Эксклюзив
18 ноября 2020
405

"Опередили свое время". Эксперт о перспективах возрождения "Буранов"

Стало известно, кому принадлежат летный экземпляр космического челнока "Буран" и его технологический макет, хранящиеся на Байконуре. Эксперт Александр Железняков в эфире радио Sputnik рассказал о значении технологических наработок, примененных в "Буранах".

 

Второй летный экземпляр космического челнока "Буран" и его технологический макет, хранящиеся на Байконуре, принадлежат казахстанскому предприятию "Ракетно-космическая компания "Байконур".

Об этом сообщил глава предприятия Муса Даурен, написав руководителю "Роскосмоса" Дмитрию Рогозину в комментарии к его посту в Twitter. 

 

Российский чиновник на днях сообщил, что государственная корпорация хотела бы купить "Бураны" и устроить их в музей, но не смогла найти владельца.

 

"Уважаемый Дмитрий Олегович, космические корабли "Буран 1.02" и ПМ "ОК-МТ 0.07" принадлежат не физ.лицу, а находятся на балансе АО "РКК Байконур". Мы затратили много ресурсов, чтобы наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми", ‒ написал Даурен.

В ответном сообщении Рогозин выразил тревогу по поводу условий хранения кораблей и спросил о возможности обсудить дальнейшую судьбу космических челноков.

 

Эксперт в ракетно-космической отрасли, историк космонавтики Александр Железняков в эфире радио Sputnik оценил значение "Буранов" для российской космонавтики.

 

"Те экземпляры "Бурана" ‒ и летные, и испытательные, ‒ которые были в свое время изготовлены, конечно, представляют только историческую ценность и могут пригодиться для музеев. Технические решения, которые были разработаны для "Энергии"‒"Бурана", этого комплекса, конечно, могут использоваться и в будущем… Естественно, на новой элементной базе, с использованием новых материалов. Но сами технические решения были оригинальными в свое время и остаются в значительной степени актуальными сейчас. Никакая работа не может пройти даром, если она сделана на хорошем техническом уровне… Тридцать лет для такой сложной технической системы ‒ не самый большой срок", ‒ уверен Александр Железняков.

 

По мнению эксперта, в ближайшем будущем новые многоразовые системы вряд ли появятся, это задача на более отдаленную перспективу.

 

"Практика показала, что сами по себе подобного рода многоразовые системы экономически не оправданы. Они, скажем так, опережают свое время. Вывод груза на орбиту с помощью многоразовых систем очень дорог, межполетное обслуживание тоже не такое простое. Поэтому сейчас возрождение "Бурана" можно рассматривать только чисто теоретически. Американцы в 2011 году от своей системы тоже отказались из-за дороговизны. Поэтому, наверное, такие многоразовые системы ‒ дело будущего, когда удастся решить вопрос с возвращением ступеней, которые выводят корабль на орбиту, и многие другие вопросы", ‒ считает Александр Железняков.

 

Первый летный корабль "Буран", который совершил единственный полет в 1988 году, был уничтожен после обвала крыши в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре в 2002 году. Второй и последний из достроенных кораблей вместе с макетом хранятся там же.

 

Третий, недостроенный экземпляр находится в подмосковном Жуковском, испытательный экземпляр с самолетными двигателями ‒ в Германии.

Еще один макет "Бурана" долгое время хранился на открытой площадке на Байконуре, но потом его перевезли в музей РКК "Энергия" на космодроме, другой ныне находится на ВДНХ в Москве.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован