20 февраля 2007
2468

Проект Владимира Путина - `Россия в АТЭС - 2012`. Ч. II.

Сибирско-дальневосточное измерение


Известно, что успех или неуспех дальневосточного курса РФ (Китай, Южная Корея, Япония, АСЕАН) связаны с состоянием дел на сибирских и дальневосточных территориях России. Этот вывод из года в год повторяется на Байкальском экономическом форуме в Иркутске. Долгое время российский Дальний Восток был практически оторван от европейской части страны по причине неразвитости коммуникационной инфраструктуры и ее дороговизны. С 2005 г. тарифы на железнодорожные перевозки с Дальнего Востока в Центральную часть России несильно отличаются от тарифов на "короткие перевозки". Вместе с тем, в российском правительстве понимают, что ускоренное развитие региона невозможно без дальнейшего развития и удешевления транспорта и связи. Азиатские инвестиции пойдут только в процветающие и стабильные российские регионы. Приморье, Хабаровский край, Забайкалье и Иркутская область, к сожалению, к таковым не относятся. Заявление В.Путина во Владивостоке о том, что в рамках реализации новой сибирско-дальневосточной политики будут созданы открытые экономические зоны, воодушевило российский бизнес.

Главный методологический вопрос, разделяющий российских экспертов, - кто реально может спасти от экономического кризиса сибирские и дальневосточные земли России: процветающая ли Восточная Азия (Китай, Япония, Южная Корея и т.д.); или же федеральный Центр во главе с президентом, при котором внешняя азиатская помощь будет играть важную, но все-таки "вспомогательную" роль?

Исходя из первого посыла, часть экспертов склонна считать, что восточная часть России должна более радикальным и откровенным образом входить в интеграционную восточно-азиатскую зону, так как это единственный и последний шанс спасти регион. Второй посыл предполагает, что процесс возрождения последнего будет иметь исключительно внутренний характер и идти через федеральную инициативу по модернизации экономики, но с использованием восточно-азиатских инвестиционных и технологических ресурсов. Сама же интеграция должна быть более мягкой и дозированной.
Если структурировать российско-китайскую торгово-приграничную проблематику, условно можно выделить три вопроса.

1. Международно-политические и административно-правовые ресурсы российско-китайского регионального взаимодействия. Центральное место здесь занимают проблемы места и роли российских приграничных субъектов Федерации в реализации стратегии российско-китайского партнерства. Самостоятельная роль российских субъектов в этом направлении претерпела за последние годы существенную эволюцию. Эта роль ныне зависит от набора объективных (экономические и политические ресурсы) и субъективных (уровень влияния, личные возможности губернатора, возможности лоббирования интересов субъекта в российском руководстве) факторов. Одновременно, представляется вполне вероятной тенденция роста зависимости между степенью политического доверия на межгосударственном (федеральном) уровне и развитием собственно межрегионального российско-китайского взаимодействия.

2. Экономическая структура регионального сотрудничества. Центральное место в данной теме - уровень межрегионального развития России и Китая, напрямую зависящий от имеющихся ресурсов и экономического потенциала сопредельных регионов. Важным фактором является наличие разнообразных природных ресурсов в российских восточных регионах (энерго- и лесоресурсов в Западной и Восточной Сибири, лесо-, рыбо- и морепродуктов на Дальнем Востоке и т.д.). Причем, зачастую экспорт природных ресурсов в Китай происходит в форме нелегальной (контрабандной) торговли. В общей российско-китайской торговле почти 48% товарооборота, как известно, приходится на приграничное и межрегиональное сотрудничество.

3. Социально-демографическая (региональная) составляющая отношений России и Китая. Социально-демографический спектр российско-китайского регионального сотрудничества связан с комплексом проблем воздействия КНР на сопредельные российские регионы. Демографический пресс обусловлен разностью демографического потенциала - между населенным Северо-Восточным Китаем и пустеющей Сибирью и Дальним Востоком. Социально-демографический срез российских приграничных субъектов показывает, с одной стороны, сокращение российского населения, проживающего в Сибири и на Дальнем Востоке, и увеличение, численности китайских групп (диаспор). Очевидно, что данная проблема имеет различные исследовательские версии - социологическую, экономическую, цивилизационную. Одновременно, она связана с более общей проблемой - российской миграционной политикой в правовом, административном и экономическом аспектах.

Социально-демографическая проблематика определяется наличием текущих и перспективных деформаций в российской социальной структуре в связи с расширением спектра российско-китайских контактов. В частности, в плане дальнейшего проникновения мелкого и среднего китайского торгового капитала в Сибирь и Дальний Восток, расширение сети китайских диаспор, происходит заметное увеличение доли китайского бизнеса и инвестиций в российской экономике. Видимо, данный процесс, имеет под собой вполне объективные основы, носит комплексный характер, он достаточно противоречив, не очень управляем (по крайней мере, из российского федерального центра) и не до конца изучен и осмыслен. Противоречивость его так же связана с наличием позитивных тенденций и процессов, связанных с насыщением сибирских и дальневосточных рынков разнообразным и недорогим китайским товаром, оживлением умирающих "зон" сельского хозяйства, возможностями китайских инвестиций и привлечения технологий. А также с негативными тенденциями и скрытыми угрозами, связанных с быстрым китайским проникновением в пограничные российские регионы, вытеснением местного бизнеса, усилением китайской криминальной составляющей в "теневой" экономике Сибири и Дальнего Востока, росте нелегальной миграции, контрабанды сырья, леса, других ресурсов из России в КНР.

4. Энергетическая составляющая. Очевидно, что структура энергетических отношений Сибирь - Дальний Восток - Китай находится в начальной стадии своего развития. Реализация системы стратегических трубопроводов на Восток (в Китай и другие страны АТР) сделает эти отношения ключевым фактором большой российской энергетической политике на Востоке. Кроме геополитического контекста в энергетической проблематике в настоящее время четко просматривалось и региональное (внутри российское) измерение - энергетическое сотрудничество субъектов РДВ и Сибири с Китаем.

Таким образом, реализация федеральных энергетических проектов в восточно-азиатской проекции повышает значимость сибирских и дальневосточных субъектов, по которым предполагается прокладка трубы. Это повышение объективно предполагает: а) более системное взаимодействие между центром и субъектами по экологическим, финансовым и технологическим вопросам реализации; 6) качественное увеличение федеральных программ по социально-экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока; в) формирование "точек роста" на основе создания Свободных Экономических Зон и технологических парков; г) интенсификацию региональных связей Сибири и Дальнего Востока с соседними китайскими провинциями по всему спектру сотрудничества.

В геополитическом плане создание восточных нефте- и газо- "коридоров" позволит России к 2010 - 2012 гг. сохранить у себя "ключи" от евразийского энергетического баланса в системе Европа - Россия - Центральная Азия - Восточная Азия. Причем, создание искусственных проблем для российского энергетического экспорта в Европе (Украиной, Белоруссией, Польшей и другими), будет автоматически означать реализацию Россией своего права на компенсацию потерь и увеличения азиатских поставок (в Китай, Японию, Корейский полуостров, страны Юго-Восточной Азии), что невыгодно западным потребителям и поставщикам. Саммит АТЭС 2012 г. может, теоретически, (де-юре или де-факто) структурировать возникший новый энергетический баланс в системе Запад - Восток, в котором России будет отведена ключевая роль.

Сергей Геннадьевич Лузянин, эксперт Фонда "Азия Аналитика".
20.02.2007
http://www.asiainform.ru/rusdoc/13927.htm
http://www.ulduz.su/rossiya/novosti.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован