21 декабря 2001
100

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕ НА ВЕЛОСИПЕДАХ



ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Юрий Моссоковский. Путешествие по Европе на велосипедах


14:00 22 июля 1997г.
Соunt _//оssроwеr АКА Мidnight Ridеr, Кiеv, UА
Е-mаil: Моss@Gеосаd.Саrriеr.Кiеv.UА

По настоятельным просьбам высылаю `аs is`, скузи за
ашипки, шибко торопился однако! Может кто еще успеет в этом
году проскочить на `свежий воздух`? Ловите, господа!

Запрещается использовать данный текст в коммерческих
целях и помещать его в газетах, журналах и других печатных и не
печатных изданиях под своими фамилиями, инициалами, позывными -
гнев Ямангуса будет бесконечен.


Воинам Дороги посвящается.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕ

на велосипедах

П Е Р Е Ч Е Н Ь О С В Е Щ А Е М Ы Х В О П Р О С О В:

0. Кратенько о снаряжении.
1. Визы и переходы границ (в том числе и нелегальные).
2. Карты.
3. Где ставить палатку.
4. Стоимость Zimmеr и Кемпингов.
5. Костры и Саmрing GАZ.
6. Какие продукты следует брать с собой из дому.
7. Цены и Какими продуктами можно питаться в разных
странах.
8. Где и Как искать дешевые продукты. Супермаркеты,
базары, `подножный` корм.
9. Где брать воду.
10. Где мыться.
11. Затраты 1.5 USD/сутки на человека.
12. Качество дорог и дорожных указателей, манеры
автомобилистов.
13. Наблюдения о том кто и как передвигается, в смысле
любители попутешествовать. Наблюдения, касаемые
любителей автостопа.
14. Время работы магазинов и банков или как не остаться
голодным на выходные.
15. Обмен валют.
16. Пополнение Вашего бюджета - сдача бутылок.
17. Попытки устроиться на временную работу.
18. Что можно найти на обочинах (но не увлекайтесь).
19. Скоростные автодороги и полиция.
20. Стоимость ж/д переездов.
21. Про отдых на Балатоне, Верстерси и Итальянских
лагунах.
22. Люди, воры и наркоманы.
23. Контакты с полицией.
24. Языковые проблемы.
25. Какие запчасти взять для велосипеда.

Приложение 1. Перечень вещей, необходимых в заграничном
велопоходе

---------------------------------------------------------------------------

Пролог.

Давно собирался написать письмо, в ответ на прозвучавшие
просьбы, и поделиться своим опытом велосипедных путешествий по
югу Европы. Вот уже как месяц прошел, а все до дела не
доходило. Но сегодня меня окончательно заела совесть - проспал
весь день, как пожарник - и вот под вечер решил сделать хоть
одно доброе дело, чтобы день даром не прошел. Думаю, каждый,
кто не поленится и прочтет сие длинное послание, извлечет
что-нибудь ценное для себя из моей запоздалой информации.

Итак, мы с моим другом в 1993 и 1994 годах проехали на
велосипедах начиная от нашей границы (Чоп) следующие страны:
Венгрия, Словакия, Австрия, Италия, Словения. До Чопа
добирались на поезде. Детальные маршруты здесь не привожу, а то
и так уже почти книжка получается, того и гляди любители
помодерировать обвинят в графомании. Все нижеприведенные данные
основаны на нашем опыте, полученном на собственной шкуре в
вышеуказанных странах. Но его (опыт) можно прекрасно
проинтерполировать и на другие страны, например Францию или
Германию. Прочтите внимательно остаток письма, и Вы поймете,
какие ключевые моменты необходимо будет выяснить, для того
чтобы быть `на высоте` в любой чужой стране.

Высшей идеей наших путешествий было доказательство тезиса
`Простой советский ЧЕЛОВЕК (не люмпен), имея на плечах: голову
и растущие руки, при наличии минимума конвертируемой валюты
может вырваться из нашей проклятой страны (при желании -
насовсем)`. Вы знаете, это чем-то похоже на первый полет в
космос... Меня, кстати, Юрой зовут...

Прошу принять к сведению, что последнее мое путешествие
было ТРИ года назад, но пусть данный факт никого сильно не
смущает - слава Богу в Европе мало что меняется (в худшую
сторону). Разве что каждый раз убеждаешься в неизменной правоте
поговорки `Хорошо там - где НАС (наших) нет`. Путешествия
длились по 1.5 - 2 месяца. По нашим подсчетам в среднем на
питание мы тратили по 1,5 доллара в день на человека. Это,
конечно, очень скромно, но прожить можно. Разве что похудели на
10кг, но это только на пользу ;))). Детальные рекомендации по
питанию даны в соответствующих разделах, описанных ниже.
Главное что следует твердо знать: по стоимости продуктов
питания и Украина и Россия обогнали развитые капиталистические
страны, так что если Вы еще не умерли с голода дома - то в
Европе не умрете и подавно.

Мы путешествовали на велосипедах `Стартшоссе` и, так
называемом, `Спецзаказе`. Оба производства харьковского завода
ХВЗ. Перед путешествием они были _тщательно_ перебраны. Прошу
обратить Ваше внимание, что перебрать перед путешествием
необходимо любой отечественный велосипед особенно _НОВЫЙ_. Так
как при детальном рассмотрении нового байка создается
впечатление, что его собирали пьяные революционные матросы
(шутка, ничего личного). И после `переборки` байк _обязательно_
нужно обкатать хотя бы денек под рабочим весом (с полным
рюкзаком), чтобы проявились все возможные дефекты, после чего
произвести окончательную подтяжку спиц, винтов и гаек, убрать
излишние люфты.

ВНИМАНИЕ: В данной монографии все приводящиеся цены, для
облегчения восприятия их уровня и сравнения цен, даны в
пересчете на американские доллары. Но вы должны твердо знать,
что расплачиваться в магазинах можно _только_ национальной
валютой данной страны. Баксы у вас в супермаркете не возьмут!
Доллары же выполняют функцию универсальной валюты - вашего
золотого запаса. Т.е. Вы въезжаете в страну и меняете 10-20-50
USD на местную валюту, которой и будете расплачиваться. Сразу
много баксов не меняйте, а то `зависнете` с национальной
валютой и не будете знать, что с ней делать, а при обмене
обратно на доллары потеряете процентов 10-15. И еще, по мере
того, как деньги материализуются в различные товары - вес
Вашего рюкзака ощутимо возрастает.

ВНИМАНИЕ: ЛЮБОЕ ЗАГРАНИЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ начинается с
похода к хорошему стоматологу в Вашем городе (еще до начала
оформления виз)!!! Чтобы пломбы притерлись ;)))

---------------------------------------------------------------------------

0. Кратенько о снаряжении:

Сзади к велосипедам были приделаны велобагажники одесского
производства. Багажники были переделаны из `передних`, т.к. в
эпоху перестройки нельзя было купить _то_что_нужно_, а
приходилось покупать _то_что_есть_ и приспосабливать его к
нужному месту. А посему `велоштаны` (велорюкзак, крепящийся к
велобагажнику) были нашей собственной разработки с
использованием всемирно известного пакета АutоСАD фирмы
Аutоdеsk. Сначала была создана 3D-модель, а затем, по ней,
получены выкройки. Спальные мешки и палатка - тоже все пошили
сами, то этой же технологии: компьютер, АutоСАD, 3D-модель,
выкройки. Это не снобизм, а реалии жизни. Если руки `на месте`,
то лучше как _СДЕЛАЙ_САМ_, никто тебе ничего, подходящего на
100%, ни в каком `фирмовом` магазине не продаст. А компьютер
позволяет тщательно `разложить` детали выкройки и, как
следствие, купить ткани ровно столько, сколько ее необходимо,
не тратя лишних денег. Но не буду многословным, вот
тактико-технические данные:

- рюкзак `Аdidаs Рrо 70`, купленный в Киеве по случаю в
одноименном магазине на Прорезной. Рюкзак - само совершенство!
Почти... Пришлось пошить к нему боковые карманы (родных не
было). Но мои навесные боковые карманы прекрасно крепятся по
бокам лямками для лыж, предусмотренными в этой модели рюкзака.
С одной стороны - один длинный карман под пластиковую 2-х
литровую бутылку для воды и ключи от swееt hоmе (чтоб не
потерялись) и два кармана с другой - для туалетных
принадлежностей один и аптечка, веревка, нитки, иголки, спички,
свечка, фонарик - другой. Ну и единственный серьезный
недостаток этого рюкзака - пластиковые детали патентованной
системы регулируемой подвески - трескаются мгновенно, если
рюкзак у Вас не пустой. Были так же мгновенно заменены
самодельными 3-х миллиметровыми кожаными аналогами. Рюкзак
продавался с сумкой-чехлом для перевозки рюкзака в самолете
(он<а> же накидка от дождя); кошелек-ксивник с креплением на
брючный ремень и с веревочкой для ношения на шее и с липучкой
для пристегивания внутри рюкзака (чтобы не болтался по
внутренностям), два кодовых замка для замыкания этого чуда от
добрых людей. Один замок кто-то у меня спер - пусть ему
икнется! Нижняя треть главного объема может отделяться
перегородкой на молнии. В клапане рюкзака два кармана на
молниях. По всему рюкзаку масса всяких крепежных хлястиков для
дополнительной навески. Под эмблемой Аdidаs прячется визитка с
Вашими координатами. Мягкая рифленая подушка под поясницу,
хлястики для запястий и скобы для очков на лямках. Ну словом -
любовь с первого взгляда. И стоило это чудо пять лет тому назад
аж 79 USD!!! С тех пор сколько я не захожу на Прорезную
рюкзаков у них нет :((( Да и за границей смотрел - ничего
похожего не видел... Я его и в ЛОГОС как-то приносил
показывать, они все мерки сняли, но ничего подобного пока не
породили.

- самодельный спальный мешок с капюшоном, используемым
еще, как набивная (сменными вещами) подушка. Снаружи - каландр
без пропитки (чтобы мешок `дышал`), затем два слоя синтапона,
внутри - парашютка. Все это простегано. Молния - до середины
спальника, а посему в одеяло он не разворачивается. Вес - 1.1
кг!!! Размеры в развернутом (рабочем) состоянии: Длина - 170 см
плюс 25 см капюшон; Ширина 68 см. Объем в сложенном состоянии
примерно 15х15х20 см!!! При намокании высыхает достаточно
быстро, развешенный на кусте на появившемся солнышке, а вот над
костром, для просушки, держать хоть и можно, но не
рекомендуется ;))) Основные преимущества перед фабричными
собратьями: минимальный _ВЕС_ и _ОБЪЕМ_ в сложенном состоянии
при _ДОСТАТОЧНОЙ_ мягкости и согревающей способности (летом в
Альпах ноги не мерзли).

- самодельный коврик под спальный мешок - для обеспечения
дополнительной мягкости и пресечения могильного холода, идущего
по ночам от земли, даже в цивилизованных странах. Размеры
коврика в развернутом (рабочем) состоянии: Длина - 86 см,
Ширина - 55 см. Похож на широкий патронташ (из каландра без
пропитки - чтобы быстрее высыхал, когда намокнет, если палатка
начнет протекать и идти ко-дну, как лодка РА). Ширина
`патронташины` - 3 см. Внутрь патронташин туго набиваются
шарики пенопласта, после чего патронташ застрачивается. Но не
насовсем, т.к. после очередного похода коврик `усыхает`, и его
надо будет досыпать шариками (долгими зимними вечерами).
Занятие достаточно _нудное_ и требующее уйму времени, во время
которого мне почему-то вспоминается интервью с рецедивистом
армянином, показанное когда-то давно во `Взгляде`, армянин
коротал время заключения вышиванием картины под названием
`Квартирному вору мохнарылому Жоре понравилась кукла Барби`. В
настоящее время у меня родилась идея чем заменить шариковый
пенопласт и `уйти` от утомительной набивки. Необходимо купить
фабричный туристический коврик, разрезать его (да это не
описка) на полоски, несколько более узкие, чем ширина
`патронташины` и этими полосками зафаршировать коврик. Размер в
свернутом состоянии: 55х42х2.5 см (складывается пополам и
засовывается в рюкзак к спине). Вес - 0.5 кг. Основные
преимущества перед фабричными собратьями: удобно складывать (не
стремится само-развернуться), удобство _транспортировки_
(прекрасно вмещается внутрь Вашего рюкзака и в походном
состоянии вы больше походите ра поджарого рейнджера-Рембо, а не
на космического киборга из будущего, увешанного всевозможными
приаттаченными девайсами), малый вес. И при всем этом - коврик
обеспечивает мягкость в плечах и области таза во время сна, ну
и прекрасно защищает от сырой земли. Сложив такой коврик
пополам, всегда удобно посидеть вечерком у костра...

- самодельная палатка на двух человек. Верх - каландр с
пропиткой (от протекания ;))); Торцы и Боковушки - каландр без
пропитки (палатка должна `дышать`); Низ с 10-ти сантиметровым
заходом на торцы и боковушки - каландр с пропиткой. В каждом
торце палатки (в головах и в ногах) по два окошка из мелкой
капроновой сетки, закрывающиеся изнутри клапанами на липучках.
Окошки для дополнительной вентиляции и визуальной оценки
ситуации прямо изнутри палатки, если какой подозрительной падле
(скузи) не спится и она шастает в опасной близости от палатки,
угрожая рассекретить ее местонахождение. В головах на каждом
торце по карману для фонарика, ножа, спичек и всякой другой
вещи, которую ночью надо будет _быстро_ найти. Габариты палатки
в рабочем положении: Ширина дна - 130 см; Длина дна - 220 см;
Высота в `холке` (конька) - 90 см; Высота боковушки - 30 см.
Крыша идет с напуском по торцам и бокам по 25 см. Т.е. над
входом получается 25-ти сантиметровый `козырек`, под которым,
во время не слишком свирепого дождя, удобно варить на плитке
кофе, и созерцать стихию, лежа внутри палатки. Цвет крыши у
моей палатки - красный - днем радует глаз, а с наступлением
сумерек по железным законам физики превращается в черный.
Следует _избегать_ приобретения или пошива палатки с _синей_
крышей, не знаю как х/б ткань, а вот парашютка или каландр
синего цвету с наступлением сумерек выглядят как _светло_серые_
и достаточно хорошо заметны издалека.
С виду палатка напоминает бомбардировщик Стелс, и кажется
что она, прижимаясь к земле, готовится к прыжку, как тигра ;)))
Места для двоих в ней вполне достаточно, плюс рюкзаки прекрасно
умещаются внутри палатки в ногах. Спать нужно головой к выходу,
ежели кто не в курсе... Габариты в сложенном положении:
14х14х24 см и вес всего 1.7 кг!!! Напомню, при высоте в `холке`
90 см - она абсолютно незаметна на краю овсяного (овес не самый
высокий злак) поля с расстояния 20-ти шагов. Шедевр
стелс-технологии - настоящая шпионская палатка - предмет моей
особой гордости. Основные преимущества: малый вес, малые
габариты в сложенном состоянии (прекрасно вмещается внутрь
рюкзака), незаметность, и в ней достаточно места для двух
человек и двух рюкзаков.

- _ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ_ атрибутом палатки является кусок плотного
полиэтилена (под нее) для предотвращения промокания дна палатки
и обеспечения ее `герметичности`. Размеры полиэтилена должны
быть такими, чтобы он торчал на 10-15 см с каждой стороны
из-под дна палатки, а перед входом можно чтобы чуток и
по-более. Излишек у входа всегда можно быстро подвернуть под
палатку во время начинающегося дождя, не вылезая из палатки,
если вода начнет подтекать. Свесы крыши палатки должны
перекрывать полиэтилен, торчащий по бокам и у глухого торца
(опять же для того, чтобы дно не намокло ;))).

- _НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ_ но _КРАЙНЕ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ_ атрибутом
палатки с непромокаемой крышей является полиэтилен на крышу и
комплект бельевых прищепок к нему. Вы будете смеяться и
вспоминать анекдот про монашку, свечку и презерватив, но когда
во время жуткого ливня под Венецией или в Альпах палатка
начинает идти ко дну, несмотря на хваленую крышу, то тут уже
становится не до шуток. Достаточно тонкого полиэтилена, работу
свою он выполнит и весу в нем меньше. Этот полиэтилен крепится
прищепками к растяжкам палатки. Если крыша палатки сделана из
каландра без пропитки, парашютки или х/б - то этот атрибут
_обязателен_.

- Кусок полиэтилена и несколько бельевых прищепок для
`укутывания` велобагажников на случай дождя.

- Две телескопические алюминиевые стойки и Восемь
колышков. Вес - 0.7 кг. Чехол со раздвижными алюминиевыми
стойками и колышками крепится к рюкзаку снаружи.

Кстати, _ВОПРОС_ - кто знает, где в Киеве купить комплект
универсальных раздвижных алюминиевых стоек с колышками (mаdе in
Sоvоk). А то палаток у меня уже две, а стоек один комплект,
купленный еще при Советской Власти :(((

Каландр, парашютка и авизенд (так кажется это пишется)
были любезно проданы кооперативом ЛОГОС г.Киев. Низкий им за
это поклон.

Чертежи всех описанных девайсов где-то у меня в схронах
имеются и, если поискать, dwg-шки желающим могут быть высланы.

_ПОЛНЫЙ_ перечень всех вещей, _необходимых_ в таком походе
- приведен в конце этого файла. Это для того, чтобы не забыть
чего-то необходимого или не взять с собой _лишних_ вещей.

---------------------------------------------------------------------------

1. Визы и переходы границ (в том числе и нелегальные).

Начну с того, что покупка виз в совиных тур.фирмах за
$300, $400 и более долларов нами изначально категорически
отметалась. Почему я должен платить _такие_ деньги этому быдлу
(скузи), если, например, итальянская трехмесячная туристическая
виза для `западного` человека стоит $24. Я понимаю, всем
хочется ездить на мерседесах, но ведь и совесть надо иметь
(прошу прощения у модератора за слово `иметь`). Лучше уж на эти
деньги купить ствол и показать `кто хозяин в Калифорнии`
(шутка). Но ситуация с получением виз вызывает у меня
возмущение, доходящее до благородного Гнева.
Да, эксперимент кухарок по управлению государством
непозволительно затянулся, только теперь, для отмазки, они
называют его по-другому по-моднему - менетджмент, вот! Пора бы
взять хворостину и разогнать этих блатных крестьян по родным
хлевам.
Итак, попробую ситуацию прояснить. Стоимость виз в
западные европейские страны колеблется от 20 до 50 USD. Но
получить туристическую визу для НАШЕГО простого человека крайне
затруднительно. В нарушение Хельсинской Декларации Прав
Человека, а именно права на свободу передвижения, западные
посольства так запросто, повторюсь нашему _простому_ человеку,
визы не раздают. Они требуют письменное приглашение либо от
частного лица - жителя данной страны, либо приглашения от фирмы
(ну, например, Вы приглашаетесь такой-то фирмой приехать в
Милан для ознакомления с ассортиментом оборудования для
мини-хлебопекарень, выпускаемым этой фирмой, с целью его
дальнейшего приобретения). Поэтому, Ваша главная задача найти
такое частное лицо или фирму. Мы выбрали второе и нашли
представительство итальянской фирмы, ну естессно через знакомых
(не имей сто рублей...). Желательно иметь два варианта письма
на русском - для наших и на... ну в данном конкретном случае на
итальянском - для итальянских таможенников на границе.
Предъявленного паспорта с визой им показалось мало -
потребовали показать приглашение. А оно по-русски было написано
=8-0. Слава Богу на фирменном бланке, а он был на итальянском.
Они позвонили в Милан, после чего напоследок потребовали
показать сколько у нас денажков, а их оказалось по $300 на
брата, нас в конце концов впустили в Италию (Совок с
супермаркетами).
Так вот, в те времена посольство Италии в Украине (в
г.Киеве) вызы не выдавало в _принципе_ (что у них творится
сейчас я не знаю), а посему гражданам Украины советую держать
ухо востро. Но ехать в Москву за визами мы обломались - очереди
в посольство с ночи, весна, холодно, надо где-то ночевать,
словом - масса проблем, а их и без того хватало. Так что,
заимев письмо-приглашение, получение итальянской визы мы
возложили на наш доблестный МИД. Слава Богу, хоть это возможно.
Они по дип.почте пересылают Ваши паспорта и целый ворох
документов, который Вам необходимо будет собрать, в Москву в
соответствующее посольство и где-то через месяц Вы получаете
Ваш паспорт с визой, либо отказ... Прошу учесть, что вся эта
кутерьма с визами занимает где-то 2.5 месяца, а посему начинать
чесаться желательно заблаговременно - чем раньше
- тем лучше, если хотите поехать летом. Бархатный сезон - он
только в Крыму хорош, а в Альпах Вы будете завидовать мертвым.
После того, как Вы получите основную визу, необходимо
будет оформить транзитные визы (для тех стран, через которые Вы
будете ехать в основную страну). Транзитные визы тоже прекрасно
оформляются в МИДе и, причем, довольно быстро. Например, мы
сдали необходимые бумажки в МИД для получения транзитной
австрийской визы в 11.оо в четверг, а паспорта с визами
получили на следующий день в 14.оо. Самая большая сложность с
транзитными визами - необходимо точно указать день въезда в
страну и день выезда. А посему, необходимо точно рассчитывать
время движения по маршруту и предусматривать некоторый запас на
непредвиденные ситуации. Самое интересное, что Австрийское
посольство за эту визу не взяло с нас ни копейки, но наша
страховая фирма взяла по 1$ за каждый день пребывания в Австрии
плюс 1$ за труды. Всего получилось 11$ за 10 дней транзита на
каждого (транзитная виза действительна со страховым талоном -
страховка от несчастного случая). Кстати, может быть я чего и
забыл, но сдается мне, что и Итальянское посольство денег за
визу не взяло, а вот МИД брал с нас денажки, но вот сколько...
боюсь ошибиться, наверное, что-то около 25$. Транзитные визы на
Венгрию и Словакию мы не оформляли - у нас были `крутые`
мидовские паспорта с визой [АВ Службова]. По такому паспорту
можно было беспрепятственно въезжать в любую страну бывшего
соц.лагеря. А вообще, сейчас для въезда в бывшие соц.страны
покупается ваучер (слово-то какое мерзкое) и вроде как без
особых хлопот. Стоит он 2-5 USD, но нюансов его прибретения
(где и как) я, к сожалению не знаю. Может кто из джентльменов
поделится драгоценным опытом???
Транзитную визу через Словению (на обратном пути из
Италии) мы получали в Триесте в консульстве Словении. В Киеве
оформлять ее было бессмысленно - мы не знали _КОГДА_ и через
какую страну(ны) мы будем возвращаться. А про себя подумали,
что назад в Совок нас пропустят без всяких проблем - и не
ошиблись. Нам повезло - в те времена гражданам Украины
транзитные вызы выдавались бесплатно. Это был тот редкий
случай, когда нам выдали визу в чужой стране, наверное потому,
что мы возвращались домой.
Я чуть не забыл основное: если Вы, находясь, ну например,
в Будапеште, зайдете в Итальянское посольство, чтобы получить
визу в Италию, то Вас пошлют... обратно в Совок. Мол
возвращайтесь в свою страну и там оформляйте все необходимые
визы, а в Венгрии Вы можете получить итальянскую визу только в
том случае, если Вы постоянно проживаете там в течении 2-х лет
(например, работаете по контракту).
Опасным заблуждением является мнение, что визу можно
просто купить на границе. Я что-то слыхал подобное про Польские
ваучеры для граждан Украины, но лучше уточните все детали у
компетентных _официальных_ лиц до начала путешествия. Чтобы не
было мучительно больно...
При пересечении границы (на таможне) держитесь спокойно,
уверенно (но не заносчиво), но и суетиться не надо. Свои ответы
на задаваемые вопросы сопровождайте доброжелательными улыбками.
Вопросы о наличии оружия, наркотиков, золота и прочих
бриллиантов - являются стандартными. Отвечайте на них серьезно
(без улыбки) - мол туристы мы, путешественники, а не какие-то
там бандиты, интересуемся историей Вашей великой страны, хотим
своими глазами увидеть: Будапешт (красивый город), Балатон
(жалкое болото), Вену, Венецию, Колизей, Собор Святого Петра и
т.д. Во всяком случае, финки и топоры - предмет гордости
каждого настоящего туриста в нашей стране - с собой в
путешествие брать не следует. Мы брали большие раскладные ножи,
продающиеся в наших спорттоварах (рукоятка - 13см, самое
большое лезвие - 10см). Мы чистосердечно не считали такие ножи
- холодным оружием. Поэтому на соответствующий вопрос твердо и
без колебаний отвечали - НЕТ! Но, на всякий случай, вкладывали
их, перед границей, на дно самого длинного бокового кармана.
Боковые карманы, как правило избегают досмотра, наверное по
причине своих незначительных размеров на фоне большой туши
рюкзака ;))) Если Вас попросят показать содержимое рюкзака -
доброжелательно согласитесь (не показывайте ни капли своего
возмущения), не спеша - без дрожи в руках расстегните рюкзак, и
аккуратно и чинно начинайте выкладывать вещи (не забывайте, что
их прийдется потом опять вкладывать обратно - Вам же). Обычно
на середине этой нелепой процедуры таможенника заедает совесть,
он снисходительно машет рукой, мол - черт с тобой - вали, пока
я добрый. После чего Вам следует достаточно быстро, но так,
чтобы это не вызвало подозрений, убраться с границы. И только
после того, как Вы отъедете от нее на безопасные 300-400 метров
- можете оглашать окрестности своими радостными воплями ;)))
Главная Ваша задача - выехать из Совка!!! Дальше все на
_ПОРЯДОК_ проще!!!
Вот, чуть не забыл! Самая неприятная процедура -
прохождение нашей границы `на выезд`. В Чопе в 1994 году _НАШИ_
запретили пересечение границы (моста через Тису) пешком или на
велосипеде. Раньше в 1993 году пропускали беспрепятственно.
Причем, они проверяют Ваши вещи, выдают талончик для
предъявления на мосту, а затем говорят: `А на велосипеде -
нельзя!`. На вопрос: `А что же нам делать?`. Пограничники
(таможенники) отвечают: `Хотите - едьте на электричке, а можете
попроситься к кому-то в автобус, может быть Вас кто-то и
возьмет...`. Электричка `Чоп-Нейридьхаза` ходит два раза в день
и естессно - на нее Вы не попадаете. Остается проситься к
кому-нибудь в автобус и естессно
- бесплатно Вас никто в автобус не пустит. После серии отказов
Вас скорее всего возьмет местный венгр на микроавтобусе за 5
USD с носа. Таким вот образом начальство таможни в г.Чоп,
самостийно издав мудрый запрет, решает свои проблемы карманных
денег. Я почти уверен, что венгр делится с таможней своими
доходами. `На въезде` в Совдеп проблем не возникает - всех
возвращающихся пропускают в родную зону, хоть на костылях ;))).
По всей Европе - таких дурацких правил _НЕ_СУЩЕСТВУЕТ_, если у
Вас документы в порядке - проезжайте хоть на самокате! А вообще
- это незабываемое чувство при пересечении границы, когда
возвращаешься назад в Совок. Кто был в Армии - тот знает - это
как летом зайти в гарнизонный туалет...

Теперь поделюсь некоторым опытом о прохождении границ в
нелегальном режиме (к нашим `священным` кордонам все
нижеописанное не относится: не ходил - не знаю). Много говорят
про объединенную Европу - мол, переехали из Голландии в
Германию и не заметили. Мол, едь - куда хочешь и никого это не
интересует. Может это и так. Но вот совет опытного райдера:
если Вы хотите осуществить нелегальный переход (у Вас нет визы
в паспорте, дающей право находиться в стране в которую Вы
перебираетесь), даже если граница официально не охраняется -
выберите для пересечения какую-нибудь незаметную второстепенную
дорогу. Для этого внимательно изучите карту и загодя продумайте
все детали перехода. Фактически, страны бывшего соц.лагеря
осуществляют роль Большого Барьерного Рифа, не давая
возможности толпам совковых варваров попадать в благополучные
страны Западной Европы. Но такие страны, как Австрия -
отгородились и от своих западных соседей. Как по мне -
правильно сделали. В Австрии нет и тени преступности,
чувствуешь себя там настолько безопасно, ну словами не
передать, как у Бога за пазухой. Там нет всякого наглого нищего
сброда (цыган, арабов, негров. наших красавцев в спортивных
шароварах), коих приходится опасаться в больших городах других
стран. ГЛАВНОЕ, Вы должны четко осознавать, что в случае, если
Вас поймают пограничники или полиция при проверке документов -
Вы будете высланы из страны (посажены в тюрьму - вряд ли) с
запретом официального въезда в нее в течении лет четырех... Так
что взвесьте все `за` и `против`.
Итак, для нелегального перехода у Вас должны быть:

- ясный ум;
- холодное сердце;
- трезвый расчет;
- крепкие нервы;
- самоуважение, а не самонадеянность;
- карта страны из которой Вы выбираетесь (вполне хватает
автомобильной М 1:500 000 или М 1:800 000) Подробно про
карты читай ниже, в отдельном пункте;
- карта страны в которую Вы пробираетесь (может хватить и
одной какой-то - карты обычно делаются с
перекрытием приграничных зон соседних стран, но все равно
эта карта Вам понадобится);
- компас, желательно хороший (жидкостный), но может быть
любой - лишь бы на север правильно показывал.
- на рюкзаке и на байках желательно иметь минимум навесных
девайсов (чтобы за ветки меньше цепляться).
- Хотя бы трехдневный запас продуктов.
- Запас питьевой воды.
- Все предметы, которые могут понадобиться во время
`броска`, должны находиться `под рукой`, чтобы для их
извлечения не приходилось перелопачивать пол-рюкзака.
Это же касается и съестного - кушать обязательно захочется.

Жители приграничных сел (в любой стране) крайне
подозрительны и не замедлят `стукнуть` куда следует, если
заметят, как Вы пробираетесь в сторону кордона через их села.
Поэтому маршрут перехода желательно выбирать по карте таким
образом, чтобы подходы к границе с обеих сторон находились в
стороне от населенных пунктов (между селами).Думаю, всем
понятно, что для перехода следует выбирать лесистые участки
границы. Кроме того, с двух сторон границы, недалеко должны
проходить автодороги. Не пожалейте времени - потратьте хотя бы
пол-дня на визуальное определение и разведку оптимального места
входа в лес. Но старайтесь при этом `не примелькаться` у
местных жителей. Закупите продуктов и наберите питьевой воды,
после чего переночуйте в `старой` стране. А `переход` надо
будет осуществить на следующий день. Для перехода следует
выбирать первую половину дня, пока не очень жарко (в сумерках
двигаться бессмысленно - ничего не видать). Еще раз напомню -
закупите продуктов на пару дней. Подъехав к предварительно
намеченному месту, Ваша задача прошмыгнуть с дороги в лес
_никем_ не замеченным. Двигаться следует в глубине леса, если
это возможно. Обычно сильно мешает густой подлесок. На опушке
подлесок реже. Но если Вы продвигаетесь вдоль опушки -
старайтесь не подходить слишком близко к краю леса, иначе Вы
рискуете быть замеченными со смотровых вышек. Смотровые вышки
располагаются на вершинах холмов и всяких возвышенностях, а
также пограничники любят устраивать смотровые площадки в кронах
высоких старых деревьев! Будьте внимательны! Такое дерево
обычно замечаешь в тот момент, когда уже поздно (эффект
натыкания). Ни в коем случае не выходите на поляны, даже
маленькие. Старайтесь обходить их лесом. Избегайте продвижения
по просекам - шансы натолкнуться на людей слишком высоки! Ваша
задача - НЕ ВЫХОДИТЬ НА ПРОСМАТРИВАЕМЫЕ УЧАСТКИ МЕСТНОСТИ.
Периодически высылайте вперед `разведчика`, предварительно
замаскировав основную группу и вещи в чаще леса. Но при всем
этом двигаться надо динамично, не жевать сопли. Двигаясь по
лесу старайтесь не создавать никакого шума и не оставлять
следов. Возьмите за правило не наступать на упавшие ветки, не
обламывать ветки кустов и деревьев, не идти по раскисшей почве
(чтобы не `наследить`). Слушайте сорок - они громко стрекочут,
когда кто-то тащится по лесу (они могут реагировать на Вас, а
могут и на кого-то другого...). Регулярно уточняйте направление
движения по компасу и карте (они должны быть под рукой).
Внимательно смотрите, чтобы не проскочить границу, чтобы
ориентироваться в какой стране Вы в данный момент находитесь.
Граница, конечно, может выглядеть по-разному, но обычно это
широкая грунтовая дорога с очень глубокими кюветами. Кюветы
забросаны сухими ветками деревьев и кустарников `колючих` пород
- для затруднения преодоления этих кюветов. Не отчаивайтесь,
поищите, и Вы обязательно найдете тропу через эти `колючие`
кюветы, протоптанную местными жителями. По `оси` этой грунтовки
через каждые 5 метров стоят бетонные столбики сечением 15х15
см, торчащие из земли на те же 15 сантиметров. С двух
противоположных сторон столбика нанесены флаги соответствующих
стран, обращенные каждый к своей границе. Иногда эти столбики
можно не заметить и проскочить границу, не заметив. Итак, когда
Вы подойдете к границе - не спешите. Вышлите `разведчика`,
пусть он осмотрит местность, внимательно осмотрит доминирующие
(и не только) холмы и высокие деревья с которых просматривается
этот участок границы. Его задача обнаружить возможные смотровые
вышки и площадки, определить есть ли в них люди. Если замечены
вышка, засада или дом (строение) - поищите другое место
перехода. Если все `тихо`, `разведчик` должен найти, наименее
открытый (просматриваемый) участок границы. Найти проходы через
кюветы. После чего могут двигаться основные силы. Двигаться
нужно без суеты, но быстро, старайтесь беречь свои нервы и
нервы своих спутников. И помните, по этой грунтовке могут
ездить (ходить) патрули, так что еще раз посмотрите окрестности
перед окончательным броском. Если Вы в пути проголодались -
остановитесь в безопасном месте и перекусите, но как можно
быстрее (шоколад, галеты, конфеты, мед, вода) и продолжайте
движение. Обертки (от конфет и др. мусор) не выбрасывайте, а
заберите с собой!!! Примерно через 3.5 часа сплошного кошмара,
с исцарапанными в кровь ногами, Вы должны выйти на опушку леса,
но уже в другой стране... А перед опушкой должна проходить
автомобильная дорога, та самая о которой я говорил ранее. Ваша
задача, предварительно осмотревшись, незаметно выйти из лесу
(но без бросающейся в глаза суеты) и как ни в чем не бывало
сесть на велик и поехать по этой дороге, идущей обычно вдоль
границы. Доехав до первого подходящего перекрестка
поворачивайте в сторону противоположную границе, и удаляйтесь
от нее в глубь страны как можно скорее... С обменом денег и
покупкой продуктов повремените, отъедьте от границы хотя бы
километров на 80. Старайтесь не выглядеть по-совковому.
Классический зеленый брезентовый рюкзак может сослужить плохую
службу, равно как синие спортивные х/б штаны с пузырями на
коленях. Старайтесь одеваться в чистые вещи радостной
расцветки. Ваша задача как можно более походить на западного
студента - велотуриста. Теперь Вам следует быть внимательным:
не нарушайте правил, ведите себя прилично, вовремя съезжайте на
велодорожки, когда заметите знак `белый велосипед на синем
круге`. Брейтесь _РЕГУЛЯРНО_!!! Вам необходимо как можно скорее
удалиться от границы (Барьерного Рифа), чем дальше Вы
удаляетесь - тем безопаснее Ваше положение. Людям в центре
Австрии уже в голову не приходит, что к ним можно доехать на
велосипеде от Чопа. Когда они узнают об этом - они приходят в
ужас... Вам не следует общаться на людях по-русски, если
необходимо - говорите по-английски (по крайней мере пытайтесь).
И еще, помните: если Вы попали в страну нелегально, то и
выбираться из нее прийдется таким же образом.
Если же дела пойдут плохо и Вас задержат при пересечения
границы, то все что Вам останется - это рассказать сказку, что
стали на ночь в лесу, проснулись, позавтракали, пошли к
автодороге и заблудились ;(((.

И еще одна инфа: в 1993 году Австро-Венгерская граница на
юге охранялась:
- с ВЕНГЕРСКОЙ стороны каким-то `летучим` ГБ-истом на
белой `Ниве`. Он разъезжал по наводке местных жителей. Но можно
считать, что венгры границу практически не охраняли. Все вышки
и засады на деревьях с их стороны - пустовали;
- с АВСТРИЙСКОЙ стороны на вышках были пограничники, кроме
того перекрестки автодороги, идущей вдоль границы (в 5-6-ти км
от нее), а также все грунтовые и асфальтированные дороги,
ведущие прямо к самой границе, контролировались дозорами
пограничников (по 2-3 человека). Слава Богу это были долговязые
(по 2 метра) юнцы лет по 18-19. Они прохаживались по этим
дорогам вразвалку и чувствовали себя как на студенты на военных
сборах. Что у них было действительно классное - это палатки.
Такая палатка темно-зеленого цвета стояла почти на каждом
перекрестке приграничной дороги (очевидно в них отдыхала
смена). Они их даже не сильно маскировали - ставили в подлеске
у самого перекрестка. Самое обидное, что эту палатку очень
трудно заметить. Одну такую мы обнаружили, выскочив уже на
перекресток, когда пробирались обратно в Венгрию! А перед ней
на скамеечке сидело двое погранцов и местный паренек, куря и
увлеченно болтая о чем-то... Деваться было некуда, мы, не
сбавляя скорости, любезно улыбнулись, сказали `Таг!!!`
(Здрасьте) и нахально повернули к границе. В ответ нам тоже
сказали `Таг!!!`, улыбнулись и пожелали счастливого пути. Это
как в общении с нашим ГАИ-шником - главное перехватить
инициативу.

Австро-Итальянская граница в 1993 году с Австрийской
охранялась (с австрийской стороны) лесниками на джипах. Они
были в джинсах, клетчатых рубахах и ковбойских шляпах - ну
вылитые американцы. В самом лесу в горах полно домиков
лесников. Граница идет по горному хребту. Горы весьма и весьма
крутые. Мы чуть ноги не поломали. С велосипедом перейти ее
практически невозможно - продвигаться можно было только по
грунтовой дороге, а по дороге шастают лесники... Но, правда,
документов у нас не спрашивали. Высунувшись из машины, выдали
длинную тираду, из которой мы, делая вид что понимаем _ВСЕ_,
выхватили главное: `Верботтен, цюрюк, ферштее???`. Мы браво
ответили: `Яволь!!!` и не проронив ни слова по-русски, как ни в
чем не бывало повернули обратно. На том и разошлись. После чего
мы разбили в лесных хащах базовый лагерь, передохнули. А на
следующее утро мой друг совершил контрольный переход границы,
но уже без рюкзака и велосипеда. Выяснилось, что с итальянской
стороны горного хребта склоны были еще круче. После чего на
военном совете мы решили повернуть назад, а на следующий год -
или сделать итальянскую визу или крэкнуть границу во что бы то
ни стало! В 1994-м году мы сделали визу...

---------------------------------------------------------------------------

2. Карты.

Советские карты для путешествия, а тем более - нелегальных
пересечений границ НЕ ПОДХОДЯТ!!! Во-первых они
_крайне_неточны_, а во-вторых они страдают американским
синдромом - все надписи на русском языке. И, можете поверить
мне на слово, Вам составит больших трудов постоянно
сопоставлять русские названия городов с их реальным написанием
на табличках дорожных знаков. Вот пример: название на нашей
карте `Шаторальяуйхей`, а на дорожном знаке будет написано
`Sаtоrаljаujhеly`. Но главная беда наших карт - в них пропущена
половина населенных пунктов и мелких дорог. Посему, совковые
карты можно использовать только до первого городка, в котором
Вам следует купить нормальную карту(ы). Карты в странах

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован