04 июня 2002
105

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ

Развивающаяся в последние десятилетие семейная медицина является следствием проникновения во врачебную практику семейного подхода. В психиатрии и ранее учитывались факторы влияния семейных отношений на воз-никновение болезни, однако в практической деятельности эти условия при по-становке диагноза нередко продолжают игнорироваться. Вместе с тем известно, что структура семьи, взаимоотношения между ее членами могут влиять на формирование психической деятельности и нередко являются основой нервно-психических расстройств. В связи с этим, изучение роли психологического здо-ровья семьи в генезе психических расстройств у детей представляется доста-точно актуальными для детской и подростковой психиатрии.

Исследования в этом направлении проводимые на кафедре в группах боль-ных детско-подростковых стационаров психиатрической больницы, показали, что экономические и социальные потрясения в современном обществе отрази-лись на статусе семьи; при этом значительно увеличилось число семей с де-формированной структурой. Неблагоприятные психосоциальные условия со своей стороны отрицательно сказались на биологических факторах, что наде-лило и те и другие высоким риском и отразилось на уровне интеллектуального развития детей и их социализации.

В настоящем сообщении анализируется результаты двух исследований, в которых прослежены взаимосвязь между психическими расстройствами у детей и нарушением системы семьи.

В первой работе изучены семьи 112 детей, у которых с началом школьного обучения появились отклонения в обучаемости и школьная дезадаптация. Ис-следование велось по специальным опросникам, адаптированными на получе-ние сведений от детей, родителей и учителей. Дети исследовались клинико-психопатологическими и клинико-психологическими методиками (Тест Цвето-вых Отношений, Детский вариант исследования интеллекта Векслера, Тест Се-мейных отношений. Тест `Рисунок семьи`, Тест Айзенка - детский вариант). Полученные данные показали, что социально-экономический и политический кризис в стране, поток негативной информации существенно повлияли на структуру современной семьи и семейные отношения. Согласно исследованиям в последние годы доминируют малодетные семьи, увеличилось число неблаго-получных и нестабильных семей. Изменения статуса семьи привели к наруше-нию организации жизни и воспитания детей. Преобладающими типами воспи-тания оказываются скрытая и явная безнадзорность. Причины семейной деста-билизации 76,6% обследованных родителей считают низкий социально-экономический уровень, 61,3% - неблагоприятное социальное окружение и не-гативную информацию, в 73,8% обследованные указали на роль нарушенных семейных взаимоотношений; при этом большинство родителей подчеркнули взаимосвязь указанных условий. Следовательно, микросоциальная среда, в ко-торой воспитывались дети, имела деформированную напряженную атмосферу. Кроме того при клинико-психопатологическом и психологическом обследова-нии 68,7% детей обнаруживали непсихотические формы резидуально-органического психосиндрома.

Данное исследование позволило полагать, что чем больше неблагоприят-ных психосоциальных и биологических факторов в родительской семье, тем сильнее их воздействие на развитие ребенка, и тем сомнительней прогноз. При изучении конфликтных семей, которые составили 23,6%, установлено, что школьная дезадаптация во многом отражала нарушения в семейных взаимоот-ношениях. При этом в конфликтных семьях присутствовал особый психологи-ческий климат, который для ребенка всегда оказывался психогенным. Исполняя роль отвергнутого или арбитра, он вынужден был искать пути приспособления, которые нередко приводили к отклонению в поведении и нарушению социаль-ных контактов. Наличие в семье наркологических проблем увеличивало веро-ятность конфликтов в семье и эмоционального отвержения ребенка. Результа-том воспитания ребенка в такой семье являлись, как правило, школьные проблемы. Хотя детьми эти конфликты до конца не осознавались, они проявлялись в рисунках и тестах. Дети в таких семьях испытывали постоянную тревогу, на-пряжение, особенно когда выполняли непосильную для них псевдостабилизирующую роль. При психологическом обследовании детским вариантом методи-ки Айзенка у них выявлялись высокие показатели по интроверсии и нейротизму. Хроническое напряжение и беспомощность, зависимость от патологиче-ских внутрисемейных отношений сказывались на их социальной адаптации, что проявлялось в недостатке социальных навыков, затруднениях обучаемости. В 12 случаях дети отличались гиперактивностью, непослушанием, агрессивным и разрушительным поведением. Позже, школьная адаптация трансформировалась в асоциальное поведение и отклонение в обучаемости. Одним из факторов рис-ка девиантного поведения был низкий семейный контроль за поведением ре-бенка.

Во второй работе анализировались результаты обследования детей с по-граничными состояниями. Для выяснения связи между социально-психологическими факторами и пограничными расстройствами в подростковом возрасте обследовано 120 стационарно лечившихся больных в возрасте 12-17 лет. Наиболее частыми расстройствами были патохарактерологические реакции с агрессией и оппозиционностью (ПР) - 32,4%, резидуально-органический пси-хосиндром с эмоциональными и поведенческими расстройствами (РОП) -24,1%, соматоформные расстройства (СР) - 21,8%. При этом мальчиков было в три раза больше, чем девочек, у них чаще встречались ПР, а у девочек - СР. Исследования проводились клиническими, социально-демографическими и пси-хологическими методами с использованием различных вариантов опросников для оценки семьи, личности родителей, семейного воспитания. Результаты сравнивались с аналогичными характеристиками, полученными при обследова-нии идентичной группы учащихся общеобразовательных школ.

Прослежена определенная взаимосвязь нарушений семейной структуры с психопатологическими проявлениями у больных. Так, неполные семьи чаще встречались у подростков с ПР и СР, полные - с одинаковой частотой в группах с РОП и СР; полные родительские семьи были более характерны для подростков с РОП; полные, но деформированные - с ПР; распадающиеся и распавшие-ся семьи наблюдались, в основном, при СР. Благополучные семьи среди обсле-дованных выявлены лишь в 12,5% случаев, в основном, в группе подростков с РОП, реже - при СР; однако семейные характеристики не укладывались в пред-ставление о гармоничной семье, они более соответствовали понятию формаль-но благополучных, когда реально существующие внутренние проблемы уси-ленно скрывались.

Социально-экономический статус семей в группе детей с ПР в основном был невысоким, родители имели низкий образовательный и профессиональный уровень, были отягощены наркологическими проблемами. В этих семьях на-блюдался самый высокий процент скрытой и явной безработицы. Большинство семей подростков с РОП характеризовались внешне достаточно устойчивыми и удовлетворительным социально-экономическим положением, однако в поисках более высокого заработка некоторые родители не пренебрегали даже сменой профессии на менее квалифицированную, что создавало особый стиль жизни в этих семьях и особую морально-нравственную обстановку.

В группе подростков с СР в сравнении с другими группами родители от-личались наиболее высоким профессиональным и общественным статусом, од-нако в результате социально-экономических реформ в этих семьях снизилась материальная обеспеченность, что создавало в них высокий уровень тревоги, напряженности, неуверенности, эмоциональной отчужденности.

Особенности семейной структуры отражались и в приемах воспитания, имевших свои закономерности. Так, подростки с ПР воспитывались главным образом в условиях жестоких отношений и гипопротекции; система воспитания в группе с РОП сводилась в основном к скрытой и потворствующей гипопро-текции; в семьях подростков с СР выявилось преимущественно противоречивое воспитание со скрытым эмоциональным отвержением.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что в настоящее время в связи с общими социально-экономическими проблемами в обществе диапазон стрессовых факторов в современных семьях значительно расширился.

Вместе с тем исследования показали, что семьи больных подростков вы-глядели более трудными и неблагополучными, они испытывали более сильную экономическую и социальную нужду, отличались социальной некомпетентно-стью и неустойчивостью, в них преобладала напряженная атмосфера с нару-шенными семейными отношениями, асоциальное и аморальное поведение ро-дителей.

В комплексном лечении детей и подростков с пограничными состояниями важно учитывать не только их психопатологическую симптоматику, но и се-мейную структуру и ее социально-демографические и психологические показа-тели, включенные в понятие психологического здоровья семьи.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован