03 апреля 2006
3222

Проданный город

Почему распродается Воронеж

Воронеж продан. Прогуляйтесь по городу и посмотрите по сторонам: кому принадлежит все это? И вот что увидите...

Продана земля в парках и скверах. В парке "живых и мертвых" нижегородский предприниматель Андрей Климентьев строит торговый комплекс "Европа". В несостоявшемся парке Экзюпери компания "Висант" готовится возводить торгово-развлекательный центр. Если во всем мире крупные объекты торговли выводятся на городские окраины, а в парках идет борьба за каждое дерево, каждый квадратный метр газона, то в Воронеже все наоборот. "Зеленые островки" безвозвратно исчезают.

Под жилищное строительство продана городская земля. Почти вся. Продано и то, что под землей. Например, подземный пешеходный переход возле Детского мира.

Нет больше у города своего электротранспорта. Имущество "Горэлектротранса" - два троллейбусных депо, несколько диспетчерских пунктов, разворотных колец и троллейбусов, контактный провод и др. - ушло с полусекретного аукциона. По имеющимся данным, всего за 28 млн 466 тыс. рублей. За бесценок. Одна земля под депо стоит на рынке много дороже. Можно не сомневаться, территории депо теперь превратятся в территорию массового жилищного строительства. А рельсы демонтируют и продадут на металлолом.

Словом, продано то, что как бы не продается. И ЭТО ЛИШЬ ПОЛОВИНА РАСПРОДАЖИ.

Другая половина - это основные финансовые потоки Воронежа. Де-юре продать их сложно, но de facto они все равно проданы. Ну, например, Центральный рынок. Он остается в муниципальной собственности (пока еще), однако финансовый оборот контролируется новым директором Александром Болдыревым, входящим в ближайшее окружение мэра.

Возьмем коммунальную сферу. Стратегическое для города направление - вывоз мусора - поделен между несколькими кланами. Например, самые доходные маршруты Ленинского района обслуживает фирма, принадлежащая, по неофициальным данным, высокопоставленному чиновнику. Лифтовое хозяйство из муниципального предприятия "Лифтремонт" выведено в частную фирму - воронежский филиал Карачаровского механического завода. Где директорствует сын вице-мэра по городскому хозяйству Вячеслава Артемова.

Ну и так далее, по списку.

Впрочем, не так интересно, КОМУ продан город. Интересно - ПОЧЕМУ. Просто потому, что кучка людей, выигравшая мэрские выборы, реализовала свое естественное право на обогащение? Разрезала муниципальный пирог и разделила между собой и приближенными?

Давайте разберемся.

Мэр за предшественников не отвечает. Приличную часть города успели продать до него. Скрынников лишь продолжил их дело. Зато КАК продолжил! Он допустил продажу того, что продавать вроде как не принято, не правильно, да просто - НЕ НУЖНО! Например, подземные пешеходные переходы, троллейбусные депо... Или все-таки нужно? Тогда зачем? Давайте разберемся.


В ЧЕМ ЦЕЛЬ?

На наш взгляд, у распродажи городского имущества может быть две цели.

Цель 1. Ради повышения эффективности. Во всем мире частное работает лучше государственного. Поэтому продажа государственной (муниципальной) собственности - естественный процесс. В Воронеже тоже есть примеры прихода эффективного хозяина. Убогие помещения кинотеатров "Спартак" и "Юность" были выкуплены у города и превратились в современные развлекательные комплексы. Но - это было давно.

А сейчас, после новых продаж, горожанам стало лучше? Нет. Значит, цель распродажи - другая.

В этой публикации мы не будем анализировать, какой экономический эффект получит город. Потому что, на наш взгляд, главные причины происходящего - не экономические, а политические. Об экономике мы поговорим отдельно.

Цель 2. Ради себя. После выборов всегда происходит дележ трофеев. Что и сделала команда мэра. Впрочем, поделив завоеванное, она логично задумалась: а что теперь?


ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ РАСЧЕТ

Распродажа города каждый раз берет свое начало с мэрских выборов. Во время них формируются финансовые и имущественные ручейки, которые превращаются в бурные потоки сразу после победы. Текут они обычно в трех основных направлениях.

Направление 1. Расплатиться с инвесторами. Здесь все понятно. Кто вложился в победу мэра, тот имеет право "первой ночи" с городом. Например, самые широкие возможности есть у Александра Болдырева. Сейчас он возглавил Центральный рынок - одно из самых денежных муниципальных предприятий.

Направление 2. Подкормить родственников (когда наелись инвесторы). Мэрского зятя Валерия Канглиева обсуждали и продолжают активно обсуждать.

Например, была история с тротуарами. Если разобраться, именно с них начались по-настоящему заметные преобразования в городе. "Реформа тротуаров" заключалась в том, что большинство пешеходных дорожек в центре Воронежа были плотно заставлены торговыми палатками. Так, что собственно пешеходам места почти не осталось. Официально в мэрии откомментировали это новшество необходимостью пополнять бюджет за счет торговли. Неофициально же говорили о причастности мэрского зятя.

Сегодня мы открыто спрашиваем: правда ли, например, что Валерий Канглиев имеет интерес в торговле на улице Пушкинской?

Направление 3. Вброс денег для удержания власти. Время "честной власти" тает, как весенний снег. До выборов остается меньше двух лет, и команда Скрынникова уже вовсю к ним готовится. Этим, на наш взгляд, и объясняется масштабная мобилизация финансовых и других ресурсов. Собственные аппетиты отходят на второй план, люди объединены общей целью удержать теплые места.

Нужны доказательства? Вот они.


ОПЕРАЦИЯ "ЗАХВАТ"

Все механизмы, описанные нами выше, вполне очевидны. Они актуальны для доброй половины российских городов. Однако последнее время в Воронеже начало происходить нечто исключительное. Оставшееся городское имущество раздается явно согласно некоему плану. Итак, наша версия.

Со времени думских выборов в городе сложилась "группировка", сегодня представляющая реальную политическую мощь. Это Галина Кудрявцева и поддержанный ею Аркадий Ларин, которого она сопровождала на агитационных листовках. Это команда Александра Сысоева (младшего). Прежде всего - его неизменный спутник во всех делах Юрий Бездетко (кстати, в период выборов тоже появлявшийся на листовках в обществе "железной леди" г-жи Кудрявцевой). Неподалеку от них - еще один депутат, Андрей Дубовской. Ну и некоторые другие.

В арсенале этой "группировки" достаточно ресурсов, чтобы участвовать в любых выборах и претендовать на победу. Есть личностный ресурс: эти депутаты - самые активные, их хорошо знает избиратель, они имеют за плечами большой опыт участия в самых разных выборных кампаниях. Есть и медиаресурс (в основном это СМИ, контролируемые Сысоевым).

Сила Скрынникова в том, что он сумел собрать эту "группировку" вокруг себя. Каким образом? Он "раздал" им лучшее из того, что у него есть - муниципальные предприятия с их денежными потоками. Кстати, отдав финансы, мэр еще больше усилил эту "группировку".

Аркадий Ларин теперь официально возглавляет "Горэлектросеть". Андрей Дубовской - и.о. директора "Муниципальный информационно-вычислительный центр". Юрий Бездетко директорствует в хоккейном клубе "Воронеж", главный ресурс которого - Дворец спорта "Юбилейный". Александр Сысоев назначен руководителем в МУП "Управление главного архитектора".

Понятно, что раздав "подарки", мэр обеспечил себе лояльность и изрядную поддержку в депутатском корпусе. Но это еще не все. А что еще? Ведь эти депутаты - не инвесторы мэра и не родственники, то есть городская власть им ничего не должна.

Возможны три варианта.

Вариант 1. Привлечение "золотых кадров". Этим людям, как профессионалам, доверили спасать городское хозяйство. Как известно, финансовое и техническое состояние ключевых МУПов весьма плачевное. Город может их просто потерять. Нужны антикризисные управляющие, способные справиться с ситуацией. В ИНТЕРЕСАХ ГОРОДА.

На наш взгляд, этот вариант в целом не работает, поскольку многие новоиспеченные назначенцы просто не имеют опыта руководящей работы в городском хозяйстве.

Вариант 2. "Отстежка". Ключевые муниципальные предприятия "накачены" деньгами. Логично приставить к этим финансовым потокам надежных людей, чтобы черпали из них непрерывно и "разливали по бокалам". Иными словами, отстегивали на карман высшим городским руководителям. Или отстегнули бы один раз, но крупно - за назначение.

Этот вариант был бы возможен, однако есть весомый контраргумент. Обычно лучшие куски пирога не отдают одной команде, а делят между разрозненными людьми. Потому что так легче управлять.

Вариант 3. Источник будущих выборов. Если раньше выборы стоили дорого, то теперь - очень дорого.

Видимо, команда мэра будет делать ставку на информационное гипнотизирование населения (предъявить горожанам что-то другое будет, мягко говоря, сложновато. Избиратель все равно вспомнит "убитые" дороги, разваленное ЖКХ, на его фоне - непрекращающийся рост тарифов и т.п.). Собственно, все уже готово для сеанса массового гипноза. Создано городское радио, которое наполняет улицы ненавязчивой музыкой и легкими новостями. Но чем ближе к выборам, тем яростнее репродукторы будут славить мэра и его великие дела. Понятно, что эту же задачу должна выполнять "припаркованная" в Кольцовском сквере фотогазета. А также целый взвод печатных изданий, вставших под знамена горадминистрации. "Берег" и "Вести", где администрация, соответственно, является полным учредителем или имеет долю. Видимо, "Московский комсомолец": его издатель, известная бизнес-леди Зоя Грязева недавно получила должность директора муниципальной газеты "Берег". Она же, по некоторой информации, предложила городу часть газеты "Эфир", которая теперь тоже шагает в общей колонне. Возможно еще - "Новая газета" Александра Сысоева.

Весь этот пиар стоит больших денег. Собственных кошельков может и не хватить. Теперь нужно объединить их с общегородскими ресурсами.

Обложить данью рынки. Поставить на службу пиару деньги ЖКХ. Выпотрошить муниципальные предприятия. И выиграть выборы!

Если только...


ОПЕРАЦИЯ "АНТИМЭР"

Противникам нашего мэра надо было начинать еще вчера. Теперь же ясно, что Скрынников подготовлен к войне куда лучше них. Пожалуй, на выборах отвечать ему симметрично уже не будет возможности. Собственные уличные репродукторы рядом со скрынниковскими не повесишь. Накупить газет - дорого. Администрации проще: у нее в распоряжении целый город, который "все оплатит".

Ответ оппозиции может быть "асимметричным, но адекватным". Давайте прикинем походовую комбинацию.

Ход 1. Отменить выборы. Попытка уже была - внести изменения в Устав Воронежа, чтобы мэр не выбирался, а назначался. Довести этот план до конца пока не удалось, и не известно, получится ли вообще.

К тому же отмена выборов чревата непредсказуемым результатом - для тех, кто, собственно, инициировал отмену. По большому счету, назначение мэра может быть не менее непредсказуемым процессом, чем выборы. Никто не даст гарантию, что если Сергей Колиух все-таки "продавит" изменения в Устав, то он же и станет мэром - а не, скажем, Александр Сысоев (младший) или Сергей Наумов. Назначение - тоже рулетка, только играют в нее другие люди.

Ход 2. Расколоть команду мэра. Не секрет, что некоторые люди из промэрской команды сами смогут побороться за высшую городскую должность. Их рейтинги - реально высокие, причем их целенаправленно поддерживают, не давая опуститься. Ну зачем, к примеру, Юрию Бездетко на округе выпускать собственную газету, когда до следующих местных выборов - четыре года? Рейтинг Галины Кудрявцевой вообще кажется нерушимым, как скала.

Людей убедить несложно. Мол, вы подумайте, зачем вам Скрынников с его отрицательным имиджем? Он сам утонет и вас на дно утянет... Месяца за три до мэрских выборов кто-то из команды отколется и предпримет собственный поход за голосами. Вполне возможно, кстати, что он окончится триумфом.

В этом случае шансы Скрынникова на повторный успех довольно сильно упадут.

Вероятно, раскол произойдет сам собой. Сегодняшние спутники Скрынникова все понимают и ближе к выборам могут бросить мэра по собственной инициативе.

Ход 3. Сейчас начать спасать Воронеж (возможно сочетание с ходом 2). Сейчас еще нет имени, с которым можно было бы связать спасение города. Но если кто-то втайне вынашивает планы борьбы за место градоначальника - начинать нужно сейчас. С кампании против роста тарифов на ЖКХ, за сохранение парков и скверов; собрать команду профессионалов и разработать-таки пресловутый План стратегического развития городского хозяйства... Любая программа предпочтительнее того, что творится в городе.

Как информировать население? Основные медийные ресурсы все равно не у действующего мэра. Самое смотримое телевидение - ВГТРК, а также самые тиражные газеты - "Моё!" и "Комсомолка" одинаково доступны и мэру, и его противникам. И те и другие их широко используют. Да, у Скрынникова перевес за счет собственных медиавойск. Но когда к борьбе за узнаваемость добавится борьба идей, сегодняшний перевес может сойти на нет.

Впрочем, у противников Скрынникова есть еще одна серьезная проблема: время уходит. Уже через год что бы они ни делали, все будет восприниматься как предвыборные сладости. Поэтому начинать нужно прямо сейчас. Готовы ли они?


ОПЕРАЦИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСТЬ"

Считается, что Воронеж не очень интересен Москве, поскольку в целом не является стратегическим регионом. Однако для развития отдельных направлений бизнеса Воронеж вполне может стать стратегическим. Допустим, известно, что многие москвичи сейчас рвутся в Воронеж скупать землю под торговые центры, а их не пускают. Но хочешь победить революцию - возглавь ее. Хочешь войти в город - стань мэром...

Если интересы москвичей сойдутся с планами воронежской элиты, то у этого брачного союза может родиться ребенок - кандидат в мэры Воронежа.

Это может произойти, например, если Скрынников, взглянув на свой рейтинг и холодным умом оценив свои шансы, решит больше не ходить на выборы, а оставить преемника. И таким образом сохранить власть. Преемника, который не зависит от местных финансовых кланов.

В этом случае вопрос, который возникает первым, - не имя преемника, а имя того, кто приведет его к мэру. Кто это может быть? Очевидно, что круг этот очень узок. По нашему мнению, вскоре он вообще может сузиться до одного человека. Галины Кудрявцевой. Сегодня она одна из немногих, кому мэр доверяет и кто в то же время имеет хорошие возможности в Москве.

Опять же, операцию "Московский гость" можно провернуть и без Бориса Скрынникова...

Конечно, воронежцам будет тяжело проголосовать за москвича. Но поскольку сейчас голосуют деньги, московский ресурс может стать определяющим.

Приход в Воронеж "чужака" будет означать коренную ломку всего. Стереотипов, клановых связей, финансовых схем... Тем не менее такой сценарий тоже вполне возможен.


facto.ru

03.04.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован