06 сентября 2007
1463

Продолжается конфликт вокруг передачи Рязанского кремля РПЦ

Говорят, в нашей стране мало внимания уделяется состоянию музеев, деятельности их сотрудников. Опыт Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника опровергает такое "зловредное" предположение

Только с января этого года в Рязанском кремле побывали с официальными (не могу сказать, "дружественными") визитами десять комиссий, в том числе Роскультуры, Россвязьохранкультуры, Гостехнадзора, Госпожнадзора, Территориального управления Росимущества, прокуратуры и Полномочного представителя Президента в ЦФО Г.Полтавченко. Искали они, как можно догадаться, отнюдь не встреч с прекрасным... Но ничего "такого" не нашли, разве что мелкие нарушения, подчас формального характера.

Понятно, что появление стольких гостей, работа с которыми стала одним из основных занятий сотрудников, совсем не случайно. Вся эта история началась в 2003 году, когда епархию возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Довольно скоро в насущных планах епархии появилась цель - передача всей территории и строений (их более двадцати) кремля - федерального музея-заповедника - епархии.

Надо сказать, что, когда в 90-е в нашу жизнь стала возвращаться церковь, музей сразу начал с ней сотрудничать. Отношения с прежним архиепископом Симоном (увы, почившим) были хорошие и конструктивные. Музейщики передали епархии храм Спаса на Яру, Солотчинский монастырь, Преображенскую церковь на Старой Рязани, в самом кремле отдали в безвозмездное пользование Гостиницу знати, договорились о совместном использовании Успенского, Христорождественского соборов, колокольни.

Как и в Московском Кремле, здесь царили мир и согласие. Московская Патриархия наградила директора рязанского музея, заслуженного работника культуры РФ Людмилу Максимову церковным орденом Святой равноапостольной великой княгини Ольги второй степени. Могла ли она, получая высокую награду, предположить, что после ухода из жизни архиепископа Симона местная православная пресса приготовит для нее картины Страшного суда с чертями?

Итак, в 2003 году началась кампания в прессе за передачу кремля епархии - весьма далекая, мягко говоря, от политкорректности.

В начале 2006 года появилось обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго к Президенту Владимиру Путину с просьбой рассмотреть вопрос о передаче Рязанского кремля епархии. Президент наложил резолюцию - найти вариант положительного решения. И дело приняло вполне реальные очертания. К сожалению, некоторые чиновники (разного уровня) начали не с анализа положения и доклада Президенту, а с требований освободить кремлевский холм.

В нынешнем июле под сильнейшим давлением "сверху" музей выполнил распоряжение Росимущества вывести из оперативного управления Христорождественский, Спасо-Преображенский и Богоявленский храмы, Гостиницу знати и колокольню Успенского собора, хотя оно небесспорно с юридической точки зрения. Часть этих зданий занята областными учреждениями (не музеем), часть находится в пользовании епархии, безвозмездном или совместном с музеем. Музейщики надеялись, что их добрую волю оценят. Но не тут-то было.

Росимущество требует немедленной передачи всех зданий, Минкультуры заявляет, что музей будет переезжать постепенно, нужно найти "достойные альтернативные помещения". В первую очередь "предлагается" передать часть Дворца Олега (в котором расположены основные экспозиционные площади, фондохранилище), Консисторский корпус, впоследствии - все здания. Естественно, возникает вопрос - как быть с музейными фондами? Куда их перевозить? Появилось даже весьма небанальное предложение переезда огромных коллекций музея в кабинеты (!) чиновников администрации города и горсовета, озвученное главой этой администрации Ф.Провоторовым. А недавно, в августе, глава муниципального образования город Рязань, председатель горсовета С.Сазонов заявляет, что данный план вообще не обсуждался городским советом... В фондах рязанского музея-заповедника - свыше 225 тысяч единиц хранения, среди них - шедевры, исторические реликвии. Его Высокопреосвященство говорит о будущем епархиальном музее, просит передать часть коллекции. Однако многое ли выставлено в новом музее в Костроме?

Но если еще подлежит обсуждению, где разместить экспонаты, то совершенно непонятно, как можно перенести историко-архитектурный музей-заповедник?! Это комплекс, в который входят природный ландшафт кремлевского холма, исторический культурный слой древнего города, остатки оборонительных сооружений города-крепости, фондовые коллекции, архитектурные сооружения...

Приходишь в кремль, проходишь через мост над оборонительным рвом, поднимаешься на защитный земляной вал, смотришь на один из самых больших храмов Руси Успенский собор... Летом можно в него зайти, спуститься в подклет, подняться на колокольню, посмотреть на город, Оку с высоты птичьего полета. Идут раскопки, и находки выставлены рядом, во Дворце Олега. Внутри толстых белокаменных стен кремлевских строений экспозиции рассказывают о прежних обитателях города, истории края и Руси. Тут и посох Пересвета, и кольчуга князя Олега, и старорязанские клады. Целые экспозиции посвящены быту и обычаям, российскому воинству, церковной иконописи - всего не перечислить. Выходишь из залов на высокий берег Трубежа, стоишь на древнем холме, смотришь вдаль, и все услышанное и увиденное в музее оживает в воображении...

Нельзя считать праздным и вопрос о том, останется ли кремль общедоступным для людей всех конфессий, историческим памятником-"городом", туристической меккой?

Кроме того, сохранение памятников истории, архитектуры, культуры не является функцией церкви.

Богоявленский храм, который уже передается епархии, - в аварийном состоянии: не решался вопрос о выведении из него архива ЗАГСа для проведения реставрации. Летний Успенский собор тяжело "болен" с рождения, ему нужен "строгий режим". В постоянном надзоре нуждаются и все строения, и сам кремлевский холм. В музее этим занимаются специалисты при помощи коллег из столицы. Они осуществляют целый комплекс охранных мероприятий. Будет ли церковь выполнять такой объем работ? Наглядный пример - Солотчинский монастырь, переданный музеем епархии. Известную по "Путеводителю по памятникам искусства СССР" красную кирпичную кладку (в сочетании с белокаменной резьбой и изразцами) побелили известкой. В нарушение всех законов. Так же "реконструируются" и многие другие храмы и монастыри на Рязанщине. Специалисты за голову хватаются, но им не позволяют вмешиваться в дела церкви.

Разделение коллекции, перепрофилирование зданий - словом, ликвидация музея-заповедника противоречит Закону о музейном фонде и ряду других федеральных законов.

Против передачи кремля епархии выступает подавляющее большинство горожан (опрос проведен по заказу областного радио). Собрано более 25 тысяч подписей рязанцев, гостей города и музейного сайта, деятелей культуры, ученых, музейщиков, журналистов, общественных организаций, учреждений в защиту музея. Причем "подписной кампании" вне кремля почти не проводилось - ее начали студенты в вузах, но это вызвало протесты епархии... В истории с музеем игнорируются и законы, и мнение деятелей науки, культуры и самих рязанцев.

На Руси бросаться из крайности в крайность - дело обычное. Кампания гонения на музеи до странности напоминает кампанию по уничтожению храмов. Потом, через много лет, опомнятся, конечно, только уже вырастет поколение (хорошо если одно), лишенное историко-архитектурных, краеведческих, научных музеев. И вернуть все не удастся.

http://www.archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=4318&fl=1&sl=1
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован