11 апреля 2002
100

Программа развития воспитания в системе образования Амгинского Улуса на 2001-2006 годы

П Р О Е К Т


ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В АМГИНСКОМ УЛУСЕ

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях

4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей

4.4. Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1. Развитие нормативной правовой базы

5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами

5.3. Научное обеспечение

5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение

5.5. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями

5.6. Создание и укрепление материально-технической базы.

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ



ВВЕДЕНИЕ
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе РФ `Об образовании` и в Законе РС(Я) `Об образовании` принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.

На уровне Российской Федерации разработана и утверждена приказом министра образования России от 18.10.99 г. No 574 Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. На ее основе разработана данная улусная программа развития воспитания. Она ориентирована на повышение статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и традиций народной педагогики, современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала, системы образования, обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия, в духе культуры мира и терпимости.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.

Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего учреждениям образования всех типов и видов.



1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В АМГИНСКОМ УЛУСЕ

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования , в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения, безработицу и другие негативные последствия.

Эти изменения отрицательно сказались и на сельской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно- этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. На снижение воспитательного воздействия семьи, на отчужденность между родителями и детьми свою роль играет и вынужденная сдача родителями детей на воспитание в дошкольные учреждения. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, неблагоприятные семейные отношения, алкогольная зависимость многих родителей, большое количество матерей-одиночек, , а с другой стороны- чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях обусловливают отчужденность детей, жестокость и насилие по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи, получают распространение болезни , имеющие социальную обусловленность-туберкулез, венерические болезни, учащаются стрессы, неврозы, суицид, проявления агрессивности.

Имеет место безнадзорность, беспризорность детей. Растет число необучающихся и неработающих подростков. Увеличивается доля девочек-подростков среди задержанных сотрудниками УОВД несовершеннолетних, употребивших спиртные напитки. Особую тревогу вызывает, распространившиеся в последнее время , не проверенные слухи об употреблении учащимися местной дикой конопли.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.

В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. В отличие от центральных и северокавказских регионов России, где наблюдается усиление межнациональной напряженности, а в Чечне который год идет самая настоящая война между чеченцами и русскими, в нашей Республике Саха, во многом благодаря принятому 10 лет назад государственному суверенитету, а также благодаря комплиментарности между саха и русскими, поддерживается межнациональное согласие и стабильность.

В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития Российского государства. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. В нашей Республике идет возрождение древнейшей на Земле, исконной для народа саха религии- тенгрианства.

После распада пионерских и комсомольских организаций в начале 90-х годов, которые были частью единой системы воспитания в советской школе, вновь созданные молодежные и детские организации большей частью не действуют, а являются `виртуальными`, т.е. находящимися только в отчетах и документах. Социально-педагогический потенциал детских и молодежных общественных объединений не востребован государством в полном объеме. В то же время, существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом , позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.

В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования-развития умственно, нравственно, физически здоровой личности.

Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений не только бедственное состояние большинства сельского населения, но и хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов, научно-методическая необеспеченность, отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности, неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь обеспеченной части населения.

Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для большинства образовательных учреждений.

В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Идет создание современных отечественных, региональных, местных концепций воспитания подрастающих поколений. В них выделены ценности социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания- плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи. В Амгинском улусе за последние 10 лет созданы новые учреждения образования- Амгинский и Абагинский дома детского творчества, станции юных туристов и натуралистов, летний саха- немецкий лагерь общения `Уунээйис`, Амгинская педагогическая гимназия.

Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи на уровне Российской Федерации, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: создание воспитательной системы в Амгинском улусе Республики Саха, обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.





Задачи Программы:

повышение социального статуса воспитания в системе образования в современном обществе;

укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи, образовательных учреждений, ведомств, общественных организаций, различных фондов;

развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;

повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;

повышение уровня национального самосознания;

формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей;

использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания, широкая пропаганда и использование методов народной педагогики народа саха;

создание улусного менталитета амгинцев;

активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания;

развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;

содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Саха `Об образовании`;

помощь семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей, педагогизация семьи;

формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

усиление роли семьи в воспитании детей;

создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей;

повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;

повышение профессионального уровня управления процессом воспитания, обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.





3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с Законом РФ `Об образовании` и Законом РС(Я) `Об образовании` воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих, российских и национальных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций.

Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий.

Инновационным ресурсом развития системы воспитания является современные философские, гуманитарные, социально-научные знания народа саха, переосмысление его древнейшей истории как об евразийском народе, прародителями которых были древние саки и хунны.

Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.

Особое значение в современном обществе приобретает психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирования социальной ответственности.

Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое внимание как приоритетному направлению государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и соответственно роль и актуальность физического воспитания бесспорны, поскольку физическое здоровье -одна из основных предпосылок формирования здорового образа жизни. Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание в изменяющихся условиях общественной жизни на развитие личности, сильной духом, физически здоровой, образованной, с верой в Бога, социально-активной.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на понимании того, что человек не покоритель природы, а часть природы; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту (дифференциация в воспитании мальчиков и девочек), формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает воспитание в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом- формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку не только в обязательном усвоении обычаев и традиций, культуры и истории собственного народа, но и в освоении социокультурного опыта других народов и свободном самоопределении в этом социальном окружении.

Принцип востребованности обществу предполагает, что всякого ребенка, подростка, молодого человека мы должны воспитывать в понимании того, что с рождения у него должны быть только обязанности, а всякие права он еще должен заслужить своим неустанным трудом и хорошими отношениями с окружающими, что независимо от возраста и состояния здоровья он всю жизнь должен доказывать окружающим свою полезность и свою востребованность обществу, что он никогда не должен забывать свой долг перед матерью, отцом, родственниками, перед своим наслегом, перед родиной.





4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

4.1 Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в осознании собственного `Я` как представителя конкретного этноса, в частности как представителя народа саха, в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Маленький человек еще до школы должен овладеть определенными навыками физического и умственного труда, усвоить азы этики человеческих отношений, эстетики, физической культуры, естествоведения и обществоведения, а также подготовиться к тому, чтобы в 6 лет уметь читать, считать, рисовать и даже писать. Дошкольное учреждение должно стать предначальной школой.

Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач:

сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, формирование их новых видов;

совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей на основе такого сочетания;

стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования современной и методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям социализации;

обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.

Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях:

разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной якутской культуре, к русской культуре; по формированию здорового образа жизни;

организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста, использование элементов народной педагогики, использование широкого педагогического наследия академика К.С.Чиряева;

участие в разработке нормативной правовой базы психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, содействие созданию механизма государственного регулирования их качественного ассортимента;

развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной школе. Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитательного процесса на уровне дошкольного и начального общего образования, их внедрение;

расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов;

разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников;

разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием;

информационное обеспечение развития воспитания в системе дошкольного образования, в том числе через улусную газету `Амма оло5о`, местную телестудию и радио.











4.2 Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях

Общеобразовательные учреждения- центральное звено всей системы образования, фундаментальная социокультурная база воспитания и развития детей.

Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом российских традиций, традиций якутской народной педагогики, особенностей Амгинского улуса, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений разных видов, в разных наслегах с разным уровнем достатка и различным местным менталитетом;

формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих- воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;

усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них;

воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, освобождение их от рабской психологии и `синдрома младшего брата-представителя маленького народа`, всемерное и активное противодействие распространению маргиналов- людей, не знающих родного языка, истории, обычаев и традиций собственного народа, оторванных по разным причинам от культуры собственного родного народа и в силу своего национального, этнического происхождения не сумевших полностью принять чужую культуру, а также `иванов- не помнящих родства`; изучение учащимися своих генеалогических корней; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;

укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;

повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;

создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;

включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений должностей педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей, школьных медиков; активизация деятельности классных руководителей и воспитателей.

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

создание единой руководящей и координирующей улусной системы воспитательной работы в виде улусного Центра воспитательной работы с руководителем в ранге заместителя начальника улусного управления образованием по воспитательной работе;

сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;

воспитание гражданина и патриота прежде всего своей родины-Республики Саха, затем Российской Федерации, через изучение их правовых и государственных систем, символик, историй гражданской жизни, жизни и деятельности выдающихся личностей;

достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;

организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;

в целях обеспечения непрерывности образования и воспитания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях создание во всех школах Советов по дошкольному образованию и воспитанию;

обеспечение вариативности воспитательных систем;

планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования местного и этнокультурного компонентов;

развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;

усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом;

оказание содействия родителям, детям, по их согласию, в организации обучения детей основной древней религии якутов-тенгрианству (духовно-нравственного воспитания и преподавания основ вероучения) вне рамок образовательной программы;

создание условий для развития народной педагогики и педагогики сотрудничества.

Специфика учебно-воспитательной работы для обучающихся в специальной ( коррекционной) школе-интернате с трудовой подготовкой, воспитанников с отклонениями в развитии, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для детей и подростков с девиантным поведением предполагает:

осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;

разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

рекомендации психологов и врачей;

целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс.

Особое внимание уделяется преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей; формированию у них коммуникативных навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию.

Учитывая, что много обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями проживают в специальной (коррекционной) школе-интернате, надолго отрываясь от семьи, большое значение придается предупреждению их эмоциональной депривации, компенсации вызывающих ее условий. Важное место должна занимать работа по социальной реабилитации детей, подготовке их к семейной жизни, жизни в обществе.



4.3 Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимся дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования- реальный путь утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования- развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их творческой самореализации.

Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия якутского, русского и других культур.

Одна из сущностных характеристик дополнительного образования- взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Институт дополнительного образования предполагает взаимодействие общеобразовательного учреждения с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в улусе.

Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей определяется реализацией приоритетных задач, в их числе:

сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям, а при необходимости, перепрофилирование учреждений дополнительного образования;

обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей;

упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы дополнительного образования детей;

обновление программно-методического содержания;

создание на улусном уровне системы привлечения, подготовки и повышения квалификации специалистов дополнительного образования детей в образовательных учреждениях всех типов;

обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей;

научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования детей;

расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот.

4.4 Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования

В системе начального, среднего и высшего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности.

Система учреждений профессионального образования осуществляет

подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, обучение в этих учреждениях завершается соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство. Учреждения начального и среднего профессионального образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.

Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями.

В частности, для системы начального профессионального образования, к которой относится Алтанское СПТУ-15, одной из малоизученных проблем является проблема воспитания, его качественного определения и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательного учреждения. Кроме этого, отрицательное влияние оказывают проживание в общежитиях, долгий отрыв от семьи, затруднения в социальной адаптации учащихся, выпускников училища, отсутствие у них коммуникативных навыков.

Основными источниками конфликтов и противоречий, как правило, становятся плохая организация учебного процесса; несоответствие учебных программ, их предметно-дисциплинарного разделения, методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участие в управлении учреждением, слабая материально-техническая база училища.

Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределения, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.

Основными направлениями реализации этого являются:

утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждением начального профессионального образования;

развитие ученического самоуправления, органов коллективной ученической самоорганизации;

использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности, создание условий для дальнейшего продвижения личности в системе образования ( для получения учащимися в дальнейшем среднего и высшего профессионального образования);

создание между училищами Центров развития внеучебной деятельности учащихся, информации, научно-технических производственных Центров, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;

развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;

развитие и совершенствование работы служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в училище;

изучение и использование опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций своего улуса, своего народа.

Воспитание учащихся, ориентированное на формирование базовой культуры личности, должно включать в себя:

дальнейшее развитие ее социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;

формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;

поддержку профессионального роста;

гражданское самоопределение;

осознанное формирование социально приемлемого образа жизни.

Реализация указанных целей предполагает:

оптимизацию правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания;

разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждения начального профессионального образования, а также модели специалиста, которого они готовят;

сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей;

создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).





5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1 Правовое регулирование воспитания детей и молодежи.

Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации на

воспитание детей и молодежи требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функции общества и государства. Законодательство должно определить правовое пространство в сфере воспитания и развития детей и учащейся молодежи в стране (юрисдикция государства в определении стратегии, принципов и систем воспитания; границы воспитательного пространства и его субъекта; баланс семейного и общественного воспитания; соотношение религиозного и светского воспитания; экспертиза и контроль процессов воспитания; разграничение полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др.). Важно законодательно определить направления гражданского воспитания детей и молодежи, защиты от информации, наносящей вред их благополучию.

Юридической основой реализации Программы развития воспитания являются:

-Закон Российской Федерации `Об образовании` No3267-1 от 10.07.92 г.

-Закон Республики Саха (Я) `Об правах ребенка` No24-1 от 01.07.94 г.

-Закон Республики Саха (Я) `О физической культуре и спорте` No1284 от 24.12.92 г.

-Закон Республики Саха (Я) `Об учителе` No68-1 от 14.06.95 г.

-Закон Республики Саха (Я) `Об образовании` No60-1 от 23.05.95 г.

-Программа `Эркээйи`, 1992 г.

-Концепция развития детей малочисленных народов, 1992 г.

-Дополнительное образование детей в Российской Федерации ( Сб. нормативно-правовых документов).

-Дети РС (Я)- Программа Президента РС (Я).

-Концепция семейной политики в РС (Я) от 20.12.95 г.

-Программа молодежной политики РС (Я)

-Концепция дошкольного образования и воспитания.


5.2 Работа с руководящими и педагогическими кадрами

Обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи- ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Программы.

Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности требует существенных изменений. Кроме улучшения на республиканском уровне качества преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в педагогических учебных заведениях Республики, разработки современного программно-методического обеспечения для специалистов- организаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов, необходимо усовершенствовать на улусном уровне систему подбора нужных кадров, усовершенствовать систему их подготовки , переподготовки и повышения квалификации.

5.3 Научное обеспечение

Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы

предусматривает последовательный системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в Республике и улусе, разработку адекватной концепции воспитательной работы, создание современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в Республике, создание соответствующей информационной системы. Исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования поэтапно должна быть сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее улусных и городских особенностей, укрепление теоретико-методологических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы.

Основными направлениями исследований в области воспитания являются:

анализ состояния проблем воспитания в Республике и улусе, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе образования, подготовка доклада улусного управления образования `Воспитание детей в Амгинском улусе Республики Саха: состояние и перспективы`;

концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

определение методологических основ социально-педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного воспитательного пространства;

разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;

создание модели компьютерной информационно-аналитической системы `Воспитание и развитие детей в системе образования Амгинского улуса`;

поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений.

5.4 Программно-методическое и информационное обеспечение

Для повышения качества воспитательной деятельности и
целенаправленного ее развития в образовательных учреждениях необходима работа по созданию конкретных программ развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы являются:

-разработка учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в общеобразовательной школе, детских общественных организациях;

-создание программно-методических комплектов психолого-педагогической поддержки развития личности, процессов ее социальной адаптации;

-решение комплекса вопросов по подготовке программ повышения квалификации руководителей и организаторов воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

-расширение издательской деятельности по выпуску программных материалов и информационно-методической литературы, посвященных вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи;

-регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы воспитания;

-формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания детей и молодежи, включающего инновационные программы; конкретные примеры опыта реализации программ воспитания; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований, ежегодные отчеты по воспитательной работе школ, ежегодные и ежеквартальные данные сотрудников ПППН УОВД о правонарушениях несовершеннолетних подростков и т.д.

-расширение сотрудничества со средствами массовой информации в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритета общечеловеческих ценностей.

5.5 Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями

Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и

общественными организациями по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи- одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики образовательных учреждений.

Решению задач укрепления взаимодействия будут способствовать:

-участие представителей ведомств и общественных организаций в Координационном совете при Центре воспитательной работы УУО по проблемам развития, воспитания и психологической поддержке личности ;

-разработка долгосрочной межведомственной программы по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;

-координация деятельности подразделений УУО и негосударственных организаций по вопросам воспитания детей и молодежи;

-использование возможности общества `Знание`, культурно-просветительских, общественных объединений, национальных общин и религиозных конфессий для пропаганды и обучения основам здорового образа жизни, патриотического и интернационального воспитания молодежи;

-поддержка инициатив негосударственных организаций, общественных детских и молодежных объединений в области воспитания;

-распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров по различным направлениям воспитания;

-создание волонтерского центра воспитания детей и подростков.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы развития воспитания в системе образования

Амгинского улуса Республики Саха на 2001-2006 годы предполагает повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе широкого общественного согласия;

создание условий приоритетности воспитания в процессе образования; единство обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;

создание условий для разработки наслежных программ развития воспитания с учетом местных и этнокультурных факторов;

воспитание свободного гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, сторонника здорового образа жизни, достойного представителя своего народа.



ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Координация и контроль выполнения Программы развития воспитания в

системе образования Амгинского улуса Республики Саха на 2001-2005 годы возложены на Центр воспитательной работы.

Центр:

-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы и вносит предложения по его коррекции;

-осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-ежегодно информирует Совет улусного управления образования о ходе выполнения Программы.

Программа реализуется за счет средств текущего финансирования системы образования Амгинского улуса в пределах бюджетов соответствующих уровней.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован