Согласно заключению Комитета Государственной Думы по собственности приватизация в России с 1994 года осуществлялась вне закона
Об этом наша беседа с заместителем председателя комитета доктором экономических наук Халилем БАРЛЫБАЕВЫМ.
Халиль Абубакирович, на основании чего были сделаны такие выводы?
- Давайте посмотрим на историю вопроса. Изначально приватизация государственной собственности обеспечивалась двумя законами РСФСР: об именных приватизационных счетах и вкладах, а также о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Эти акты были приняты Верховным Советом России. Однако летом 1992 года правительство намеренно уклонилось от их исполнения. В конце 1993 года указом Президента России Бориса Ельцина закон об именных приватизационных счетах был отменен, и мы получили безымянные чубайсовские ваучеры. К чему это привело - знают все. С тех пор вплоть до 1997 года приватизация осуществлялась вне закона, по программам, утверждаемым указами Президента России.
В июле 1997 года наконец-то был принят Закон `О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации`, статья 4 которого устанавливает, что приватизация госимущества осуществляется на основе Федерального закона `О государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации`. Согласно логике этой статьи проект федерального закона о госпрограмме должен вноситься правительством в Государственную Думу, а затем ежегодно вместе с проектом федерального бюджета на соответствующий финансовый год депутаты должны рассматривать изменения и дополнения в него.
После вступления в силу федерального закона о приватизации правительство России 5 июня 1998 года внесло в Государственную Думу проект закона о государственной программе. Этот проект рассматривался в течение двух лет. В июне 1999 года он был представлен на рассмотрение палаты в первом чтении. Но после обсуждения правительство его сняло с рассмотрения, сославшись на необходимость доработки, а в феврале этого года вообще отозвало законопроект из Государственной Думы.
На основании этого мы и делаем вывод, что приватизация в России в эти годы шла вне закона.
Халиль Абубакирович, но ведь не везде были приняты правила игры `по Чубайсу`. Например, я знаю, в вашей республике, Башкирии, пошли по другому пути.
- Да, у нас был принят указ Верховного Совета республики о запрещении принимать приватизационные чеки из других регионов. В компьютерные программы заложили все четыре миллиона чеков, находящихся на руках у населения, и тем самым мы контролировали ситуацию. Кроме того, установили их стоимость не в десять, а в сорок тысяч рублей. В результате мы смогли сохранить крупнейшие объекты производства, не допустив на них, как сейчас принято говорить, олигархов.
В отличие от остальной России у нас на каждый год принималась программа приватизации. Есть такая и на 2001 год.
Что произошло, то произошло. И все же. На ваш взгляд, возможно ли развернуть ситуацию в обратную сторону? Вот на `правительственном часе` в Государственной Думе первый заместитель генерального прокурора Юрий Бирюков сказал, что это не вопрос законодателей, а вопрос политиков. Вы согласны с ним?
- Думаю, что он не совсем прав. Если законы нарушались, а так оно и было, значит, должна свое веское слово сказать прокуратура - было бы желание. Но мы все понимаем, к каким, прежде всего политическим, последствиям приведет этот шаг. Поэтому если в этом плане рассматривать вопрос, то да - он политический. И его может решить только Президент России, если, конечно, на то будет политическая воля.
Значит ли это, что и в следующем году у нас приватизация будет проходить по понятиям, а не по закону?
- Мы ждали, что правительство внесет, как и полагается, одновременно с проектом бюджета на 2001 год и законопроект о госпрограмме. Но в пакете документов оказался не закон, а никем пока не утвержденная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий на следующий год.
В ответ на наше обращение Михаил Касьянов дал ответ, что закон о приватизации не предъявляет требований к срокам представления проекта закона о госпрограмме. Очевидно, в правительстве считают, что трех лет после принятия закона о приватизации слишком мало, чтобы подготовить и внести законопроект о ее программе. Или вообще считают, что можно обойтись без него.
Справедливости ради отмечу, что отдельные положения федерального закона о приватизации не соответствуют действующему законодательству, в частности Бюджетному кодексу, где говорится о программе приватизации, а не о законе. На что обратил наше внимание Михаил Касьянов. В этой связи в правительстве разрабатывается новый вариант закона о приватизации, в котором вообще отсутствует статья 4. Это означает только одно: правительство России не собирается согласовывать свои планы приватизации госсобственности с Государственной Думой.
Но хотелось бы напомнить, что исходя из мировой практики по всем юридическим канонам госсобственностью распоряжается парламент. Так что мы надеемся на разум и ждем от исполнительной власти встречных шагов.
Беседовал Александр ШАРОВ
Парламентская газета, 15.11.2000
http://nvolgatrade.ru/