27 июня 2007
2402

Пропавшие миллиарды Гособоронзаказа

Об изъянах в системе финансирования национальной обороны рассказывает аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов.
Олег Круглов

Счетная палата России провела проверку эффективности расходов государства на национальную оборону, безопасность и военно-промышленный комплекс. О результатах в интервью "НГ" рассказывает аудитор Счетной палаты Александр Пискунов.

Из досье "НГ"

Александр Александрович Пискунов родился в 1951 г. в г. Таганроге. Окончил Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского. Прошел подготовку в Финансовой академии при правительстве РФ и школе бизнеса в Лондоне. С 1974 по 1990 г. проходил военную службу на космодроме Плесецк. В 1990-1991 гг. - народный депутат РСФСР. В ноябре 1993 г. стал председателем Комитета по военно-технической политике МО РФ, а в декабре - депутатом Государственной Думы, заместителем председателя комитета по обороне. С 2001 г. является аудитором Счетной палаты РФ. Воинское звание - генерал-майор запаса.

- Александр Александрович, пресса интенсивно обсуждает сумму финансовых нарушений в Министерстве обороны, о которой было доложено в отчете председателя Счетной палаты по результатам работы за 2002 год. Называлась сумма в 2 миллиарда 382,9 миллиона рублей. Что она в себя включает?

- В отчете содержатся результаты проверок, завершенных в прошлом году и охватывающих период начиная с 1990 года. Так что многие выявленные нарушения не имеют отношения к нынешнему руководству Министерства обороны.

0,9 миллиарда рублей в отчете классифицируются как ущерб государству. Сюда входит 0,7 миллиарда рублей, связанных с приобретением Минобороны облигаций Военного банка. Военной прокуратурой сейчас ведется следствие. Кроме этого невозмещение в федеральный бюджет 182 миллионов рублей ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" за строительство двух эскадренных миноносцев, проданных Китаю в 2001 году. Мы вынуждены здесь отражать сумму в 182 миллиона рублей, в которую правительством было оценено строительство этих кораблей до передачи их "Северной верфи". Но она составляет всего 1% от цены, по которой эти корабли были проданы Китаю. Хотя построены они были к моменту передачи в среднем на 50%. Государство могло претендовать не на 6 миллионов долларов (если перевести в доллары 182 миллиона рублей), а миллионов на 300, учитывая, что эти корабли были проданы за 600 миллионов долларов. Несколько судебных заседаний уже состоялось.

Дальше - 0,1 миллиарда рублей, которые следует классифицировать как нецелевое использование бюджетных средств. Из них приблизительно 70 миллионов рублей - это расходы на страхование запусков космических аппаратов. По Закону "О космической деятельности" пуски космических аппаратов должны страховаться, а по Закону "О бюджете" денег на эти цели не выделяется. Тогда на практике берут часть средств, полученных в качестве прибыли от запуска, и направляют их на страхование. Проверки показали, что расходы достигают 40% от стоимости запуска.

Следующие нецелевые расходы - около 30 миллионов рублей из тех, которые выделялись на обязательное страхование военнослужащих - их фактическая численность завышалась на десятки тысяч. В результате после всех страховых выплат военнослужащим у Военно-страховой компании на счетах аккумулировалось около 30% выделенных Министерством обороны средств. И формально претензий к компании предъявить нельзя - таковы тарифы и условия контракта.

К неэкономному расходованию средств отнесено 1,4 миллиарда рублей, что связано с нарушением порядка установленных государством закупок. Надо сказать, что почти 60% закупок осуществляются без проведения тендеров и через посредников. Разница в закупочных ценах на идентичную продукцию у различных силовых ведомств составляла иногда не единицы, не десятки процентов, а разы.

Есть и более серьезные проблемы и куда более серьезные суммы. Например, проверки Счетной палаты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) показали, что потери бюджета от льгот, которые их администрации предоставляли отдельным компаниям в виде освобождения от налогов, достигали суммы, составляющей около 60% от расходов на национальную оборону. Или другой пример. В 90-е годы директорам заводов ОПК было предоставлено право брать кредиты коммерческих банков под любые проценты, которые достигали нескольких сотен. Половина средств, которые направлялись на нужды оборонной промышленности, на гособоронзаказ, зачастую оседали в тех же коммерческих банках, которые давали кредиты.

Но это вопросы не к Министерству обороны. Это вопросы к правительству, законодателям.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован