Эксклюзив
30 октября 2012
568

Проблемы человеческого капитала в России

Вермишян Мариам, IV курс МО, МГИМО

Человеческий капитал - форма капитала, заложенная в человеке в виде его здоровья, навыков, способностей, мотиваций, образования и опыта, и в то же время основная составляющая национального богатства страны. На данный момент, октябрь 2012 года, стоимость стремительно растущего человеческого капитала в России оценивается в 600 триллионов рублей, что приблизительно равно 19 триллионам долларов. Для сравнения ВВП Соединенных Штатов равно 15 триллионам долларов США, по сути человеческие ресурсы оцениваются в сумме, значительно превышающей внутренний валовый продукт одного из крупнейших мировых лидеров в сфере экономики.

Однако человеческий капитал в нашей стране испытывает ряд проблем. Во-первых, показатели человеческих ресурсов выявляют тенденцию неравномерного разделения. В частности труд мужчин оценивается в 1,5 раза выше труда прекрасной половины, а труд молодежи - выше пожилых. Согласно подсчетам Высшей школы экономики, на граждан от 15 до 34 лет приходится 67% человеческого капитала, а на людей с высшим, неполным высшим и средним профессиональным образованием - 69%, судя по этим данным, Россия является лидером по числу дипломированных специалистов среди государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития наиболее. Однако количество не обязательно предполагает качество, еще большее сомнение вызывает рациональное использование этих дипломированных специалистов. Из-за переизбытка на рынке труда они не могут в полной мере реализовать свои навыки и профессиональный потенциал. Поэтому можно говорить о том, что накопленный человеческий капитал не находит себе применение и буквально "гниет".

Во-вторых, существует проблема в сфере образования. Чтобы разобраться с образованием, необходимо, чтобы каждый имел возможность поступить в университет, то есть высшее образование не должно быть "отмазкой от армии" или настолько дорогим, что оплатить его было нереально. Существуют же системы, при которых оплата университетского обучения откладывается до получения профессии, заработка и, собственно, возможности это обучение оплачивать. У нас такая система не практикуется. Более того, российское образование становится не источником среднего класса, а фактором усиления неравенства. Поскольку образование становится платным и наблюдается углубление разрыва в доходах населения, то уровень образования, полученный разными категориями населения, диверсифицируется, что только усугубляет первичное неравенство, исключая высокую социальную мобильность в стране. Человеческий капитал нужно увеличивать путем развития человеческого потенциала. Это значит: повысить уровень образования населения, а не штамповать дипломы, оставляя значительную долю образованного населения вне трудоустройства.

В-третьих, что касается здравоохранения, то люди не хотят лечиться, потому что не верят, что их могут вылечить. И не только в государственных поликлиниках, но даже порой и в частных клиниках. В итоге население гибнет: к одним скорая не едет из-за отсутствия хороших дорог, у других вообще нет телефонной связи, чтобы эту скорую вызвать. Простые граждане не могут позволить себе ни одной серьезной операции. Так продолжительность жизни не увеличить, а значит, и человеческий капитал останется таким же скромным. Словом, наша страна нуждается в кардинальных реформах здравоохранения.

Решение проблемы здравоохранения и образования не только повысит конкурентоспособность российской рабочей силы на глобальном рынке труда, но и поспособствует оживлению российской экономики в целом, ведь улучшение человеческого капитала является необходимым условием модернизации экономики нашей страны.
Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован