21 июня 2002
235

Проблемы ТЭКА уже приобрели системный характер

Для их решения необходимо создать комплексную стратегию развития отрасли
Аман Тулеев

Мне часто задают вопросы: разве только угольная отрасль заслуживает государственного подхода? Не пойдет ли ее усиленное развитие в ущерб другим направлениям? Чем вызвано такое явное предпочтение?

Отвечаю по существу - рабочая группа Государственного совета Российской Федерации по вопросам государственной политики развития угольной отрасли создана не для лоббирования интересов угольной отрасли, как это некоторым хотелось бы представить, а для решения узловых проблем ТЭКа.

В ходе недавнего обсуждения `Энергетической стратегии России на период до 2020 года` выяснилось, что у угольщиков, газовиков и нефтяников накопились одинаковые проблемы, и решить их в рамках отдельных отраслей или тем более предприятий невозможно. Нужна комплексная стратегия развития ТЭКа. И рабочая группа взяла на себя согласование ключевых вопросов в рамках российской экономики в целом.

Так уж получилось, что угольщики всегда проявляли больше активности в постановке острых проблем, которые мешают развитию отрасли. А со стороны могло показаться, что они заботятся только о своих интересах. Но давайте разберемся по порядку. Сейчас у отрасли три `болевые` точки - проблема сбыта, высокие тарифы естественных монополий и социалка. Проблема сбыта вызвана предпочтительным использованием дешевого газа, импортного казахского угля и высокими железнодорожными тарифами.

И тут выясняются любопытные вещи. Газовики и нефтяники тоже не выигрывают в сложившейся ситуации. Они открытым текстом жалуются на диспропорции в развитии ТЭКа. Ажиотажный спрос на газ не способствует процветанию отрасли. Ресурсы не восстанавливаются, их добыча идет хищническими темпами, близится потенциальный дефицит `голубого топлива`. Газовики согласны, что газ надо расходовать рационально - экспортировать львиную долю и получать валютную выручку, а также снабжать население. Но вместо этого газ сжигается в котлах ТЭС, а это все равно, что топить ассигнациями.

РАО `ЕЭС` использует административные методы, чтобы `выбить` квоты на дешевый газ и мазут, и не желает покупать уголь по рыночным ценам. В результате искусственно создается недобросовестная межотраслевая конкуренция на внутреннем рынке. Таким образом, энергетика соблюдает только свои интересы и диктует искаженные перспективы ТЭКу. Как переломить ситуацию? Нужно интенсивное выравнивание диспропорций, в том числе и ценовых.

Среди многих причин - неразвитость рыночных механизмов, отсутствие внутриотраслевой конкуренции и независимых производителей топлива и энергетики, неэффективный контроль государства в этой области.

В результате проблемы ТЭКа приобрели сегодня уже системный характер: отсутствие рыночного механизма саморегулирования деформирует структуру спроса и структуру энергетического рынка, приводит к нерациональному расходованию энергетических ресурсов. Экономика начинает зависеть только от одного энергоносителя. Нужна реструктуризация так называемых естественных монополий, переход к рыночным ценам, конкуренция независимых производителей.

Вот и на угольном рынке чувствуется недостаточный уровень внутриотраслевой конкуренции и недобросовестной межотраслевой конкуренции с природным газом. Закрытый характер рынков сбыта энергетических и коксующихся углей, который обуславливает избыточные рычаги давления потребителей на предприятия угольного сектора, отсутствие свободных организованных рынков торговли углем, долгосрочных договоров сбыта продукции, конкуренция с импортным углем, привели к падению рентабельности в отрасли.

Среди других системных проблем - проблема снижения транспортных тарифов. Для угольщиков она наиболее актуальна, потому что в отрасли самая высокая стоимость и самое низкое качество транспортировки углей железнодорожным транспортом, что препятствует развитию системы внутренней торговли углем. Остро стоит вопрос о развитии инфраструктуры портовых терминалов по перевалке угля, что позволило бы кардинально решить проблему экспорта. Но несбалансированность тарифных систем в железнодорожных перевозках и трубопроводном транспорте - общая головная боль. Отсутствие единой системы унифицированных тарифов препятствует развитию всех отраслей ТЭКа, делает экономически невыгодными многие проекты - например, по транзиту энергоресурсов через территорию России.

О привлечении инвестиций следует поговорить отдельно. Известно, что у угольщиков самый низкий объем привлекаемых инвестиций. Но и в других отраслях ТЭКа ситуация не лучше. Причина - большинство производственных объектов ТЭКа на сегодняшний день выработало эксплуатационные сроки. Выбытие основных производственных фондов не покрывается вводом в строй новых производственных мощностей из-за недостаточного объема капиталовложений. ТЭК не привлекателен для инвестиций прежде всего потому, что нет стабильного налогового законодательства и очень высоки инвестиционные риски. Чтобы исправить ситуацию, нужен жесткий государственный протекционизм - как и в других отраслях с высокой капиталоемкостью и длительным инвестиционным циклом. Придется побороться за изменение амортизационных отчислений, развитие новых программ страхования, за долгосрочные тарифные гарантии.

Не могу не коснуться и темы экспортно-импортных пошлин. Широко обсуждаемая благодаря нам тема импорта экибастузского угля - пример отсутствия последовательной правительственной стратегии импорта энергоресурсов. Мы со своей стороны будем требовать ужесточить экологический контроль в отношении импортируемых углей, содержащих вредные примеси. Но наряду с импортными существует проблема негибких экспортных пошлин, более актуальная для других отраслей ТЭКа, особенно для нефтяников. Общий настрой понятен - таможенный механизм должен служить развитию отечественной промышленности, а не быть только фискальным инструментом для наполнения бюджета.

В заключение хочу напомнить, что и угольная отрасль, как и другие составляющие ТЭКа, стоит перед необходимостью реструктуризации и модернизации. А это означает необходимость решать серьезные социальные проблемы, особенно связанные с преодолением неблагоприятных социальных последствий функционирования градообразующих производств. Нужно изыскивать средства на решение вопросов социальной защиты и занятости, переселения из неперспективных районов. Сейчас эти процессы проходят при хроническом недофинансировании, что приводит к нарастанию социальной напряженности.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован