04 марта 2013
2327

Промежуточный финиш губернатора Гордеева

Итоги 2012 года и четырехлетки деятельности Воронежского губернатора.

Неправительственный доклад от Юрия Корчагина

ЧАСТЬ 1. Инвестиционные взлеты и падения

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Федор Тютчев


Инвестиции без неформальной экономики и малого бизнеса

Прошедший 2012 год стал, пожалуй, по цифрам самым удачным для области, губернатора и его команды в отношении роста экономики региона и, пожалуй, самым трудным в общественно-социально-политическом плане.

Но за внешне привлекательными цифрами порой стоят неэффективные структуры тех же инвестиций или ВРП и даже завышения показателей.

Инвестиции, по определению, - ресурсные вложения в различные проекты с целью получения благ, в частности доходов, улучшения экологии, инфраструктуры, социальной сферы и т.д.

Поэтому на инвестициях постоянно сосредоточено внимание широкой общественности, а не только специалистов.

Инвестиции в основной капитал (без малого бизнеса и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в 2012 году составили, по данным "Воронежстата", 126 млрд. руб, а индекс физического объема инвестиций (ИФОИ) - 105,2%.

Основной вклад в рост инвестиций внесли: обрабатывающая промышленность (ИФОИ - 135%); с/х -190%; торговля - 126,3%; операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 143,6%; финансовая деятельность - 142,8%; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 125,8%.

Рост инвестиций в обрабатывающую промышленность в основном связан с резким увеличением государственного финансирования предприятий ОПК Воронежа. Но это скорее затраты, а не инвестиции. Получение благ от них для населения - вопрос спорный. Основной проблемой Воронежа при переходе к рынку стал крах большинства предприятий ВПК и неэффективность оставшихся. А эффективность предприятий ОПК с тех пор лишь снижалась.

Сельское хозяйство развивается на основе частно-государственного партнерства. И в него в различных формах также велики госинвестиции и господдержка.

Остальной основной рост объемов инвестиций во многом носит невыгодный для населения ценовой характер - коммунальщики, финансисты, торговцы товарами и недвижимостью повышением цен обеспечили себе и доходы, и инвестиции, поддерживая в области высокую инфляцию.

Инвестиции снизились в строительство - на 9,9%; в производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 5,3%; в добычу полезных ископаемых - на 6,9%; в транспорт и связь - на 40,3%.

И особое внимание: инвестиции снизились в обязательное соц. обеспечение - на 48,9%, в образование - на 3,7%, в здравоохранение - на 6% (!).

Выходит вполне наглядно и очевидно, что инвестиции в ОПК и с/х выросли в 2012 году за счет социальной сферы, образования и здравоохранения, то есть в который раз за счет человеческого капитала.

В структуре инвестиций преобладают госинвестиции, причем основной вклад традиционно внесла Нововоронежская АЭС (производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 30,1%); обрабатывающие производства - 19,6%; с/х - 14,9%; транспорт и связь - 12,2%.

Призрачный рост инвестиций с учетом неформальной экономики и малого бизнеса

Убойно выглядит рост инвестиций в основной капитал с учетом неформальной экономики и малого бизнеса. Или по "Воронежстату" - инвестиции в основной капитал без малого бизнеса и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

Составляет этот рост инвестиций в 2012 году ни много, ни мало - 11%, по данным областного правительства. Вероятно, источник этих данных - "Воронежстат", но пока он не опубликовал подобные данные на своем сайте.

По данным Правительства, в 2012 году индекс объема инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций с учетом неформальной экономики составил 111% (в 2011г. область - 104,8; РФ в 2012г. - 106,7%, в 2011 - 108,3%).

Объем инвестиций в этом случае составил около 180 млрд руб и прирос за счет неформальной экономики и малого бизнеса на 54 млрд руб. А по процентам роста - более, чем вдвое. Удивительная статистика, надо сказать.

http://www.govvrn.ru/wps/portal/AVO/wcmContent?WCM_QUERY=/voronezh/avo/main/new+220220132101&presentationtemplate=vrnOnePeaceOfNewsPt&CONTENTCACHE=NONE

Воронежская область, по данным "Росстата", действительно, - многолетний лидер в РФ (треть и более трудовых ресурсов), выше только республики Северного Кавказа.

По данным "Росстата", в 3 квартале 2012 года в неформальной экономике Воронежской области было занято 37,4% всех занятых в экономике (полных данных пока нет за 2012 год).

Первая десятка рейтинга по доле неформальной экономики в общем количестве занятых в экономике за 2011 год выглядит следующим образом: Дагестан - 52,0%; Ингушетия - 45,6%; Кабардино-Балкария - 38,5%; Карачаево-Черкесия - 35,7%; Северная Осетия - 34,6%; Воронежская обл. - 32,3%; Бурятия - 32,2%; Республика Алтай - 31,7%; Омская обл. - 31,5%; Чувашия - 30,8%.

Действительно, неформальную экономику в малых дозах учитывают и в развитых странах (она в них, как правило, меньше 10%). И в Воронежской области много людей в ней занято. Но неформальная экономика в области существует в отраслях, в которые инвестиции в абсолютном измерении очень низки, за исключением с/х.

Инвестиции в 2012 году в торговлю (треть неформальной экономики по "Росстату") составили 1,7% (в 2011г. - 1,4%); в строительство в 2012 - всего лишь 0,6% (в 2011 - 0,7%) от общего объема инвестиций в Воронежскую область, хотя вклад торговли в ВВП - самый высокий.

http://www.rg.ru/2012/04/17/sektor.html

Малый бизнес в России и в Воронежской области в значительной степени аффилирован с большим бизнесом и чиновниками (кроме мелкой торговли в пригородах и селах). И помогает им в коррупционных схемах, в уходе от налогов, в получении дополнительных доходов руководителям и их семьям, а также ведущим работникам крупных предприятий.

Самостоятельной значимой экономической роли малый бизнес в России пока не играет в отличие от развитых стран, в том числе и чахлый российский венчурный бизнес.

Поэтому появляются сомнения в достоверности столь большого вклада малого бизнеса в объем инвестиций в основной капитал Воронежской области, тем более его ведущей роли в росте этих инвестиций (более чем удвоение прироста инвестиций в 2012 году, как, впрочем, и в 2011 году с 2,2% до 4,8%).

Причем в условиях, когда индивидуальные предприниматели массово прекращают в области свою деятельность из-за роста налогов.

Малый бизнес в России предпочитает работать на чужих основных фондах и с минимальными инвестициями в основной капитал в условиях криминализации экономики, высокой коррупции, крышевания, рейдерства и слабой защищенности частной собственности.

Иначе нечем малому бизнесу "крышам" и чиновникам платить.

По данным исследований "Росстата", доля малого бизнеса в экономике Воронежской области - 25,3%, в инвестициях - 15,4%; в численности занятых - 30,5%; в основных фондах - 10,6%.

Представляется завышенной доля инвестиций и доля в экономике области малого бизнеса при значительно меньшей доле основных фондов. Возможен здесь и двойной учет вклада аффилированных малых фирм с крупными предприятиями, в чем заинтересованы почти все высокие чиновники и зависящие от них госслужащие.

На неформальную экономику и сильно теневой и статистически плохо измеряемый малый бизнес в 2012 году приходится 30% совокупного объема прямых инвестиций. Или 54 млрд руб.

И, как видим, их вклад в инвестиции (и в ВВП) наши статистики учитывают по некой неизвестной науке и общественности методике учета инвестиций, "не наблюдаемых прямыми статистическими методами". Тогда какими? По численности занятых? Так это априори неверно при таких объемах.

Вот уж где возможности для волюнтаризма и традиционных для России приписок!

Ошибка измерения доли инвестиций за счет неформальной экономики может приближаться к самому реальному объему этой доли. И чем выше эта доля, тем больше и ошибка измерения. И выше липовый вклад в экономический показатель.

Развитые страны с достоверной, проверенной веками статистикой тоже считают и включают вклад неформальной экономики в ВВП. Но у них она, как правило, меньше 10% ВВП и небольшое число занятых в неформальной экономике. И разработаны проверенные опытом методики оценки таких небольших неформальных экономик.

"В Воронежской области совсем другое дело. Неформальная экономика и теневая экономика сравнимы по числу занятых со светлой экономикой, платящей налоги в казну. Но в части инвестиций огромные различия".

Вспомним, например, в каких условиях изготавливают левую "водку" и прочее. Неформалы выбирают затененные отрасли с низкими инвестициями. Тем более что ее крышуют, зачастую, чиновники и силовики. Заплатил штраф и переехал в другое помещение.

Средний индекс роста объема инвестиций в Воронежскую область за 2009-12 годы составил 107,2%; по России - 101,2%. Этот показатель у области значительно выше среднероссийского.

Однако достоверность показателей роста объема инвестиций в Воронежскую область низка из-за непрозрачного учета неформальной экономики и малого бизнеса. Этот учет увеличивает прирост инвестиций в основной капитал в 2011-2012 годах более чем вдвое, что при детальном рассмотрении выглядит нонсенсом.

В то же время Воронежская область сильно уступает регионам - лидерам по инвестициям на душу населения. По этому показателю она занимала в 2011 году невысокое для региона с догоняющей экономикой 29 место.

Так, между прочим, можно с легкостью необыкновенной стать лидером по росту инвестиций не только в РФ, но и в мире.

Необходимо снижать долю неформальной и теневой экономики в Воронежской области. А не наращивать экономические показатели до такой степени за ее счет.

Впрочем, низкая достоверность и низкая доступность российской официальной информации и статистики общеизвестны.

http://viperson.ru/wind.php?ID=656291&soch=1

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=183

Инвестиции в человеческий капитал продолжают снижать

В очередной раз снижены в Воронежской области инвестиции в человеческий капитал: в здравоохранение и предоставление социальных услуг - на 6%, в образование - на 3,7%.

Продолжается на федеральном и региональном уровнях, включая Воронежскую область, губительная политика снижения государственного финансирования воспроизводства и развития базовых составляющих человеческого капитала.

На различные чемпионаты, олимпиады и другие шикарные и пиарные мегапроекты находятся десятки и сотни миллиардов долларов, а на здоровье людей, на их образование как было, так и остается финансирование по пресловутому остаточному принципу.

В Воронеже, в частности, именно финансирование статей "образование" и "здравоохранение...>> ежегодно было до сих пор ниже плановых, в то время, как и сами плановые показатели, крайне низки и не позволяют поднять, в частности, зарплаты учителям и врачам до уровня средней зарплаты по региону, не говоря уже о медсестрах, нянях и других вспомогательных работниках.

"В России эта власть не заботится о главном - о здоровье и знаниях людей, об их морально-нравственном и психическом здоровье".

В области в настоящее время реализуется более 150 инвестиционных проектов (большая часть из них в с/х). За счет индустриальных парков за 3 года, по данным Правительства области, прогнозируется привлечь около 15 млрд руб инвестиций.

Число проектов велико, а их качество и значимость в первую очередь для развития экономического и технологического лидера области - Воронежа - низки.

Причем, проекты в области в значительной степени осуществляются за счет выкачивания налогов из потенциального бюджета Воронежа, в реальности который просто нищий и не позволяет осуществлять инвестиционные проекты.

Городской округ Воронеж за счет выкачивания из него налогов полностью лишили экономической самостоятельности и возможностей инвестиционного развития за счет собственных средств / По бюджету Воронежа: читайте далее /.

Удельный вес инвестиций в основном капитале и их эффективность

Другой важный инвестиционный показатель Воронежской области также выглядит в цифровом отношении внушительно. Удельный вес инвестиций в основной капитал за последние 4 года изменялся в пределах 30-42% ВРП (РФ - около 20% ВВП), что при условии их эффективного использования означает возможность ускоренного роста ВРП Воронежской области вплоть до 10% в год.

В соответствии с теорией и практикой при сравнительно невысокой коррупции, например, в Китае инвестиции годового объема 4% ВВП или ВРП дают 1% годового прироста ВВП или ВРП.

В России при очень высокой коррупции и теневой экономике отдача от инвестиций ниже в разы.

Отдача от инвестиций в РФ и в Воронежской области гораздо ниже также по причине низкой производительности и качества труда, сильного участия в процессах инвестирования неэффективного государства, отсутствия рыночной конкуренции, несистемного управления экономикой, крайне низкой экономической свободы и других известных факторов.

Пока в структуре инвестиций области превалируют государственные инвестиции (30-50%) в строительство НВАЭС, федеральных дорог, а в 2012 году дополнительно - инвестиции в ОПК Воронежа. Поступление же частных инвестиций растет слабо, что связано с невысокой общей инвестиционной привлекательностью области.

Связано это в первую очередь с очень низкой международной инвестиционной привлекательностью России, с очень низкими ее страновыми рейтингами. Отток капитала из РФ ежегодно составляет 50-100 млрд долл. Бежит из страны и лучший по качеству и стоимости человеческий капитал.

Отдельно взятый регион, в принципе, не может перепрыгнуть по инвестиционной привлекательности страну, в которой находится, международные рейтинговые агентства и долгосрочные иностранные инвесторы оценивают рейтинги регионов, исходя из страновых рейтингов.

В 2011 году на отрасль "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в Воронежской области пришлось 34,2% (в 2012г.- 30,1%) инвестиций (в основном в НВАЭС); транспорт и связь - 21,8% (12.2); обрабатывающие производства - 13,9% (19,6); с/х - 8,6% (14,9); операции с недвижимостью - 7,5% (9,4); здравоохранение - 4,1% (3,6); образование - 2,8% (2,7); торговлю - 1,4% (1,7); строительство - 0,7% (0,6%).

Характерно, что, чем выше доля неформальной экономики в отрасли, тем ниже в нее прямые инвестиции. Строители вообще почти без инвестиций обходятся (0,6% - мизер), поэтому и гонят много халтуры с устаревшими технологиями и техникой. "Лидеры" тут, по сравнению с вкладом в ВРП, - торговля и строительство.

Инвестиционный климат и риски

С инвестиционными рангами и рейтингами Воронежской области от рейтингового агентства "Эксперт РА" творится что-то безумное. Они прыгают год от года буквально на десятки ступеней. И по причине изменений методики расчетов, и, вероятно, по другим причинам.

Например, ранг интегрального инвестиционного риска в 2010 году до коррекции равнялся 3 (область была в тройке лучших регионов по рискам). После коррекции задним числом в 2011 году ранг вырос до 19 (место в рейтинге по риску, чем больше ранг - тем хуже, тем выше риск). В 2011 году ранг еще вырос до 23. А в 2012 году снова упал до 9.

Еще круче было ранее. Область в 2007-2010 годах запрыгнула наверх с 68 места в рейтинге риска на 3 место в 2010 году. Затем стремительный полет вверх сменился пике вниз. http://raexpert.ru/ratings/regions/

Уж очень рискованными выглядят эти риски, как и "суверенная" статистика.

Вернемся в настоящее. Инвестиционный климат Воронежской области, по данным "Эксперт РА" / http://raexpert.ru/ratings/regions/ , повысился с 3B1 в 2011 году (пониженный потенциал - умеренный риск) до 3A1 в 2012г. (пониженный потенциал - минимальный риск).

Соответственно, улучшились ранги интегральных и частных рисков и потенциалов.

По рангу интегрального риска Воронежская область вошла в топ-10 регионов страны с минимальным риском: Белгородская о., Краснодарский край, Липецкая о., Санкт-Петербург, Московская о., Тамбовская, Татарстан, Ленинградская, Воронежская о., Москва.

Воронежская область поднялась в этом рейтинге с 23 места в 2011 году на 9 в 2012г. (ранг риска снизился на 14).

Снизились все частные риски за исключением криминального риска (ранг - 13 в 2012г., в 2011г. - 9) и экологического (ранг - 12, был в 2011г. - 11). Однако остаются высокими ключевой экономический риск, ранг - 26, социальный - 24 и финансовый риск -17.

Из простого анализа рангов частных рисков, однако, непонятно, как интегральный риск (ранг 9) мог оказаться столь низким, если ниже ранга 9 опустился только управленческий риск до ранга 8 (в 2011г. был 19).

Отметим, что Воронежская область еще в 2010 году занимала первое место в рейтинге по криминальному риску (ранг 1). В то же время оценки криминального риска на базе "палочной", по крайней мере, в прошлом статистики, очевидно, недостоверны. В частности, сокрытие преступлений приводит к снижению ранга криминального риска и снижению общего риска региона.

"Получается, чем честнее работают силовики в части регистрации и раскрытия преступлений (их больше в статистике), тем хуже положение региона в рейтинге криминального риска и инвестиционного климата в целом".

Существенно улучшилось положение Воронежской области в 2012 году и в рейтинге интегрального потенциала. Она поднялась с 28 места на 23 (ранг потенциала в 2012г. - 23).

Не изменились ранги трудового (ранг 22) и природно-ресурсного (52) потенциалов. Область опустилась вниз по инфраструктурному потенциалу (с 19 места на 21), туристическому (с 34 на 35), а по потребительскому, производственному, финансовому, институциональному и инновационному потенциалам поднялась в рейтингах (рэкингах) вверх на 1-4 ступени.

В целом по рангу интегрального инвестиционного потенциала область вернулась на уровень 2010 года (ранг 23). Это самое высокое место области с 1996 года, начиная с которого публикует свои рейтинги и ранги для регионов "Эксперт РА".

Выводы и заключение

1. Инвестиции в основной капитал Воронежской области на душу населения невысоки и недостаточны для опережающего рывка, запланированного в Стратегии 2020 области.

2. В структуре инвестиций почти половину составляют государственные инвестиции, которые менее эффективны, чем частные, и направляются на объекты федерального уровня. В этих инвестициях заслуг области немного.

3. Частные инвестиции в экономику области растут медленно.

В истекшем году были достигнуты успехи по росту инвестиций и некоторых других показателей в основном за счет накачки инвестициями предприятий ОПК. За счет инвестиций в НВАЭС, с/х, в предприятия с невысокой добавочной стоимостью - химическое произв., производство минеральных продуктов; резиновых и пластмассовых изделий; пищевых продуктов; изделий из дерева и другие.

4. В целом, значительное увеличение (30%) за счет неформальной экономики и малого бизнеса объема инвестиций ставят под сомнение достоверность статистических данных по инвестициям в основной капитал за 2012 год. И тем более ставят под сомнение 5,8% прироста полного объема инвестиций в 2012 году за их счет.

Причина - непрозрачность методик и очень низкая достоверность добавленного объема ненаблюдаемых инвестиций в раздутый по численности, но сжатый по множеству причин по "инвестициям" сектор неформальной экономики Воронежской области.

5. На примере Воронежской области можно обнаружить при учете в статистике неформальной экономики российскими методами выгодность для отчетности власти самого существования неформальной экономики.

При использованном подходе и методах оценки "ненаблюдаемых статистически" инвестиций вполне можно существенно корректировать экономические показатели (ВВП, инвестиции, число безработных и другие) в сторону их завышения.

Зачем собственно сужать властям сектор неформальной экономики, если он повышает официальные экономические и иные показатели?

В реальности это и происходит в Воронежской области. Доля занятых в неформальной экономике держится на уровне 32-38% уже в течение 6-7 лет. И при губернаторе Алексее Гордееве не снизилась. Губернатор теневую экономику ни разу даже не упомянул в своих выступлениях.

6. В соответствии с теорией и практикой при невысокой коррупции, например, в Китае инвестиции объемом 4% ВВП или ВРП дают 1% прироста ВВП. В России при очень высокой коррупции и теневой экономике отдача инвестиций вдвое и более ниже. Дороги и фундаменты у нас потоньше, поуже, пожиже, новые мосты строят частично на "соплях", после падений восстанавливают, капремонт косметический и т.д.

Потому Россия в рейтинге по качеству дорог занимает лишь 136-е место в мире из 144. Лучшие дороги - известно где. Там, где низкая коррупция и высокая производительность труда.

http://www.utro.ru/news/2013/02/28/1104175.shtm

7. Воронежская область при нынешних темпах роста экономики России и области может в лучшем случае войти в число 30-35 ведущих регионов по ВРП на душу населения, как я и прогнозировал при анализах стратегий развития области 2020.

Губернатор Алексей Гордеев начинает понимать недостижимость целей и задач этой стратегии и уже снизил планку вхождения с 15 до 20 регионов, дойдет он рано или поздно до тридцатки, а затем ... Что было бы совсем неплохо для Воронежской области при нынешнем запущенном состоянии промышленности, инфраструктуры, деградации человеческого капитала, низкой бюджетной обеспеченности - главного локомотива развития области Воронежа, при которой он деградирует, и т.д.

В Воронежской области доля инвестиций изменяется в пределах 30-42%. И если в Китае 40% ВВП дают прирост ВВП на 10% в течение уже многих лет, то в нашей области они дадут 5-6%, не больше. Остальное припишут за счет неформальной экономики или иным "инновационным" способом. И так в целом по России.

В Китае коррупция и теневая экономика примерно втрое меньше российской, поэтому и инвестиции значительно эффективней, как и производства.

Насчет снижения инвестиций в человеческий капитал, что продолжается в Воронеже, области и РФ, обратимся к одному из самых мудрых и уважаемых людей России - Евгению Примакову.

Примаков привел в своем докладе "Идеи дороже денег. Человеческий капитал выходит на первый план" цифры.

"В США в 2010 году на образование тратили 3,6 тысячи долларов на душу населения, в Японии - 1,5 тысячи. У нас - всего 400 долларов. Государственные и частные расходы США на науку в расчете на одного исследователя составляли 293 тысячи долларов, в Китае - 74 тысячи. В России - 39 тысяч. Это не просто отставание, а серьезный разрыв, хотя в последнее время финансирование все-таки увеличивалось. Где взять деньги? Примаков советует использовать часть средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. И предупреждает: без финансового рывка в обеспечении здравоохранения, образования, науки не будет инновационного развития, модернизации страны".

http://www.rg.ru/2013/01/15/primakov.html

Юрий КОРЧАГИН

P.S. ЛИЧНОЕ. Мы, разумеется, суверенные. И демократия у нас суверенная, и свобода, и жизнь, и даже инвестиции суверенные вместе с суверенной статистикой по ним. И все наше суверенно кондовое, прямо скажем, не нужно нашим воображаемым "врагам", которые, кстати, у нас и отсутствуют. Не найдется в мире охотников с нами связываться.

Но надо Россию все же умом понимать, а не другим каким-либо местом. Другого места для этого просто не существует в человеке. И наш суверенный аршин надо соизмерять с международным мерилом.

Федор Тютчев - выдающийся русский поэт и государственный деятель, с умом острым и большим, которым прекрасно понимал Россию. К тому же, поэт с горьким и острым юмором, без которого нормальному человеку, а не то чтобы поэту, в России просто не выжить.

http://политгазета.рф/2011-05-01-19-53-58/item/2508/2508
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован