14 февраля 2007
492

Пять миллионов космических туристов заселятся в 2030 году в отели на орбите Луны

Сергею Королеву в январе 2007 года исполнилось 100 лет. Первый космический конструктор планеты Земля, он всегда был человеком Победы. Ракета его конструкции с первым космонавтом на борту впервые в мире преодолела притяжение и вышла в апреле 1961 года на орбиту Земли. Первые проекты марсолетов и первые аппараты, полетевшие к Венере, Луне и Марсу - это его работа. "Земля - колыбель

человечества, но нельзя всю жизнь провести в колыбели", - любил повторять он слова Циолковского и строил планы космических экспедиций

Сегодня идеи Сергея Павловича оживают в делах его учеников и последователей. Самое перспективное направление - колонизация планет Солнечной системы. Пока за счет космических туристов.

Пять миллионов космических туристов в год к 2030-му, такой план разработали японские специалисты. В космосе туристов будут ждать комплексы гостиниц и различные центры. Несколько десятков отелей предполагается разместить на орбите Луны. Космические челноки будут осуществлять регулярные рейсы с орбиты Земли к Луне. "Это не фантастика, мы готовы принять участие в подобных проектах", - одобряет планы коллег директор Центра "Маркетинг и международное сотрудничество" РКК "Энергия" Александр Гдальевич ДЕРЕЧИН и продолжает рассказ о будущих космических путешествиях.

"В рамках проекта космических туров у нас работал один американский миллионер-энтузиаст. Он хотел разместить на орбите Земли гостиницы в виде огромных надувных конструкций. Грубо говоря, больших размеров надувные шары, внутри которых бы жили люди. Бизнесмен вложил в проект не один десяток тысяч долларов, но пока результаты очень скромны.

В нашей корпорации сегодня разрабатывается новый маршрут космического путешествия - облет Луны и возвращение на Землю. Без посадки на спутник Земли. Программа будет осуществляться в рамках двух пусков, с помощью разгонного блока турист будет доставлен на орбиту Луны, сможет насладиться красотами ее пейзажей и возвратиться на орбиту родной планеты, а затем опуститься на Землю. Здесь нет технических проблем. Такой полет будет длиться около недели. Его ориентировочная стоимость - около ста миллионов долларов".

- Пример первого космического туриста 61-летнего американского миллионера Денниса Тито вдохновил многих энтузиастов. Но как отобрать тех, кто по состоянию здоровья сможет приступить к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина в Звездном городке, а затем отправится на орбиту Земли?

- Сегодня для туристов, которые летают на космических кораблях "Союз", требования достаточно жесткие. Потому что этот аппарат спроектирован для профессионалов. Отбор космических туристов включает три вида проверок.

Первая - отбор по документам. Для Международной космической станции (МКС) существуют такие правила: космонавты или космические туристы не должны быть членами террористических организаций, не должны находится под судом и так далее. Так что их анкета серьезно проверяется с помощью Интерпола в том числе и странами-участницами проекта МКС. Если космический турист - гражданин одной из стран-партнеров России по МКС, то после проверки его анкеты дополнительных согласований не требуется. Если кандидат в космос имеет гражданство третьей страны, то потребуется согласие всех 15 государств, участвующих в проекте МКС.

Сегодня у нас готовится к полету в космос гражданин Бразилии, и все страны-участницы уже одобрили его кандидатуру.

Второй раздел отбора: жесткие медицинские требования. В Институте медико-биологических проблем РАН кандидаты проходят строгий медицинский отбор, необходимые стенды, проверки, центрифуги. Ограничений по возрасту нет. Прошлой осенью из недельного путешествия на МКС вернулся американский миллионер Грегори Олсен. Ему больше шестидесяти лет. После полета он чувствует себя лучше, чем первый космический турист Деннис Тито. Это индивидуальная переносимость его организма. Так что главное условие туристического полета в космос - хорошее здоровье. Третий раздел отбора в космические туристы - профессиональные требования. Знание русского и английского языков и минимальное знание инженерных дисциплин, чтобы пользоваться космической аппаратурой в полете. Этим навыкам мы обучаем в течение шести месяцев в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина.

- Многие СМИ публикуют приблизительные статьи бюджета космического запуска: 15 - 20 миллионов долларов стоит ракета-носитель "Союз", еще 3 - 5 миллионов - пилотируемый космический корабль. Говорят, Деннису Тито пришлось заплатить 12 миллионов долларов, а Грегори Олсену - 20. Цены на космические туры растут?

- Мы работаем в рамках Федеральной космической программы и ее бюджета. В то же время денег на выполнение всех проектов не достаточно, хотя финансирование растет из года в год. Поэтому мы рассматриваем космический туризм как компенсацию дефицита бюджета. Эти деньги мы не получаем в виде прибыли, а направляем на развитие той же МКС, покрывая прорехи государственного финансирования. Другое дело, инфляция в нашей стране растет очень быстро. Цена, казавшаяся пару лет назад достаточной, сегодня не покрывает расходов. Мы тратим рубли, в то же время курс доллара не растет, корпорация терпит убытки. С другой стороны цены поднимать невозможно. Потому что даже те суммы, которые мы называем, клиентам заплатить не так уж просто.

- Появились сообщения о будущем запуске первого китайского космического туриста. Он заплатит за свой полет в десятки раз меньше ваших клиентов. Это космический демпинг со стороны китайских коллег?

- Компания Space Adventures, которая осуществляет и наш маркетинг, организовала свое представительство в Китае и подписала контракт на суборбитальный космический полет с президентом гонконгской компании Цзян Фаном. Он внес оплату в размере 100 тысяч долларов. Полет в космос, длительность которого составит примерно 90 минут, состоится в 2007 году. Он значительно дешевле наших космических туров, потому что поднимет туриста на высоту 100 километров, на суборбиту Земли. В то время как наши космические путешественники около недели проводят на борту МКС.

-На последнем аэрокосмическом салоне "МАКС 2005" широкой публике был представлен макет многоразового космического корабля нового поколения "Клипер", который позволит поднимать в космос экипаж из шести человек. Его аэродинамические качества значительно снизят перегрузки при взлете и посадке. Какие перспективы космического туризма откроются в ходе его штатной эксплуатации?

- В случае успешной работы корабля нового поколения "Клипер" медицинские требования к кандидату в космические туристы значительно ослабнут. Мы вообще добиваемся такой оснащенности космического корабля, чтобы уровень медицинских требований к космическим туристам соответствовал состоянию здоровья обычного пилота-любителя. РКК "Энергия" пытается снизить космические нагрузки и при подготовке к полету, и на космической станции на орбите Земли. Наши специалисты хотят помочь космическим туристам исполнить свою мечту. Чтобы не пришлось тратить на ее осуществление годы. Это позволит перейти от единиц коммерческих полетов в космос к десяткам и сотням коммерческих полетов в год, что снизит цену такого путешествия и откроет дорогу к звездам миллионам землян. Кроме того, если полетные возможности возрастут, можно будет отправлять в космос большое количество ученых, которые будут квалифицированно проводить там серьезные научные эксперименты, повышая эффективность и КПД космических экспедиций. Разрабатывая космическую технику новейших поколений, мы добиваемся, чтобы космический полет укладывался в бюджеты научных направлений наших исследовательских институтов.

- Кто сегодня проходит подготовку в Звездном городке и хотел бы полететь на МКС?

- Не скажу, эта информация строго конфиденциальна. Могу только рассказать о космическом туристе из Бразилии, который до этого готовился к полету на "Шаттле" в НАСА. Это профессиональный летчик, его космический полет спонсирует Бразильское космическое агентство. Многие наши клиенты не хотят, чтобы до полета какая-то информация просачивалась в прессу. Например, с нами вели переговоры о возможном полете в космос некоторые международные банкиры. Они не хотели создавать излишний ажиотаж вокруг своего банка и требовали полной конфиденциальности. Другой случай: мы обсуждали будущий космический полет с одним из известных деятелей Голливуда. Он поставил жесткое условие: полная секретность. Потому что, если бы сведения о готовящемся полете просочились в прессу, конкуренты перебили бы проект. Но полет не состоялся по другим причинам. Таких случаев в нашей практике много. Некоторые потенциальные космические туристы предлагали даже, чтобы их подготовка шла под псевдонимом. Это условие выполнить достаточно трудно. Ведь полет не автономный. Все страны-участницы МКС проверяют анкету этого человека, тайну сохранить невозможно. Есть космические туристы, которые просят сохранять тайну только до подписания контракта. Но всегда наши клиенты стремятся сохранить конфиденциальность информации о состоянии здоровья, о семейной жизни, об условиях контракта, о реальных выплатах. Мы идем навстречу и сохраняем коммерческую тайну наших клиентов, не допускаем вмешательства в их частную жизнь.

- В начале 2002 года польский миллионер Лешек Чарнецкий отказался от контракта с Росавиакосмосом в связи с разглашением польскими СМИ конфиденциальной информации о его будущем полете в космос. Клиентов, как известно, не выбирают. Какие сложности испытывает в этой связи ваша служба?

- В случае с Чарнецким, по моему мнению, главную роль сыграли недостаточные финансовые возможности потенциального космического туриста. Клиенты встречаются разные, но в основном в космос хотят полететь романтики. Например, певец американской группы NSYNC Лэнс Басс захотел устроить в космосе музыкальное шоу. Но полет так и не состоялся: папа космического туриста запретил тратить большие деньги. А космический турист из ЮАР, молодой миллионер Марк Шаттлворт доставил на МКС колбы с эмбрионами овец и мышей. Он собирался клонировать эти образцы на орбите Земли в условиях невесомости. Но однажды колба застряла в приборе. Марк по интернету связался с профессором в ЮАР, попросил совета. Ученый, не компетентный в вопросах космической техники, посоветовал как следует дернуть пробирку пассатижами. Шаттлворт последовал совету, в итоге пришлось выбросить дорогостоящий прибор. Мы не смогли предотвратить этот инцидент, потому что разговор между космическим туристом и профессором проходил на языке буров. Но полезные уроки наши специалисты из этого инцидента извлекли.

-Многие пожилые состоятельные люди с удовольствием прыгают с парашютом. Медики считают, что такой спорт продлевает жизнь. А как на состояние здоровья космических туристов влияют полеты на МКС?

- Первый космический турист Деннис Тито вышел из космического корабля и сказал одну лишь фразу: "Я побывал в раю". Он, конечно, чувствовал слабость, но космос был его мечтой все 15 лет работы инженером НАСА, и в годы, отданные бизнесу, на посту президента солидного пенсионного фонда. Сам по себе космический полет вряд ли омолаживает. Но потенциальный космический турист проходит такой тщательный предполетный контроль, что узнает о своем организме много нового, ему дают рекомендации лучшие в мире врачи, и состояние здоровья человека реально улучшается. Я могу твердо сказать про Денниса Тито и Грегори Олсена, - их здоровье после полета в космос стало намного лучше. Космический полет уж точно омолаживает душу человека. Увидеть из космоса Землю, стать ближе к звездам удается единицам живущих на нашей планете людей. Оторваться от Земли, преодолеть ее притяжение - вековая мечта человечества. Ради этого стоит жить, на осуществление этой мечты стоит работать.

Под текст:

Великий Королев имел вполне человеческие слабости. Например, был очень суеверным человеком. На пуски ракет в любую погоду приезжал в одном и том же драповом "удачливом" пальто, принципиально не держал у себя в доме кошек, не терпел присутствия на космическом старте женщин. Может быть,

и по этой причине до сих пор женский космос в России остается невостребованным и забытым. Более десятка астронавток насчитывает сейчас космический отряд США, в то время как Россия послала на орбиту Земли всего трех за 40 космических лет. Может, в сознании российских специалистов космос до сих пор делится на "женский" и "мужской"? Откуда идут истоки космической дискриминации? Об этом рассказывает ветеран отечественного космоса, профессор Института медико-биологических проблем РАН Адиля Ровгатовна КОТОВСКАЯ.

- Вы знаете, я рада Вашему вопросу, потому что в начале 62-го года, уже после полета Гагарина, когда стало известно, что мы должны начать отбор и подготовку женщин к первому полету в космос, отношение к этому среди научных сотрудников и космонавтов, которые уже летали, было разное. Некоторые считали: как это так, вдруг появляются какие-то дамы? Куда уж им. Тем не менее, медикам были предложены отобранные из аэроклубов: Валентина Пономарева, Ирина Соловьева, Татьяна Кузнецова, Валентина Терешкова и Жанна Ёркина. Все были молодые, из разных мест, с разным образованием, настроены на удачу. Они пришли к нам в военный институт, и начались исследования: в барокамере, в сурдокамере, на центрифуге. Все тесты они проходили успешно, устойчивость у девушек была хорошая. Каждая их них имела право быть первой. Все медицинские показатели, которые требовались от первой "гагаринской" группы космонавтов, были необходимы и женщинам. Но до полета в космос было необходимо проведение исследований на обезьянах женского пола. Потому что это единственные в мире животные, которые имеют физиологические особенности человека. -

-Почему Вас так беспокоил полет женщины в космос?

- В корабле космонавт находится в положении лежа, и при действии перегрузок, которые неизбежно возникают при выведении корабля на орбиту, а особенно после невесомости на участке спуска, происходит перераспределение крови - сверху вниз. Поэтому органы малого таза переполняются кровью, что ставит под угрозу святую обязанность и долг женщины - иметь семью, родить. Ведь только Валентина Пономарева была замужем, поэтому нужно было проверить, не навредим ли мы, и что нужно сделать, чтобы компенсировать космические перегрузки.

- Как человекообразные обезьяны проходили космические тесты?

- Мы проводили эксперименты совместно с институтом медицины под руководством профессора Лапина в Сухуми. Самки маленьких обезьянок - макаки, и больших - павианы были привезены в Москву, в наш институт. На заводе сделали специальные кресла, костюмчик, и располагали этих обезьян точно так, как будет лежать женщина, подвергали их тем же режимам воздействия на перегрузках, что предстояло испытать космонавткам. Ученые хотели узнать, будет ли патология со стороны органов, которые ответственны за рождение ребенка?

В некоторых случаях это была грань между патологией и нормой, но, в целом, допустимо. Самая неблагоприятная фаза для обезьян оказалась в период овуляции, когда и происходит оплодотворение и зарождение у женщин. Часть животных были убиты (для проверки состояния внутренних органов после проведения эксперимента - прим. авт.). Мы провели морфологические и гистологические исследования. Часть животных были оставлены в живых, с тем, чтобы родить. Две самочки из павианов и две из макак родили здоровых детенышей. Это порадовало: результаты опытов на животных позволили перейти к исследованиям женщин.

- Как Вы оцениваете полет Валентины Терешковой?


- Я была на Байконуре, когда Валентина Владимировна выдвигалась на первый полет.

Во время полета проявились особенности организма Валентины Терешковой. Мы дежурили на космодроме вместе с ее будущим мужем - Андрианом Григорьевичем Николаевым. Валентина в кабине была малоподвижна. Были изменения, некоторая одутловатость, которая присуща вообще всем космонавтам за счет перераспределения крови кверху. Были дискомфортные вещи, о которых она нам не сообщала. На вопросы, которые ей задавали в командном пункте, тогда еще ЦУПа не было, она отвечала очень бодро, что все у нее прекрасно: "Я "Чайка"" - и все хорошо.

К сожалению, остальные девушки из первого отряда космонавтов так и не полетели в космос. Дело в том, что в то время космосом командовали ВВС, и они предпочитали, чтобы летали летчики. Ну, вы знаете, как поступают мужчины? Они же считают, что они самые главные, с ними меньше хлопот, они надежнее. Я думаю, что если бы полетели эти женщины, никто бы не ударил в грязь лицом. У всех хорошая устойчивость, хорошие оценки. Каждая имела право на полет. Мужчины говорят, что космос плохо влияет на женский организм. Абсолютно нет. Женщины так же устойчивы к факторам космического полета и могут трудолюбиво и надежно выполнять научные исследования, примеров тому тьма: Светлана Савицкая дважды участвовала в полете, даже выходила в открытый космос. А сегодня нет ни одной женщины в космическом отряде страны. Вопиющая бесхозяйственность!

Юрий Батурин
Ирина Тимофеева

http://www.novayagazeta.ru/data/2007/color14/13.html
26.01.2007

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован