24 декабря 2005
1042

Противодействие современным вызовам и угрозам: состояние и перспективы формирования единого регионального правового пространства и рамках Содружества Независимых Государств


Противодействие современным вызовам и угрозам: состояние и перспективы формирования единого регионального правового пространства и рамках Содружества Независимых Государств

Председателя Постоянной комиссии МПА СНГ
по вопросам обороны и безопасности Войтенко В.П.

Волна международного терроризма в последнее время захлестнула мир. Как никогда, увеличилось число посягательств на жизнь людей с большими человеческими жертвами. Сегодня можно констатировать, что сформировались геополитические террористические структуры с соответствующим оснащением, обеспечением и финансовыми возможностями.

Террористы изыскивают все более опасные формы реализации своих преступных намерений. На смену захвата заложников в целях принуждения к выполнению требований террористов приходят действия, направленные на значительные разрушения и жертвы среди населения. При этом ориентация террористов направлена на такие способы совершения террористических акций, которые способны вызвать максимальный общественный резонанс, и показывает, что все сущностные аспекты этой бесчеловечной войны являются характеристиками современного терроризма, обращаемся ли мы к событиям 11 сентября в США или июльским событиям этого года в Лондоне, или к российским прошлогодним терактам в Беслане и недавним террористическим нападениям в Нальчике.

Мир постепенно осознает, что террористическая угроза сегодня носит глобальный и всеобъемлющий характер, практически не осталось мест - "тихих гаваней", "островов безопасности" - укрытых от нее или подверженных ей в меньшей степени, чем традиционные зоны террористической активности. Каждый террористический акт - будь то в странах Европы, на Ближнем Востоке, в государствах Юго-Восточной Азии или на территории государств СНГ - это прямой вызов всему мировому сообществу и, соответственно, оценка этого террористического акта должна быть однозначной, а ответ на очередной вызов террористов должен быть сплоченным, решительным и эффективным.

Проблема противодействия данным вызовам давно вышла на первый план в международной политике, в деятельности многих универсальных и региональных международных организаций.

Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ, как межгосударственный орган, осуществляющий полномочия в сфере межпарламентского сотрудничества, Постоянная комиссия по вопросам обороны и безопасности видят свою важнейшую задачу в парламентском обеспечении подготовки и реализации межгосударственных программ в сфере безопасности, включающих в себя разработку ряда модельных законодательных актов, прежде всего, в борьбе с терроризмом, преступностью, и незаконным оборотом наркотиков, а также всестороннее научно-практическое апробирование основных подходов к определению моделей законодательного решения соответствующих проблем на национальном уровне.

Эти основы нашли свое отражение в международно-правовых актах, регулирующих многосторонние отношения государств СНГ в сфере борьбы с терроризмом и внутреннем законодательстве государств. В настоящее время все активнее предпринимаются последовательные шаги по совершенствованию модельного законодательства в сфере борьбы с терроризмом, а также в сфере борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков.

Так, Межпарламентская Ассамблея приняла и рекомендовала парламентам для использования в национальном законотворчестве основополагающие документы в сфере борьбы с терроризмом: 1998 г. - модельный закон "О борьбе с терроризмом", 2004 г. - принята его новая редакция и Поправки к модельному закону, принят модельный закон "О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств". Для государств - членов ОДКБ разработаны Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров.

В настоящее время идет разработка проектов модельных законов "О безопасности на транспорте", "О безопасности авиационного транспорта", "О противодействии финансированию терроризма", новой редакции модельного закона "О милиции (полиции)", Рекомендаций по унификации и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом, Поправок в модельный Уголовный кодекс государств - участников СНГ и модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом. Разрабатывается целый ряд других модельных законодательных актов и рекомендаций в сфере борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотиков.

Следует отметить, что с целью повышения качества модельного законодательства в данной сфере, своевременного выполнения межгосударственных программ сотрудничества, всесторонней апробации подготавливаемых актов, Межпарламентская Ассамблея предприняла ряд мер по объединению усилий государственных правоохранительных органов, спецслужб, уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, ОДКБ и ООН.

На базе Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности действует Объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ. Подготовлен проект многостороннего Соглашения государств - участников СНГ о создании единой информационной базы нормативно-правовых актов государств - участников СНГ. Подписано ряд соглашений о взаимодействии в данной области с другими специализированными международными структурами.

В то же время хотел бы обратить внимание на ряд проблем оказывающих существенное влияние на эффективность законодательного обеспечения борьбы с основными вызовами и угрозами безопасности современности.

В числе проблемных вопросов следует назвать: отсутствие на сегодняшний день антитеррористической стратегии противодействия терроризму, как на международном, так и национальном уровне; нет единства подходов к урегулированию проблемы незаконной миграции и обеспечению пограничного контроля; отсутствие единого оперативного замысла работы правоохранительных органов стран Содружества в отношении конкретных террористических структур и их лидеров.

Противодействие терроризму - это не только организация оперативно-служебной деятельности по выявлению и пресечению деятельности террористических организаций, а целый спектр направлений, форм и методов работы, охватывающих вопросы предупреждения и профилактики терроризма, создание условий предотвращающих возникновение источников террористических проявлений; вопросы ликвидации последствий террористических атак; управленческие вопросы создания эффективных структур, осуществляющих мониторинг деятельности террористов и планирующих мероприятия по упреждению их действий.

В этой связи нами в ближайшей перспективе планируется для решения указанных проблем, используя возможности парламентов стран участников МПА СНГ, сформировать сообщество специалистов, ученых, экспертов и аналитиков по проблеме борьбы с терроризмом, которые с позиции стран Содружества могли бы четко и обоснованно параметризировать характер, масштаб и направленность террористических и иных угроз для стран СНГ.

Затем, на основе полученных выводов и предложений специалистов, мы планируем поэтапно перейти к новым формам сотрудничества. Имея в виду, в первую очередь, использование имеющегося задела в модельном законотворчестве и его реализацию в многосторонних соглашениях стран СНГ, с наполнением этих договоров содержательной частью, позволяющей запустить реальный механизм предотвращения террористических актов.

Для обеспечения реализации такого нового базового процесса должны быть поставлены на обсуждение и решены вопросы выработки общих концептуальных подходов к пониманию терроризма, созданию структур совместного мониторинга ситуации и подготовки проектов (вариантов) стратегических управленческих решений для национальных исполнительных органов.

Считаем, что результатом реализации вышеуказанных мер должны стать:


выработка уголовно-правовой квалификация терроризма и единого подхода к определению понятийного аппарата в этой сфере,
исключение двойных стандартов в оценке терроризма со стороны официальных властей,
активизация институтов гражданского общества в предупреждении террористической деятельности,
создание моделей правовых, в том числе и международно-правовых механизмов по розыску исполнителей, организаторов террористических актов и их пособников;
формирование единой для всех стран базы данных о террористических организациях и лицах, причастных к террористической деятельности, обеспечение правовых условий осуществления контроля за перемещением и финансированием террористов и их обезвреживанием;
тесное взаимодействие законодательных и исполнительных органов в формировании и реализации единой стратегии противодействия терроризму.
Кроме того, полагаю, что в деле создания антитеррористической коалиции мы могли бы еще раз подтвердить актуальность Итоговой декларации Санкт Петербургского Межпарламентского форума по борьбе с терроризмом от 28 марта 2002 года и обратиться к международному сообществу с предложением о консолидации усилий в борьбе с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, наркоагрессией и транснациональной организованной преступностью, ускорить принятие всеобъемлющей Конвенции по борьбе с международным терроризмом. Укреплять мировую антитеррористическую коалицию и отказаться от применения двойных стандартов к проявлениям терроризма.

Обратить внимание государств - членов Организации Объединенных Наций на необходимость ускорения принятия Конвенции по борьбе с ядерным терроризмом, объединить усилия государств в осуществлении контроля за нераспространением ядерного оружия и оружия массового уничтожения и избегать двойных стандартов при оценке фактов его распространения.

Это лишь часть обозначенных аспектов общей проблемы эффективности антитеррористической деятельности. Полагаю, что выступления, которые последуют далее, послужат развитию конструктивного диалога на нашей конференции.


http://www.voitenko.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован