15 августа 2003
2438

Проблемы северного завоза; привлечение инвестиций в экономику Севера

Гости: Александр Назаров
Ведущие: Ольга Бычкова
Передача: Интервью

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Александр Назаров - председатель комитета СФ РФ по делам Севера и малых народов.
Эфир ведет Ольга Бычкова.

О. БЫЧКОВА 12:07 в Москве, у микрофона Ольга Бычкова, добрый день. Действительно, Александр Назаров, председатель комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов у нас в прямом эфире, добрый день.
А. НАЗАРОВ Добрый день.
О. БЫЧКОВА Так получается, что мы все время говорим о погоде, о том, как нынешнее лето влияет на ситуацию и экономическую, и просто материальную, жизненную в самых разных странах, в разных российских регионах тоже. На российском Севере этим летом сложилась чрезвычайная ситуация в связи с катастрофическим обмелением реки Лены, чрезвычайное положение было объявлено правительством Якутии, писали о том, что, может быть, Транссибирская магистраль перекрыта из-за критической ситуации на Лене, и все это, соответственно, ставило под угрозу срыва северный завоз. В любом случае подготовка к зиме обходится уже в большие средства, чем можно было бы предположить. Что происходит сегодня?
А. НАЗАРОВ Оля, вы знаете, сегодня как таковой проблемы северного завоза в России уже нет, я так могу сказать, это была действительно проблема номер 1, когда переходный период был в 90-х гг., до 99 года. Сейчас в полном объеме в России имеются топливно-энергетические ресурсы, выделена устойчивая строка на бюджет, о ней попозже поговорим, и распределена субъектам федерации, они имеют средства, в том числе и накопительные. Т.е. мы пережили тот кризис финансовый, который был тогда и материально-технический, в те годы. Проблема в том, что действительно мы прогнозировали, и правительство это видело, в том, что сегодня обмеление рек будет. От того, что мы введем чрезвычайную ситуацию, вода в реке Лене не прибавится.
О. БЫЧКОВА Т.е. это можно было понять уже в начале лета?
А. НАЗАРОВ Да, и когда было выездное заседание по делам Арктики и комиссии в Якутске, уже тогда зам. министра морского флота выступал, говорил о том, что проблема будет. Другое дело, что сейчас надо сконцентрироваться, накопить в осенние паводки, когда будут, срочно завезти топливо. Поэтому природа преподносит нам сюрпризы, к ним надо быть всегда готовыми. Финансов достаточно в Якутии, достаточно их в каждом регионе. А труднодоступные регионы, действительно, нуждаются в новом флоте, т.е. здесь надо рассматривать уже проблему на будущее, что нужны мелкосидящие суда, мелкотоннажные, с посадкой, допустим, до 40-50 см, с тем, чтобы обеспечивать такие малые поселки, которые имеются у нас по зонам Арктики.
О. БЫЧКОВА Предлагалось ведь несколько крупных проектов, инвестиционных в том числе, связанных именно с таким флотом.
А. НАЗАРОВ Знаете, это было во все времена, эта проблема, во все времена, сколько существуют малые поселки на малых реках, их осваивали испокон веков, так и сегодня они существуют. Я думаю, что в любом случае мы к этому вопросу подходим, и я думаю, что в этом плане правительство смотрит глубоко и достаточно внимательно, к этой проблеме. Я думаю, что она в ближайшем будущем разрешится. Другое дело, что сегодня надо механизм менять, обеспечения северного завоза, она устарела, строка, которую мы имеем в бюджете, на следующий год ее закладываем, она устарела. Сегодня как раз я считаю, инициативный есть министр Николай Кошман, который возглавляет Госстрой, и он над этим будет работать, и я как раз буду писать записку премьеру, с тем, чтобы изменить систему подхода к северному завозу. Есть квадратный метр жилья на человека, есть сегодня субсидия, которая рассчитывается на квадратный метр жилья, вот как раз в этой субсидии надо учитывать именно закупку топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоэнергетического баланса на этот квадратный метр жилья. Тогда мы изменим, а то один просит 400 млн., второй пишет на 800 млн., от этой практики надо уйти. И как раз это будет рыночный механизм, это будет соответствовать той программе, которую делает правительство, тем бюджетным отношениям, межбюджетным отношениям, от муниципалитета до федерального правительства. Ведь у муниципалитета сегодня в собственности все жилье находится. И приватизировано жилье, уже есть на Севере достаточно много. Давайте рассчитаем, сколько надо на кв. м жилья выделить средств в том же Норильске, в том же селе Катредькино, с тем, чтобы понять, сколько на село Катредькино, на одного жителя, на 1 кв. м давать субсидий, и сколько в Норильске. И тогда все будет ясно и понятно, не будем себя обманывать, надеяться и доказывать, что 6 млрд. это мало или 12 млрд. это много. Т.е. это задача, я считаю, и Госстроя России, и Минэкономразвития, и Минфина. Минфин уже к этой проблеме подошел, считает, что наша позиция правильна.
О. БЫЧКОВА Откуда брать средства, кроме государственного бюджета? Дима, наш слушатель, прислал вопрос вам на эфирный пейджер, спрашивает, есть ли на Севере резервы, есть ли еще, с кого брать налоги? Тут даже два вопроса у Димы.
А. НАЗАРОВ Да, Север сегодня дает 60% валютных поступлений. Если взять параметры бюджета, утвержденного на правительстве, утвержденного на трехсторонней комиссии позавчера, я участник трехсторонней комиссии, член ее от СФ, я вам скажу, что как раз топливно-энергетический баланс, цена на баррель как раз является составляющей сегодня, и цена на газ.
О. БЫЧКОВА И там находятся регионы-доноры.
А. НАЗАРОВ Да, это Север, понимаете, это Архангельская область, это Мурманская, это сегодня и Ханты-Мансийская, и Тюменская, Ямало-Ненецкий округ и т.д., Якутия. Вот пожалуйста вам резервы, надо рассчитать, мы не густонаселенная страна. И это не такие уж огромные деньги будут на кв. м жилья, я вам официально это заявляю, потому что я достаточно сильно знаю Север, от Мурманска до Чукотки. Я не собираюсь, как здесь было заявление в "Независимой газете" Назаров перебирается в Калужскую область нет, я всю жизнь посвятил Северу, буду Северу посвящать себя. Но дело в том, что как раз методику надо изменить, тогда мы скажем, сколько и потребительская корзина у жителя Севера, она же выше. Давайте просто с вами отвлечемся.
О. БЫЧКОВА Вот расскажите, да, как это выглядит в жизни?
А. НАЗАРОВ В Москве мы имеем возможность купить одно пальто и ходит в нем 10 лет.
О. БЫЧКОВА Допустим.
А. НАЗАРОВ Условно скажем. А там надо купить и валенки ребенку, и летнюю, и зимнюю одежду, ее надо, кстати, каждый год менять, это значительно дороже. И кв. м точно также дороже. Я считаю, что как раз когда концепция, о которой мы говорим, развитие Севера, должна быть принята, о которой говорит президент, сейчас Госсовет наконец будет рассматривать этот вопрос, и о том, что ведет комиссия по делам Арктики сам премьер, председатель правительства, Михаил Михайлович Касьянов, мы как раз подбираемся к районированию Севера. И тогда мы скажем, что в районах Крайнего Севера должно быть не 12 м на человека, об этом я еще говорил в 87 году, минимум должно быть на человека на Севере, учитывая климатическую зону, минимум 20 кв. м. Это кислород, это масса, это свет, и т.д. Это масса проблем, которые существуют в этой зоне. Как раз к этим параметрам жизненным мы должны подобраться в рамках районирования Севера, российского Севера. И такую концепцию надо определять, вырабатывать, и тогда, я вам скажу, это показывает, что вот, Север отбирает это как бы политическое хобби стало у людей, понимаете, показывать на то, что Север затратный. Извините меня, Север не затратный, Север кормит Россию на 60%.
О. БЫЧКОВА Да, но вот концепция развития Севера, о которой вы говорите, что это такое, кроме увеличения разных норм потребления?
А. НАЗАРОВ Это достаточно серьезный документ, во-первых, мы должны прекрасно понимать, что мы вошли в Арктический совет, арктическое измерения, наш президент Владимир Владимирович Путин в Канаде, наш комитет вышел с инициативой с тем, чтобы наша РФ председательствовала в этом совете в 2004 году, председатель правительства ее поддержал, эту идею. МИД направил официальное письмо. Я считаю, в Арктическом совете мы играем огромную роль, Россия приарктическая зона и имеет крупный северный путь, крупное северное пространство, мы осваиваем Баренцево море, вы видите, с газом мы уходим уже в Ямал, выходим с газом и с нефтью на изыскания на Камчатке, на Чукотке, в Якутии и т.д., т.е. это глобализация, глобальные проблемы. И как раз она, эта концепция, затрагивает свое право России и место ее в политической, экономической жизни приарктических государств. Я считаю, что мы просто обязаны это сделать. И я верю, у нас огромный потенциал, у нас огромные накопления опыта, и СССР, тогда Россия представляла всегда Север, и я считаю, нам есть, чем поделиться, нам есть и чему поучиться у приарктических государств. Эта концепция должна отражать как внутренние проблемы, так и геополитические. Т.е. здесь должны учитываться все мнения, все параметры нашего государства.
О. БЫЧКОВА Геополитические проблемы что имеется в виду?
А. НАЗАРОВ Это сегодня влияние на зону Арктики, это влияние на Северное полушарие, это северный морской путь, это биологические ресурсы, это сохранение экологической программы, это сегодня международные отношения и право на территориальные воды, которые мы имеем, это воздушное пространство. Комплекс проблем, которые должны рассматриваться в этом арктическом измерении с позиции уже нашего представительства. И внутренние проблемы, мы должны прекрасно понимать, что такое Арктика, первая зона, что такое вторая, что такое третье. Об этой программе можно говорить с вами очень подробно, и мы ее изложили, мы ее подготовили, она сегодня определена, районирование мы рассмотрели в Якутске, об этом имеется материал на нашем сайте, нашего комитета, в Интернете, поэтому я думаю, что желающие познакомиться более подробно, они могут иметь доступ на этот сайт. Я думаю, что она должна обсуждена быть со всеми регионами России и принята правительством РФ. Это значительно улучшит экономические отношения, и рыночные отношения наших тех предпринимателей, всех проживающих там в Арктике.
О. БЫЧКОВА Но все равно все сводится, в конечном счете, к вопросу, откуда брать деньги.
А. НАЗАРОВ Надо зарабатывать их. Кстати, мы в этом году еще плохо зарабатываем. Как раз вчера дискуссия шла на правительстве, валовый внутренний продукт у нас растет медленнее, чем инфляция, так ведь? Но мы должны прекрасно понимать, что мы должны быть ориентированы, как поставил нам президент амбициозную задачу, поднять ВВП до 10%. Т.е. мы должны сегодня начинать работать, восстанавливать новые технологии, повернуться с внутреннего производства, к реальному сектору экономики. Задача достаточно сложная. А газ мы добываем, газ 100% идет в бюджет. Нефть мы тоже добываем, причем добывать будем еще очень долго, мы большой поставщик на внешний рынок и на внутренний рынок, но надо провести газификацию в России. Вот выступал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, мой товарищ, я считаю, коллега бывший, я считаю, он правильно сказал, что сколько можно в деревне проблемы мы самая газодобывающая страна, а 27% всего деревень газифицировано.
О. БЫЧКОВА 27%?
А. НАЗАРОВ Да, понимаете? Вот вам, пожалуйста, и деньги. Население готово вкладывать и инвестировать, мы должны разрабатывать механизмы. Тогда мы говорим о том, что мы не потеряем, как заявляют сегодня некоторые эксперты, 10 млн. земли из оборота выведено, потеряли мы по переписи много населенных пунктов, почему потому что нет устроенности, а туда же и дороги, это малообеспеченные населенные пункты, они заживут, т.е. мы должны сказать, что каждый человек в России обязан зарабатывать деньги. Это идеология должна быть в нашей жизни. А не идеология, сколько мы распределим и сколько мы дадим. Это надо пенсионерам давать, им надо обеспечивать. Все остальные родились, чтобы жить и зарабатывать себе на жизнь. Для этого нужны рабочие места, и весь комплекс проблем, который существует сегодня.
О. БЫЧКОВА О рабочих местах, вы перед эфиром начали мне рассказывать, что только что приехали со встречи с китайскими представителями по поводу проблем Дальнего Востока. Всегда говорят о том, что Дальний Восток под угрозой, об этой китайской экспансии очень много говорят, в чем там проблема?
А. НАЗАРОВ Китайской экспансии нет, мы просто-напросто, можно объективно сказать, потеряли реальную систему государственного влияния на те процессы, которые происходили при развале СССР, установлении российского государства, именно на Дальнем Востоке, отток, естественно, населения, брошенные населенные пункты, закрытие военных поселков и т.д., весь комплекс вопросов, который набрался за эти 15 лет. И в одночасье их не решишь, но проблему брошенных земель, которые зарастают лесом, которые сегодня в России существуют, сегодня надо решать. Я считаю, здесь как раз международное право нам позволяет садиться за стол переговоров и находить точки соприкосновения на межправительственном уровне в отношении наших дальневосточных земель. Я условно скажу, что мы не имеем права бросать земли.
О. БЫЧКОВА Каковы масштабы?
А. НАЗАРОВ Масштабы достаточно серьезные, большие. У нас сегодня миграция, как раз будет передача в сентябре, наверное группа "Совершенно секретно" интересный материал снимала там, как все это стихийно ведь происходит. Наконец, мы начали что-то регулировать. Но мы должны понимать, что, привлекая рабочую силу, у нас дефицит рабочей силы на сегодня, понимаете, на землю, ведь на Дальнем Востоке, ни для кого не секрет, сколько брошенных земель. И как раз на эти земли надо размещать людей и договариваться на межправительственном уровне, на какой период мы привлекаем, как люди будут жить, как платить налоги, как выполнять конституцию России, какие обязанности по выполнению конституции Китая, ответственности каждого гражданина и Китая, и России за выполнение этих законодательных актов. Это все надо садиться и отрегулировать. Но привлекать рабочую силу, я считаю, мы будем вынуждены. Мы от этого никуда не денемся, это нормальный процесс, который сегодня происходит во всем мире.
О. БЫЧКОВА Но обычно говорят, что китайцы придут на эти брошенные земли, сядут там, останется навсегда, и это уже будет не Россия, а Китай.
А. НАЗАРОВ Вы знаете, в чем дело, Америка ведь тоже осваивала Новый Свет, привлекала со всего мира рабочую силу. Точно так, как воевал великий Рим, тот, кто пересекал границу Рима, становился римлянином, воином, так ведь? Это история. Другое дело, что мы должны договориться, и я условно говорю, что есть, допустим, земля в 10 000 га, на эти 10 000 га нужно 700 человек работающих. Мы договариваемся, вот вам поселение для Китая, 700 человек все, не больше и не меньше. Это ваши проблемы, но мы должны внутренние проблемы общины Китая, кого отправлять в Китай, но 700 человек должно жить. Другое дело, когда он хочет принять гражданство России, желает ли он служить в армии российской, эти тоже процессы можно отрегулировать. Ведь мы же говорим сегодня о профессиональной армии, наемной армии, ничего страшного в этом нет. И мы говорим, что мы можем привлекать и служить, пожалуйста. Но работать на этой земле должно быть 700 человек, все, 700 должно быть там. Другое дело, когда, в каком поколении он будет получать гражданство России, кем он будет, но и говорить если он нарушает конституцию в этой общине, она подлежит массовому выселению. Это должен понимать и Китай, это дисциплина, это межгосударственные отношения. Я думаю, что тогда не будет такой стихии, как во Франции, когда образуется жесткое выселение, во Франции тоже с эмигрантами жестко обходятся. За проволоку и до свидания, в самолет и вывезли. И этот негласно который существует народ, в любом случае, хитрей, и он находит точки соприкосновения, как обмануть государство, и там, и здесь. Поэтому надо создавать рабочие места, создавать возможности, платите налоги в Россию, отрабатывайте, сдавайте продукцию на наш рынок, пожалуйста, работайте. А то мы решили китайский дешевый товар, пуговицы и т.д., но все равно они есть, эти люди, дайте ему гектар земли.
О. БЫЧКОВА Они все равно там будут, вы хотите сказать?
А. НАЗАРОВ Как мы говорим, в Швеции, в Исландии, родился, свадьба прошла, семья образовалась, на тебе одну сотку, 10 соток земли, и вы живите в 20 соток земли, обрабатывайте. Сразу отдает государство новой семье, создавшейся. Точно мы так должны, ведь брошенных земель очень много, мы не густонаселенная страна, у нас огромная территория, и это прекрасно понимает президент, и он об этом говорил в послании, кстати говоря.
О. БЫЧКОВА А что хотят китайцы, когда вы обсуждаете с ними эту проблему на официальном, как я понимаю, вполне уровне, на что они претендуют?
А. НАЗАРОВ Для них это тоже проблема номер 1, незаконная миграция. Они за то, чтобы садиться за стол переговоров, они за то, чтобы сегодня находить государственные отношения. И мы как раз должны договариваться на этом плане, как раз эту проблему показать, допустим, режиссер такой факт снимает, в Хабаровске сидят на крыльце три наших крепких мужика, здоровых, пьют водку. А здесь же рядом с ними кладет тротуар сегодня рабочий-китаец. Почему он, этот человек, не может работать на этой плитке? Он говорит, вот видите, он работает. А ты почему не можешь а потому что мы внутри уже создали в России потребительство у человека, понимаете? Пожалуйста, работай а что я буду за полторы тысячи работать или за 200 руб.? Я лучше по безработице получу. Нет, извините меня, ответственность надо за то, что ты не работаешь, вводить государственную ответственность. Почему я должен кормить какого-то соседа, здорового, крепкого мужика, якобы у него проблемы, так ведь или нет, почему я за счет своих налогов, за счет своих усилий, ума, физически, неважно, какой человек трудится, должен его, этого трутня содержать? Т.е. эти законы надо нам подумать в СФ, в ГД и принять ответственность за то, чтобы человек работал в нашем государстве. Но почему-то наши люди сейчас в Турцию едут и работают, пашут там по 12-16 часов в домах отдыха, моют посуду, убирают полы наравне с теми же привлеченными рабочими силами в Турции. Почему? А почему здесь так не работают? Хотя если посмотреть его затратный механизм там и здесь, он абсолютно больше не зарабатывает.
О. БЫЧКОВА Наш слушатель Дима спрашивает, а как заработать деньги, если их отнимает финансовая политика? Я под этот вопрос прошу вас коротко о трехсторонней комиссии по поводу межбюджетных отношений между центром и субъектами федерации.
А. НАЗАРОВ Безусловно, сейчас регионы, можно сказать, стали более зависимыми в финансовом положении от центра, от правительства. Я думаю, что это временный порядок, консолидация бюджета на уровень федеральной власти.
О. БЫЧКОВА А почему вы думаете, что это временно? Может, это направление на будущее?
А. НАЗАРОВ Подождите, если мы утвердили баррель в 20-22, цена на газ такая же, мы говорим, что это федеральные деньги, и на газ остается не так уж много по регионам. Реально сектор экономики стоит, т.е. надо вкладывать в реальный сектор экономики, там, где рынок потребляет, как раз мне понравилась фраза председателя правительства о том, что правительство берет на себя ответственность рассмотреть наиболее эффективное производство, вкладывать туда деньги уже в последующие годы. А неэффективное производство, на которое в рынке нет спроса, его просто-напросто надо потихоньку реанимировать, отдавать в другие направления. Но как аграрный сектор, выступал и министр сельского хозяйства Гордеев, в любом случае инвестиции в сельское хозяйство надо делать, вы смотрите, давайте посмотрим простые вещи с вами, "ножки Буша". Понятно, что их нельзя нам не употреблять. Все понимают это. Мы их употребляем. Почему потому что у нас нет мяса кур. Но у нас были птичники, сегодня эти птицефабрики закрыты. Но цена на наше мясо сейчас увеличилась, уже 18 руб. в Москве, наши куры уже стоят 18 руб. А были недавно сколько 8-9. Нам не хватает своего мяса. Давайте создавать, давайте к этому зерновой баланс тогда привязывать. Т.е. весь этот комплекс вопросов надо быстро, и он кстати быстро решаемый в этом направлении. И рабочие места появятся. Но говорить о том, что просто так отдавать деньги, за счет нефти кормить всех, так не будет. Т.е. мы должны понимать, что федеральное правительство, создав, забрав на себя деньги, отдав их в регионы, должно сказать в этой области ты должен столько восстановить рабочих мест на рыночных рельсах экономики, а те регионы-доноры, они сегодня в худшее положение попали. Та же Саратовская область, та же Самара. Это как раз и неправильно.
О. БЫЧКОВА Александр Назаров, председатель комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов, был в нашем прямом эфире, спасибо вам.
А. НАЗАРОВ Спасибо, всего доброго.

http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/23076/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован