20 мая 2002
182

Пространственные особенности структуры среднего образования в Адыгее

Образование является отраслью хозяйственной деятельности, отражающей в своей структуре как экономические, так и социально-демографические особенно-сти общества. Уровень развития этой отрасли связан, как с требованиями общества к образованности его членов, так и с возможностями данного общества тратить сред-ства на образование. Уровень экономического развития общества определяет обес-печенность школами, сменность работы школ, оснащенность школ современной техникой, техническое состояние школьных зданий и т.д. Социально-демографические его особенности отражаются в проценте учащихся от общего числа жителей территории, направлениях дальнейшего устройства выпускников, образова-тельном уровне учителей и их профессиональном составе, возрастной структуре учащихся и т.д. Кроме того, отрасль образования имеет и чисто географический ас-пект, так как рациональное размещение образовательных учреждений и их тесная связь с центрами образования (управлениями народного образования, университета-ми, гимназиями, лицеями, институтами повышения квалификации), а также между собой обеспечивает реализацию образовательного потенциала. В результате взаимо-действия всех этих факторов формируется сложная структура отрасли образования территории.
Исследования пространственной структуры отрасли образования Адыгеи проводились в лаборатории геоинформационных технологий АГУ в рамках создания геоинформационной системы `Адыгея` по материалам, предоставленным Мини-стерством образования Республики Адыгея: статистическим отчетам районных управлений народного образования, высших и средних специальных учебных заве-дений, учреждений профессионально-технического образования, отчетам самого Министерства образования. В результате работы сформирована база данных по структуре среднего образования республики, создана серия карт среднего образова-ния республики: `Обеспеченность школ квалифицированными кадрами`, `Сменность работы школ`, `Школы с углубленным изучением предметов. Медали-сты`, `Выпускники школ`, `Количество и типы школ`, `Количество учащихся` и т.д. В данной работе описана территориальная структура среднего образования, яв-ляющегося частью отрасли образования в Адыгее на основе базы данных и создан-ных карт.
В Адыгее (площадь 7798,4 км2, население 449 тыс. чел.) территориальная структура образования является высокодифференцированной в пространственном отношении. Это связано, в первую очередь, с системой расселения, в структуре ко-торой выделяются с одной стороны городские населенные пункты с высокой плот-ностью населения, с другой - Майкопский и Шовгеновский районы, плотность насе-ления в которых относительно невелика. От структуры расселения во многом зави-сит и тип распределения образовательных учреждений по территории. В республике можно выделить шесть типов распределения школ:
1. Тип распределения, характерный для территории, принадлежащей Майкоп-ской городской администрации, отличающийся большим количеством школ в го-родской черте и небольшим их числом в крупных сельских населенных пунктах, находящихся в пределах территории администрации, в результате чего количест-во учащихся, приходящихся на одну сельскую школу выше, чем в школах, нахо-дящихся в городской черте. Для этого типа распределения школ характерны крупные городские (в среднем, свыше 500 человек учащихся) и очень крупные сельские (свыше 1300 учащихся) школы (см. таблицу).
2 . Тип распределения, характерный для Тахтамукайского района, где в не-больших поселках городского типа проживает около двух третей населения. Здесь городские школы составляют около 35% от общего количества школ, но в них обучается около 70% учеников. Городские школы крупные ( в среднем свы-ше 600 учащихся), сельские школы небольшие (около 200 учащихся).
3. Тип распределения, характерный для Теучежского района, где городское население составляет менее половины от общего числа жителей. Здесь город-ские школы составляют около 25% от общего числа школ, а обучаются в них 45% учащихся. Городские школы средних размеров (около 450 учащихся), сель-ские школы небольшие (менее 170 учащихся).
4. Тип распределения, характерный для Гиагинского и Кошехабльского районов, где отсутствуют городские поселения, а большинство населения про-живает в крупных (свыше 1500 человек) сельских населенных пунктах. Здесь относительно небольшое количество школ, школы средних размеров (от 400 до 500 учащихся).
5. Тип распределения, характерный для Шовгеновского и Майкопского районов, где отсутствуют городские поселения, а большая часть населения про-живает в небольших (менее 1500 человек) сельских населенных пунктах. Здесь велико количество небольших (менее 250 учащихся) школ.
6. Тип распределения, характерный для Красногвардейского района, промежуточный между распределением школ в Гиагинском и Кошехабль-ском районах и их распределением в Шовгеновском и Майкопском районах, школы здесь приурочены к крупным населенным пунктам, но сами школы небольшие (менее 300 учащихся).
Пространственная структура расселения влияет и на соотношение типов школ: начальных, основных, средних и вспомогательных). Так, для Гиагинского и Кошехабльского районов характерен наибольший процент средних школ от их об-щего количества (свыше 85%). Остальная часть школ в этих районах приходится на основные. В других районах республики этот показатель составляет 70% и менее. Наименьший он в Шовгеновском районе - 53%. В Майкопе, Красногвардейском и Майкопском районах наряду со средними, начальными и основными школами су-ществуют и вспомогательные. При этом в Гиагинском и Кошехабльском районах количество учащихся средних школ составляет 95 - 97% от общего количества школьников в этих районах, в Тахтамукайском и Теучежском районах - 90 - 92%, в Красногвардейском и Шовгеновском районах 88 - 89%, в Майкопском - 84%, а в Майкопе - 81%.
Еще больше пространственно дифференцирована система дополнительного образования: спортивные и музыкальные школы, школы искусств и др. Размещение учреждений дополнительного образования, в значительной мере, связано с распре-делением по территории республики городских поселений, населенностью районов и расстоянием от центра района до городских поселений в сельских районах. Наи-большее количество учреждений дополнительного образования расположено на территории, подчиненной Майкопской администрации: 7 учреждений, в которых обучается 12375 учащихся - 49,8% от общего числа школьников. Наименьшее коли-чество учреждений дополнительного образования имеется в Кошехабльском рай-оне: 1 учреждение, в котором занимается 106 учащихся - 1,9% от общего количества школьников.
Такую же сильную пространственную дифференциацию имеет образова-тельный уровень работающих в школах педагогов. Особенно она выражена в доле учителей с незаконченным высшим образованием, которая зависит от близости рай-она к центрам педагогического образования республики: Майкопу и Краснодару. Так, в самом Майкопе доля учителей с незаконченным высшим образованием со-ставляет 15,2% (самая высокая в республике), в то время как в Шовгеновском районе их всего 1%. Доля учителей с высшим образованием также очень сильно зависит от близости к центру педагогического образования - она наиболее высока в районах, прилегающих к данному центру, но невысока в самом центре. Так в Майкопе доля учителей с высшим образованием составляет 77,6%, а в Майкопском районе она со-ставляет 87,5%, а самая высокая по республике в Тахтамукайском районе - 87,7%. Это объясняется тем, что в центрах педагогического образования в ряде случаев вы-годнее принимать на работу студентов старших курсов ВУЗов. В районах располо-женных вблизи центров педагогического образования, многие выпускники школ по-ступают в эти ВУЗы, как в наиболее близкие, поэтому наиболее удобные для обу-чения, а закончив обучение, возвращаются домой на работу в школы, в результате чего доля учителей с высшим образованием в этих районах очень высока.
С характером пространственной структуры расселения связана и сменность работы школ. Так, на одно городское поселение в границах Майкопской админист-рации приходится 28 школ, в Тахтамукайском районе - 4,5 школы в Теучежском - 3 школы, в то время, как в сельской местности на одно сельское поселение - в Шовге-новском районе - 0,5 школы, в Красногвардейском - 0,7 школы, в Гиагинском - 0,4 школы. Вследствие этого в сельские школы учеников привозят из нескольких насе-ленных пунктов, поэтому большинство сельских школ в республике работают в одну смену. Школы, которые работают в две или три смены, расположены в крупных на-селенных пунктах и доля учащихся сельских школ, занимающихся во вторую и тре-тью смены невелика, составляя от 5 до 30% от общего числа учащихся. Наиболее ве-лика она в Красногвардейском районе, что связано с наличием там крупных сель-ских поселений ( с населением свыше 5000 жителей). Наименьшая доля сельских школьников, занимающихся во вторую и третью смены, отмечена в Майкопском районе (5%). В городских школах доля учащихся, занимающихся во вторую и тре-тью смены ,составляет от 32% в Тахтамукайском районе до 52% в Майкопе.
От типа распределения школ зависит такой показатель, как количество учи-телей на 100 учащихся, который характеризует обеспеченность школ педагогиче-скими кадрами. Наиболее велик этот показатель в Майкопском и Теучежском рай-онах - 12 учителей на 100 учащихся, а наиболее низок на территории Майкопской администрации - 5 учителей на 100 учащихся. Связано это с тем, что в городском секторе большинство школ работает в 2 - 3 смены, поэтому городской учитель рабо-тает с учащимися разных смен, в результате чего становится возможным поддержи-вать обучения на должном уровне не увеличивая штат учителей и количество школ. В сельской местности, так как большинство школ работает в одну смену, для под-держания должного уровня обучения необходимо большее количество учителей.
От типа распределения школ зависит техническое состояние школьных зда-ний и оснащенность школ новейшими средствами обучения (компьютерами). Так, в городском секторе целесообразно оснащать школы небольшим количеством ком-пьютеров и проводить занятия в несколько смен. В сельской местности из-за одно-сменного режима работы большинства школ количество компьютеров на 1000 уча-щихся в 2,5 - 3 раза больше, чем в городе.
Что касается технического состояния школ, то наилучшее оно в Гиагинском и Кошехабльском районах, где нет аварийных школ, самое худшее в Тахтамукайском районе, где в аварийном состоянии находится 15% школ. Связано это с тем, что в Гиагинском и Кошехабльском районах обеспеченность школами (количество школ на 10000 человек населения) наименьшая из всех сельских районов республики, по-этому администрации районов имеют возможность выделять больше средств из на-логовых поступлений на ремонт каждой школы, чем в других районах. Кроме того, школы в этих районах работают, в основном, в одну смену, что снижает нагрузку на школьные здания по сравнению с городскими школами. Также важным моментом является и то, что в каждой из школ этих районов обучаются примерно по четыре-ста учащихся, что заставляет районные администрации уделять достаточное внима-ние техническому состоянию здания каждой из школ, так как в случае прихода зда-ния школы в непригодное для эксплуатации состояние перевести учащихся данной школы в другие школы или предоставить помещение для занятий будет проблема-тично.
Кроме типа расселения немаловажное значение для структуры образования имеет и возрастной состав населения. Так, в Шовгеновском районе доля школьников составляет 18,6% населения, а в Майкопском - 13,9%. Результатом этого является то, что сельские школы в Шовгеновском районе примерно равны по численности уча-щихся школам в Майкопском, хотя число жителей в Майкопском районе примерно втрое выше, чем в Шовгеновском, а число школ приходящихся на 10000 жителей в Шовгеновском районе больше чем в Майкопском в 1,7 раза.
Основным показателем эффективности работы системы среднего образова-ния является доля выпускников школ продолживших обучение с целью получения профессии. Большинство выпускников Адыгеи после окончания школы продолжают учебу. По количеству выпускников продолжающих образование территория респуб-лики четко разделяется на равнинную и горную части ( это, казалось бы, чисто фи-зико-географическое деление имеет еще и экономическую основу, так как в горной части республики большая часть населения раньше работала в леспромхозах, кото-рые в настоящее время практически разорились, поэтому у родителей нет средств для обучения детей). В равнинной части продолжают образование 82-87% выпуск-ников, в горной 70%. По направлению деятельности не получающих образование выпускников территорию республики можно разделить на городской сектор, где большинство не поступивших учиться выпускников трудоустраивается, и сельскую местность, где трудоустраивается менее 50% не продолжающих образование выпу-скников. Кроме этого, городской сектор отличается от сельской местности и по ко-личеству поступающих в ВУЗы: в городах поступает 60-65% выпускников, в сель-ской местности 30-60%. По этому показателю сельскую местность можно разделить на две части: Красногвардейский, Гиагинский и Майкопский районы, из которых в ВУЗы поступает 30-40% выпускников и Кошехабльский и Шовгеновский районы, из которых поступает 55-60% выпускников.
Выводы: Система среднего образования в Адыгее высоко дифференцирова-на, как по типам школ и по характеру обучения, так и распределению их по террито-рии районов республики.
Основным фактором, определяющим дифференциацию системы среднего образования в Адыгее, является характер расселения, на который накладывается экономическая и демографическая ситуация в районах республики.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован