никогда важно обеспечить эффективное использование географического положения и воспроизводство природных ресурсов республики. Защита окружающей среды, забота о том, чтобы не ухудшалось ее состояние, также является приоритетным направлением деятельности Правительства.

Решение этих задач потребует много усилий и ресурсов. Чтобы мобилизовать их, нами разработан план мероприятий, реализация которого позволит к 2005 году добиться увеличения валового регионального продукта не менее чем на 30% в сопоставимых ценах.

Это непростая задача. Республика вступила в федеральное правовое и налоговое поле. Существенная часть доходов выпала из нашего бюджета. Общий износ основных фондов на предприятиях республики составляет порядка 68%. На сегодня 37% предприятий в республике убыточны. Есть и другие острые проблемы, которые требуют безотлагательного решения. С учетом этих реалий мы должны четко определить основные направления экономической политики на ближайшую перспективу.

Ведущую роль в экономике по-прежнему будет играть нефтегазохимический комплекс. Предстоит сделать все возможное для значительного увеличения его эффективности.

В первую очередь необходимо:

обеспечить стабильную добычу нефти в объеме 28-30 млн. тонн в год;

продолжить активную работу по обеспечению сырьевой безопасности предприятий нефтегазохимического комплекса;

организовать новые конкурентоспособные производства с целью углубления переработки сырья на следующих переделах, что позволит увеличить добавленную стоимость минимум в 2 раза;

продолжить работу по более глубокой интеграции предприятий, составляющих нефтегазохимический комплекс;

создать систему консолидации прибыли по всей технологической цепочке - в интересах и республики, и предприятий.

Следует максимально задействовать значительный резерв, который имеется в автомобилестроении, авиастроении и на предприятиях оборонного комплекса. Правительство ориентирует эти отрасли народного хозяйства республики на более активный выход на внешние рынки не только с готовыми изделиями, но и с комплектующими.

Мы делаем особый упор на снижение затратности производства. В целях рационального использования топливно-энергетических ресурсов реализуется республиканская программа энергосбережения. Организационные мероприятия, осуществленные в 2000 году, позволили снизить энергоемкость в целом по республике до 10 %. Однако это только первые шаги. Сегодня у нас нет другого пути, кроме жесткой экономии энергии во всех сферах жизни.

Снижение затратности - только первый шаг к снижению себестоимости и повышению конкурентоспособности татарстанских товаров. Конкурентоспособность нашей продукции - это ключ к решительному повышению эффективности экономики в целом. Правительство будет использовать все возможные рычаги для стимулирования предприятий, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости и высокого качества.

Правительство намерено полностью прекратить прямое и косвенное субсидирование неэффективных производств. При этом, проводя работу по финансовому оздоровлению предприятий, мы ориентируем их на саморазвитие.

Чтобы обеспечить значительное обновление основных фондов предприятий, создание новых мощностей и приобретение новых технологий, будет активизирована работа по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики. Мы предполагаем задействовать все источники финансирования реального сектора экономики: амортизационные отчисления и прибыль предприятий; привлечение стратегических партнеров в капитал предприятий; финансовых ресурсов татарстанских, российских и иностранных банков.

Нужно в полной мере задействовать такой значительный резерв, как предпринимательство. Для развития малого и среднего бизнеса будут созданы самые благоприятные условия в отраслях торговли, бытовых услуг, строительства, связи, легкой промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве и других. Мы продолжим работу по созданию предпринимателям равных условий для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

Одним из приоритетных направлений в деятельности Правительства остается развитие агропромышленного комплекса. В основном решена задача обеспечения продовольственной безопасности республики. В то же время эффективность сельского хозяйства отстает от потребностей общества и экономики.

Чтобы уменьшить число нерентабельных хозяйств и резко повысить эффективность производства, мы меняем стратегию управления сельским хозяйством, вырабатываем совершенно иные подходы к его финансированию.

Сейчас перед нами стоит задача разработки концепции единой государственной кадровой политики в Республике Татарстан. Ее составной частью должны стать реорганизация системы профессионального образования, подбор и расстановка управленческих кадров в соответствии с системой индикативного управления.

Острота проблемы связана также с тем, что на предприятиях республики имеется более 20 000 рабочих вакансий. При этом выбытие квалифицированных кадров продолжается по возрастному фактору. Поэтому необходимо активизировать выполнение программы развития системы начального профессионального образования Республики Татарстан.

Нужно значительно повысить эффективность работы самого Правительства и его подразделений. Недопустимо, что отдельные министерства и государственные комитеты в основном выполняют роль методических центров, тогда как их задача - осуществлять реальное государственное управление и в полной мере нести ответственность за это перед гражданами республики.

Я назвал лишь часть приоритетных направлений деятельности Правительства на ближайшую перспективу. По многим из них уже разработаны мероприятия, которые в ближайшее время будут представлены вам на рассмотрение.

Уверен, что при поддержке Президента, депутатского корпуса, глав администраций городов и районов Правительство сможет и в дальнейшем успешно решать новые задачи по социально-экономическому развитию республики.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован