13 июня 2012
2998

Просто груда бумаги

ФАС расписалась в крахе программы развития конкуренции
Игорь Артемьев, глава ФАС, нелестно отозвался о работе чиновников над повышением конкуренции на российских рынках

"Огромная работа государственных служащих дала нулевой результат". Таким образом глава ФАС Игорь Артемьев оценил принятую три года назад программу развития конкуренции, разработанную министерством экономического развития. Эксперты рассказали, почему столь серьезный документ не привел ровным счетом ни к чему полезному.

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сообщил, что его ведомство предлагает разработать для каждой отдельной отрасли свою программу развития конкуренции, так как общая программа потерпела фиаско.Программа развития конкуренции "ничего не принесла, она оказалась бессмысленным документом". "Огромная работа государственных служащих, в том числе работников Федеральной антимонопольной службы, дала нулевой результат", - заявил Игорь Артемьев на заседании бюро правления РСПП в среду. Причин такого результата глава ведомства не называет.

По его мнению, теперь будет недостаточно внести в этот документ некоторые поправки, а требуется фактически написать новую программу. "Я считаю, что нужны новые организационные меры, новые подходы и новое дыхание для этой программы", - сказал он. "Практически ее надо переписать заново", - добавил Артемьев.

"Наше предложение следующее: мы выдвигаем 10 ключевых стратегических предложений, которые сегодня будут рассмотрены в "открытом правительстве", завтра - в правительстве", - указал он.

По его словам, эти стратегические пункты будут обсуждаться с бизнесом в отраслевом разрезе: металлургия, нефтяной сектор, естественные монополии, инфраструктурные компании и т. п. "(Надо) рассматривать в каждом конкретном случае и утверждать планы развития конкуренции по отраслям очень жестко, с участием предпринимательских сообществ, которые должны составить там не менее половины", - сказал глава ФАС, цитирует "Интерфакс".

Артемьев предложил также создать правительственную комиссию по развитию конкуренции во главе с вице-премьером, которая будет эти стратегические принципы обсуждать и двигать. "Мы это предлагали Эльвире Сахипзадовне (Набиуллиной), но она не захотела возглавить эту комиссию в свое время. В результате хаотичные действия на уровне аппарата правительства привели в нулевую точку, если не в отрицательную. Программа развития конкуренции потерпела фиаско полное в нашей стране", - говорит глава ФАС.

Он считает, что его позиция будет поддержана руководством других заинтересованных ведомств. "Не для того Владимир Путин подписал эту программу, чтобы родилась бессмысленная груда бумаг", - заявил глава ФАС.

В четверг на заседании правительства Артемьев будет предлагать ввести административную ответственность организаторов торгов и операторов электронных площадок за нарушение антимонопольных требований, а также унифицировать процедуры аукционов на предоставление госимущества, земельных и природных ресурсов.

Кроме того, ФАС выступит за введение процедуры административного обжалования действий (бездействия) органов власти и местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере строительства и земельных отношений, а также за внесение изменений в законодательство, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий, которые позволят повысить удовлетворенность потребителей услуг субъектов естественных монополий.

Провальная программа

Программа развития конкуренции на 2009-2012 годы была разработана Минэкономразвития и утверждена правительством во главе с Владимиром Путиным в мае 2009 года. Документ, в частности, ставил цели по существенному снижению издержек предпринимателей для входа на рынок, упрощению доступа к инфраструктуре естественных монополий, ускорению процедуры нарушения правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий.

Кроме того, предлагалось перенести акцент с контроля над работой компаний в сторону более тщательного контроля за действиями чиновников. Предполагалось также ускорить открытие нового бизнеса, получение кредитных ресурсов, оформление разрешительных документов в органах власти и т. д.

"Основные цели программы - снижение административных барьеров, снятие инфраструктурных ограничений, снижение влияния монополий. Предлагалось, что меры по борьбе с этими явлениями должны предлагать региональные власти, которые также должны были отчитываться о проведенных мероприятиях. Однако по факту программа так и не заработала. Минэкономразвития не уделяло программе должного внимания, поэтому все свелось к обычным отпискам", - говорит газете ВЗГЛЯД налоговый юрист компании "Объединенные налоговые консультанты" Светлана Светлакова.

Она приводит в пример задачу: допустить независимые компании к газотранспортной системе. "За заведомые нарушения правил доступа, за дискриминационный подход к предоставлению доступа к трубе меры ужесточились. Однако по факту для независимых производителей газа ничего не изменилось. И шельфовые месторождения по-прежнему отдаются только госкомпаниям, что явно не способствует развитию конкуренции", - отмечает Светлакова.

По ее мнению, новая программа заработает только в том случае, если власть будет заинтересована в этом. "Если Минэкономразвития будет требовать конкретных результатов, а не декламации намерений, то какие-то позитивные изменения возможны", - говорит Светлакова.

Руководитель Центра проблем по взаимодействию бизнеса и власти Павел Толстых не исключает, что ФАС пытается таким способом усилить позицию ведомства в новом правительстве. "Регулятору приходится работать в сложных условиях. С одной стороны, ФАС как ведомство должна заботиться о развитии конкуренции. С другой стороны, политическая ситуация и наличие крупных игроков, которые отстаивают свои интересы, не позволяют в полной мере это делать", - говорит он газете ВЗГЛЯД.

"ФАС регулярно возбуждает административные дела о нарушении конкуренции, но практика последних лет показывает, что многие из них рассыпаются еще в суде либо компаниям удается отделаться незначительными штрафами. По закону штраф может быть назначен до 15% от оборота компании, однако на деле назначаются штрафы, как правило, не более 1% от оборота", - поясняет Павел Толстых.

С другой стороны, он не исключает, что ФАС может преследовать исключительно политические цели. "Пришел новый премьер, которому нужны новые цели и задачи, и, возможно, Артемьев подыгрывает новому составу правительства и хочет показать себя в тренде обновления, модернизации, инноваций и т. д.", - говорит Толстых.

Ситуация сегодня

Между тем в ФАС рассказывают, что в некоторых сферах отмечается улучшение ситуации с конкуренцией. Так, согласно оценкам ведомства, в настоящий момент наблюдается рост числа компаний, занятых в сферах управления эксплуатацией жилого фонда, торговли автотранспортными средствами, их технического обслуживания и ремонта, транспорта и связи. Одновременно снижается доля хозяйствующих субъектов государственной и муниципальной форм собственности (с 405 тыс. в 2008 году до 366 тыс. в 2011 году), что оказывает положительное влияние на состояние конкуренции.

Согласно опросу представителей крупных и средних предприятий Росстатом, наибольшие изменения в оценке состояния конкурентной среды наблюдаются в сфере производства кокса и нефтепродуктов. Так, 27% от числа опрошенных отметили улучшение конкурентной среды (против 18% в 2010 году) в этой сфере.

По мнению респондентов, представляющих малый бизнес, наибольшее улучшение конкурентной среды наблюдалось в сфере производства пищевых продуктов (так, в 2010 году улучшение конкурентной среды отмечали 26% опрошенных, а в 2011 году - уже 35%), в сфере производства и распределении электроэнергии, газа и воды (15% в 2010 году и 24% в 2011 году) и в сфере производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (19% в 2010 году и 28% в 2011 году).

Результаты большинства международных и российских исследований, приведенных в докладе ФАС, свидетельствуют о невысоком уровне конкуренции на рынках товаров и услуг в России. Вместе с тем по отдельным показателям в 2011 году наблюдается положительная динамика. В частности, отмечается снижение тарифов за подключение к электросетям, упрощение процедур международной торговли, упрощение процедуры регистрации прав собственности.

При этом в материалах, подготовленных к заседанию правительства, ФАС России отмечает, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом почти на 17% увеличилось количество поступивших в антимонопольные органы заявлений о нарушении антимонопольного законодательства. Доля дел, возбужденных по результатам рассмотрения заявлений в 2011 году, составила 57% от общего количества возбужденных дел (против 49% в 2010 году).

Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных в 2011 году антимонопольными органами, незначительно уменьшилось (на 1,4%) и составило 11,3 тыс. дел.

Текст: Ольга Самофалова
http://www.vz.ru/economy/2012/6/13/583534.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован