26 августа 2008
8095

Проблемы государственного регулирования и поддержка агропромышленного комплекса (Аналитический доклад)

Сегодня агропромышленный комплекс России призван обеспечивать не только повышение уровня жизни всего населения через обеспечение правильного и сбалансированного питания и производство сырья для перерабатывающих отраслей, но и обеспечить национальную продовольственную безопасность. Это требует ускоренного и согласованного развития АПК как единого комплекса.
Главное условие развития экономики - это растущий спрос и адекватный рост предложения.
Рост спроса для АПК обеспечивается ростом российской экономики и соответственно ростом доходов и платежного спроса со стороны населения. Однако рост цен на сельхозпродукцию не должен превышать темпы роста реальных доходов населения иначе это может не только стать препятствием к росту, но и привести к сокращению спроса в натуральном выражении.
Для обеспечения роста собственного производства АПК и достижения продовольственной безопасности страны необходимо обеспечить "обычный ход " торговли и "нормальную стоимость товара ".
Сбалансированность этих трех условий, обеспечивающих в конечном итоге устойчивое развитие, и являются основной целью государственного регулирования и поддержки АПК.
Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в рыночной экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования.
Государственное регулирование и поддержка развития АПК как единого кластера, является сложной и комплексной задачей, требующей расшивания сложившихся узких мест всего кластера, а не только сельхозпроизводителя. Поэтому проблему выбора объемов поддержки и вида их предоставления в АПК можно решить только после анализа развития всего кластера в целом. При этом задачей развития АПК является не только создание конкурентоспособного на мировых рынках высоконаучного сельскохозяйственного и перерабатывающего производства, но и сохранение в стране сельского населения и сельского образа жизни. В этом также в значительной мере проявляется особенность развития АПК как кластера, в отличии от традиционных отраслей народного хозяйства.
Однако, опыт применения государственного регулирования в АПК России имеет значительные недостатки.
Основными из них необходимо признать следующие:
- применяемые меры государственного регулирования часто не учитывают, что в случае с АПК, министерства и ведомства сталкиваются не с отдельной отраслью, а со сложнейшим взаимозависимым комплексом, где даже самые энергичные, но разрозненные меры не могут дать значительного эффекта. В результате на сегодняшний день российский АПК не в состоянии полностью обеспечить потребности внутреннего рынка и как комплекс имеет большую неустойчивость из-за несогласованного развития его элементов.
- АПК как комплекс имеет значительную сезонность, которой нет ни у одной отрасли промышленности и услуг. Кроме этого, как показал 2007 год, российский рынок продуктов питания стал более подвижен и менее эластичен, но со стороны федеральных и региональных органов власти меры по его госрегулированию были приняты с большим опозданием и не всегда адекватные
- необходимо также учитывать, что в отличии от прошлых лет, в мире происходит рост потребления продуктов питания и в первую очередь за счет повышения доходов населения развивающихся стран (Китай, Индия и т.д.), и роста спроса на зерновые и масленичные культуры для выработки биотоплива, поэтому мировой рынок продуктов питания будет более подвижен, что будет отражаться в значительных сезонных колебаниях мировых цен на продукты питания.
Скорость и комплексность принятия решений по применению тех или иных мер государственного регулирования, как показал 2007 год, начинает играть значительную роль отражаясь на росте розничных цен на продукты питания, уровне инфляции и в конечном счете на уровне жизни населения, особенно на его малообеспеченных слоях. Причиной подобных явлений можно назвать привычку ведомств разрабатывать меры государственного регулирования в АПК с периодичностью один раз в год, применяя весьма сложную и затратную систему согласований.
В целях повышения оперативности и комплексности принимаемых решений было бы целесообразно:
- сконцентрировать работу по выработке и реализации необходимых мер по государственному регулированию и поддержке АПК в одном профильном ведомстве - Минсельхозе РФ.
- предусмотреть меры поддержки малоимущих слоев населения путем введения дотаций, создания специальных магазинов с минимальной торговой наценкой, выпуском специальных "социальных видов" продукции (хотя в ряде областей появление социального хлеба воззвало резкий рост его потребления, так как его стали закупать на корм скоту)
- вернуться к антимонопольным критериям в розничной торговле, чтобы сократить запредельную торговую надбавку и предотвратить возможный сговор торговых сетей, рассмотреть возможность ограничения торговой надбавки на ряд товаров, сокращения, а в отдельных случаях и отказ от НДС.
- необходимо пересмотреть порядок и сроки согласования тех или иных государственных мер, регулирующих развитие АПК и продовольственного рынка для обеспечения повышения их эффективности и своевременности.
- в условиях мирового продовольственного кризиса, исходя из новых реальностей, необходим пересмотр и корректировка мер государственной поддержки АПК и продовольственного рынка страны как единого кластера. При этом эффективность принимаемых мер будет зависеть от активной совместной работы государственных и территориальных органов управления, законодательных органов власти и бизнес-сообщества, своевременности информирования производителей, переработчиков и участников розничного рынка о принятых решениях
Оперативность и адекватность принятия решений в области государственного регулирования и своевременной поддержки может в значительной мере сократить потери и издержки в российском АПК, стабилизировать цены на продукты питания или избежать значительного и резкого их роста.
Доклад подготовлен Комиссией по АПК РСПП и Экспертным институтом РСПП. Авторский коллектив: А.Нещадин, к.с.н. (Зам Генерального Директора Экспертного института, профессор МГУПБ), И.Оболенцев, к.э.н. (Председатель Комиссии по АПК РСПП) - руководители коллектива, А.Заздравных к.э.н. (Московский государственный университет прикладной биотехнологии), С.Сорокоумов,(Национальная ассоциация профессиональных экспертов и консультантов).
При подготовке аналитического доклада использованы материалы к.э.н. А.Злочевского, к.т.н. М.Мамиконяна, академика РАСХН И.Рогова

www.nasledie.ru

viperson.ru

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован