26 марта 2005
663

Рашид Загидуллин: Театру нужны новые формы!

Считает режиссер татарского театра.

27 марта - Международный день театра.

Праздник артистов и театралов отмечается с 1961 года с легкой руки участников IX конгресса международного института театра. С тех пор в этот день таланты и поклонники всего мира признаются в любви театральной музе.
Корреспондент "Восточного экспресса" был первым, кто поздравил с грядущим праздником главного режиссера Татарского театра драмы и комедии им. Тинчурина Рашида ЗАГИДУЛЛИНА.
- Этот праздник, мне кажется, прежде всего нужен для того, чтобы напомнить человечеству о таком удивительном явлении, как театр. Мы ведь существуем, как броуновское движение. Те, кто не ходит на спектакли, сталкиваются с теми, кто играет в нем или любит посещать театр. Уверен, что даже самый отпетый скептик в один прекрасный день откроет нашу парадную дверь.

- Рашид, вам не кажется, что сегодня, когда мы постоянно пребываем в этом самом броуновском движении, театр, требующий вдумчивости и неспешности, выглядит каким-то неповоротливым динозавром?
- Абсолютно не согласен! Будучи в Москве, я видел спектакль Бориса Юхананова, где использованы все современные достижения, начиная с Интернета, компьютерных эффектов и заканчивая какими-то электронными машинками, которые ездили по сцене. Но игра артистов и тут была необходима. История спектакля придумана девочкой-инвалидом детства, которая общается с миром через Всемирную паутину. Все ее мысли - в текстах, она набирает их одним пальчиком. Признаюсь, вначале это действие было непонятным, я даже думал: "Ну, это правой рукой за левое ухо". А потом захватило! Театр в любом случае меняется. Если сравнивать эстетику существования актеров на сцене в 50-е годы и сегодняшнюю, согласитесь, разница существенная. В театре постоянно меняются формы. Помните, Костя Треплев из чеховской "Чайки" кричал: "Нужны новые формы, новые формы!"

- Так, может быть, "Дети Розенталя", которых ставит сейчас Большой театр, как раз из этой оперы? А на сцене Татарского театра драмы и комедии могла бы появиться подобная постановка про бомжей, выражающихся ненормативной лексикой?
- Присутствием мата на сцене уже никого не удивишь. И бомжи в качестве героев - это тоже не ново. Пожалуйста, "На дне" Горького. Я думаю, ажиотаж вокруг пьесы Сорокина на сцене Большого, скорее всего, провокация для того, чтобы снять директора этого театра. С другой стороны... Премьера пьесы Чехова на сцене этого же театра когда-то была оплевана, освистана и вообще сорвана. Понимаешь, у каждого времени должен быть свой репертуар. Что касается национального театра, то он требует особой осторожности в экспериментах. Например, частичное использование русского текста в нашем спектакле "Гайфи бабай, женись давай" поначалу было воспринято публикой очень напряженно. Но то, что спектакль идет уже 12 лет и пользуется успехом, говорит о многом. Или взять довольно символические декорации в спектакле "Угасшие звезды". Сегодня эта условность воспринимается более органично, чем в год премьеры.

- А вы не думали, каким будет национальный театр лет эдак через 50?
- Скорее всего, он пойдет по пути развития национальной идеи. Татарский театр - традиционный, а не экспериментальный. Он напрямую зависит от драматургов. Вопрос воплощения, новаторства в подаче - это уже дело режиссера. Сейчас я собираюсь ставить пьесу Назыма Хикмета "Легенда о любви". Это проверенный временем драматургический материал. Пьеса Хикмета - это поэтическая история, которая, конечно же, потребует красивой романтической музыки, балетной хореографии, яркого оформления и костюмов.

- В этом году после долгого перерыва вы вновь взяли себе курс студентов. Это означает, что вы в поиске хороших артистов или современных типажей, или есть другая причина?
- Подготовка национальных актерских кадров - это самый больной вопрос, хотя этим занимаются сегодня и университет культуры, и театральное училище. Дело в том, что мужская половина татар не идет учиться на татарские курсы, почему-то предпочитая русские отделения или вообще выбирая другие вузы. Если посмотреть на старую школу татарских артистов, то ведь это были высокие, красивые и обаятельные люди. Где они сегодня? Я иногда с большой завистью смотрю наш КВН. Например, "Четыре татарина". Ребята очень талантливые, рослые, симпатичные. Но почему они не идут к нам? Видимо, причин несколько: и мизерная зарплата актеров, и падение престижа профессии. Я не говорю, что мой курс - это решение всех проблем. Когда набираешь пацанов 15-16 лет, ты не можешь знать, что произойдет с ними через три года. А к 18 годам, как правило, у них кардинально меняется отношение ко всему происходящему. Но все равно я верю в них. И вкладываю все, что могу.


tatarica.yuldash.com

Рада ВАГИЗОВА

26.03.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован