Эксклюзив
26 декабря 2014
4088

Профессор Виктор Шаповалов: Образование как процесс формирования российской идентичности.

Чтобы образование, - наряду с процессом приобретения соответствующих знаний и навыков, - стало процессом формирования российской идентичности, необходимо соблюдение следующих принципов.

1.    Культивирование и поощрение пренебрежительного отношения к истории и культуре России должно рассматриваться как НЕДОПУСТИМОЕ - с НРАВСТВЕННОЙ, а возможно, и с ПРАВОВОЙ точки зрения. Нам надо хорошо осознать, что НЕ должно быть ОХАИВАНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО (до 1917) периода. В частности, наши великие князья и цари были достойными людьми, - во всяком случае, не хуже (а в большинстве случаев лучше по всем параметрам) королей стран Европы. Дореволюционный период, начиная от Киевско-Новгородской Руси и до1917 года, полон великих свершений и достижений. Знание их и раскрытие их значения - задача образования.

2.    Точно так же НЕ должно быть СУГУБО НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ к СОВЕТСКОМУ периоду. Не должно также быть ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ советского - дореволюционному; постсоветского - всей предшествующей истории. Мы должны отдавать себе ясный отчет в том, что такие противопоставления на руку только врагам России. Именно враги, как правило, их и провоцируют, стремясь расколоть наше общество.

3.     Российская цивилизация развивалась поступательно, динамично - за исключением тех периодов, когда нашим врагам удавалось вбить клин внутри нашего общества, расколоть его на враждующие части - как это было в 1917 -1921 и 1987 - 1991. Такие попытки, хотим мы того или не хотим, - постоянные спутники русской истории. Они не прекращаются ни на минуту и в наши дни. И надо быть готовым им противостоять.

4.    В школе и в вузе на материале социально-гуманитарных дисциплин должна раскрываться РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ в истории России.

Отнюдь не обязательно быть православным - это вопрос ЛИЧНОГО ВЫБОРА и проявление суверенного права личности. Например, в светском вузе религиозная (как и атеистическая) пропаганда недопустима. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, школа, вуз, должны давать ЗНАНИЯ О ПРАВОСЛАВИИ, ПОНИМАНИЕ его как ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА российской государственности, литературы, искусства, теории права, философии, русского национального характера.

5.    Каждый гражданин России должен с детства изучать и на хорошем уровне знать отечественную - русскую культурную традиции, владеть ею, жить ею и жить в ней. Это в первую очередь, РУССКАЯ КЛАССИКА: русская классическая литература, философия, музыка, живопись, а также русская НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА: песни, танцы, сказки. Наконец, произведения авторов, которые БЛИЗКИ русской народной культуре.

В современных условиях следует опасаться НЕ избытка русскости, а ее недостатка, поскольку именно по русскому народу, по его традициям и обычаям, по народной культуре - как ядру российской цивилизации, культуры и государственности - наносится главный удар в антироссийской информационной войне.

6.    Со школьных и студенческих лет необходимо формировать понимание ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ России. Особую роль в этом должно играть изучение СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ наук в вузах. Параллельно должно формироваться также понимание того, что в современном мире следует идти НЕ по пути подражательства внешним формам, но перенимать передовые технологии ОТОВСЮДУ (разумеется, развивая и свои собственные).

7.    В образовании обязательно должна присутствовать ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ составляющая. Иначе говоря, следует всячески привлекать внимание к военным победам России, к победному характеру русского воинского духа (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. Суворов, М. Кутузов и др.), к героизму ВСЕХ, кто принимал участие в боевых действиях по защите отечества.

8.    В процессе образования необходимо, чтобы перед учащимися раскрывалась и ими глубоко усваивалась ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ государству. Государство, - писал Ильин, - в своей духовной сущности, есть не что иное как родина, оформленная и объединенная публичным правом" [Ильин И. А. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 1. М. 1993. - С. 234.].

"Духовный смысл гражданства, - подчеркивал Ильин, - и жизненная сила его нуждаются в сводной любви гражданина и в его добровольном самобязывании; необходимо, чтобы формальная причисленность к государству не оставалась пустой и мертвой видимостью, но была исполнена в душе гражданина живым чувством, лояльной волею, духовной убежденностью, необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями своего государства."

Если же государственная принадлежность не наполнена любовью гражданина к родине и не закреплена духовным самообязыванием то "появляются целые слои МНИМЫХ [выделено мной - В. Ш.] граждан, которые не принимают к сердцу ни жизни, ни интереса "своего" государства
- одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу),
- другие по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле промышленности и торговли в процветании другого государства),
- третьи по социально-революционным мотивам (они желают "своему" государству всяческого неуспеха и военных неудач)...

Все эти "граждане" принадлежат к государству только формально-юридически, а душевно и духовно остаются ему чуждыми, может быть прямо враждебными, не то вредителями, не то прямо предателями" [Там же, с. 236 - 237.]

Таким образом, в воспитании патриотических и гражданских качеств, любви к своему государству важнейшая роль принадлежит системе образования.

"Принудить человека к любви и духовности нельзя, - пишет Ильин, - но можно и должно воспитывать к духу и любви, и государственная школа, несомненно, должна быть проникнута этим стремлением.

Высшая цель государства отнюдь не в том, чтобы держать своих граждан в трепетной покорности...<...>, но в том, чтобы организовывать и защищать родину на основе права и справедливости, исходя из глубины здорового правосознания.

Для этого государству дается власть и авторитет; для этого ему предоставляется возможность воспитания и отбора лучших людей; для этого оно создает армию и флот. Этой цели государство и призвано служить, а служить ей оно может только через преданное и верное правосознание своих граждан." [Там же, с. 238 - 239.].


1. Художник Юрий Пантюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.
2. Валентин Серов. Петр Великий.
3. Художник С. Н. Трошин. Вступление русской армии во главе с императором Александром I в Париж.
4. Скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", открывавшая советский павильон на Всемирной выставке в Париже (1937).
5. В. М. Васнецов. Роспись интерьера Владимирского собора в Киеве.
6. Главное здание МГУ имени М. В. Ломоносова. Построено в 1949 - 1953 гг.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован