22 июня 2005
5077

Путин боится `трогать` Кавказ

Администрация президента активизирует кадровую политику в регионах. Уже практически в трети субъектах РФ прошли переназначения губернаторов, при этом только в трех субъектах Федерации Саратовской и Тульских областях и в республике Северная Осетия губернаторы сменились, в остальных - остались прежние. Причем лишь один из "уволенных" - экс-губернатор Тульской области Василий Стародубцев - остался без политической компенсации за утрату своего поста. Дмитрий Аяцков получил должность посла России в Белоруссии, а Александр Дзасохов - место в Совете Федерации.

Напомним, что в результате прямых выборов, состоявшихся в прошлом году, из 21 руководителя региона сохранили свои посты чуть больше половины - 13 губернаторов.

Таким образом, вопреки некоторым прогнозам - президент предпочел сохранить кадровую стабильность на местах, хотя по признанию некоторых наблюдателей близких к администрации президента, некоторые назначения делались Владимиром Путиным что называется "скрепя сердце". Похоже, главным принципом действий при осуществлении революционной инициативы Путина, предложенной в сентябре прошлого года после событий в Беслане, стал медицинский: "Не навреди!"

Примечательно, что Кремль принимая кадровые решения по тем или иным кандидатурам губернаторов не намерен был создавать негативных прецедентов, когда оппозиция тому или иному руководителю расшатывая политическую ситуацию в регионах, подталкивала федеральный Центр к его смене. По-видимому, для президента важно было с самого начала пресечь даже саму возможность откровенного лоббизма при назначениях губернаторов. Между тем, попытки оппозиции в регионах использования социального недовольства, чтобы свалить неугодного лидера не прекращаются и по сей день. Особенно это характерно для национальных республик Башкирия, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Ингушетия.

Однако даже намек на организацию со стороны оппозиции оранжевых или иных цветных революций в регионах вызывают в Москве стойкую неприязнь. Здесь уместно вспомнить, например ситуацию в Северной Осетии после Беслана. Недовольство населения Александром Дзасоховым в этой республике существовало и раньше, однако Беслан стал точкой невозврата. Ни митинги, ни перекрытие федеральной трассы "Матерями Беслана" не могли стать поводом для отставки Дхасохова. Даже когда он сам попросил Владимира Путина отправить его в отставку, согласие не было получено. Для администрации президента было важно стабилизировать ситуацию, а уже после этого принимать решение.

Впрочем, не исключена еще одна версия отставки Александра Дзасохова, а именно его отказ подписать соглашение по урегулированию вопроса о возвращении ингушских беженцев в пригородный район Северной Осетии, подготовленное при участии Дмитрия Козака.

Лишь спустя десять месяцев Кремль решил заменить Александра Дзасохова. Причем это было сделано весьма уважительно и корректно по отношению к одному из патриархов российской политики. 73-летний Александр Дзасохов написал заявление о досрочном сложении полномочий. Перед этим Дзасохов провел через парламент изменения в конституцию Северной Осетии, отменяющие пост президента республики. Высшее должностное лицо Северной Осетии стало называться главой республики. Эту инициативу Дзасохова многие наблюдатели склонны рассматривать как начало процесса отмены президентских постов в других республиках.

Отставка Александра Дзасохова и передача власти к спикеру парламента Северной Осетии Таймуразу Мамсурову, которого представил Владимир Путин для наделения его полномочиями депутатам произошла в один день. По-видимому, Кремль опасался оставить республику без власти даже на один час.

Спустя неделю Владимир Путин внес на рассмотрение Народного собрания Ингушетии кандидатуру Мурата Зязикова для наделения его полномочиями президента. Характерно, что ингушская оппозиция уже давно требует отставки президента республики Мурата Зязикова. Причем требования ингушской оппозиции по отставке Зязикова такие же, как и северо-осетинской по отставке Дзасохова. В этих двух республиках оппозиция недовольна высоким уровнем коррупции властей, а также личной трусостью лидеров во время нападения террористов.

Тем не менее, в случае с Муратом Зязиковым Владимир Путин решил дать ему шанс и переназначил на новый срок. По-видимому, одним из главных критериев, которые играют решающую роль при переназначении остается для администрации президента способность того или иного лидера региона контролировать ситуацию на территории и умение вести диалог с федеральным Центром. В отличие от своего предшественника Руслана Аушева, который доставлял много хлопот Москве Мурат Зязиков изначально рассматривался в качестве надежного представителя Центра в республике.

На прошлой неделе народное собрание Ингушетии почти единогласно (лишь один депутат Муса Оздоев проголосовал против) наделил его полномочиями президента республики.

Федеральный Центр вынужден подходить к смене лидеров северо-кавказских республик весьма осторожно, учитывая сложность общественно-политической ситуации в этом неспокойном регионе.

В докладе полпреда президента по Южному федеральному округу Дмитрия Козака на имя президента Владимира Путина, некоторые положения которого получили огласку в СМИ говорится: "сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы. Во всех северокавказских республиках руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции".

Однако кардинально изменить ситуацию на Северном Кавказе, в настоящий момент Кремль не в состоянии. Это может привести к дестабилизации в республиках, где обстановка и без этого чрезвычайно накалена. Клановый характер власти на Северном Кавказе, который невозможно сломать за короткий промежуток времени, заставляет Кремль вести себя очень щепетильно в вопросах смены властной политической элиты в этих регионах. Тем не менее, переход от прямых выборов к системе наделения полномочий законодательными собраниями регионов уже серьезный шаг вперед, поскольку назначенный руководитель может быть снят с должности президентом в случае допущенных им серьезных нарушений.

Наконец, у Кремля пока нет кадрового резерва, особенно для назначения на пост руководителей национальных республик, которые могли бы удержать ситуацию под контролем. Поэтому, даже не смотря на то, что президент Дагестана 75-летний Магомедали Магомедов, возглавляющий регион уже почти 20 лет, может остаться у власти до истечения срока полномочий, не смотря на постоянно возникающие слухи о его отставке.

Похоже у Кремля нет окончательного решения и о замене лидера Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева, хотя политическая ситуация в республике давно не стабильна. Свидетельством тому - недавний визит президентского полпреда Дмитрия Козака в республику, который ясно дал понять оппозиции, что ее требования об отставке Батдыева не могут быть выполнены, поскольку этот вопрос находится в компетенции администрации президента.

Смена лидера республики Адыгея Хазрета Совмена, тоже находится под большим вопросом, даже несмотря на то, что тот открыто выступил против объединения с Краснодарским краем.

Политика Кремля в регионах свидетельствует, что приоритетным по-прежнему остается курс на стабильность, в том числе и кадровую. Смена лидеров национальных регионов, особенно на Северном Кавказе будет применяться в крайнем случае, при наличии преемников, способных удержать ситуацию под контролем.

Сергей Мигалин
Новая политика
22.06.2005
http://www.governors.ru/?regmode=fio(R)ion=2&okrug=0&razdel=smi&statja=3409

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован