19 августа 2013
20957

Распад СССР в школьных учебниках: России, Украины, Беларуси, Латвии, Киргизии, Таджикистана, Казахстана, Армении, Грузии, Молдавии и Германии

Main 55294214sssr
В августе 1991 года была предпринята попытка отстранения от власти президента Горбачева. Путч стал толчком к развалу СССР. Досье DW о том, как эти события освещаются в школьных учебниках.

В учебниках по истории для немецких старшеклассников распаду СССР посвящено несколько строк. Но, как выяснила DW, многие учителя подробно рассказывают на уроках истории о тех событиях.

Россия

Теме распада СССР в школьных учебниках, по мнению историков, опрошенных DW, уделено достаточно внимания. Но содержание изложенного материала вызывает споры.
Учебников по новейшей истории, к которой относятся, в том числе, период распада СССР в 1991 году и сопутствующие этому процессу события, такие как августовский путч, министерством образования рекомендовано и одобрено в общей сложности почти полтора десятка. Наиболее "ходовыми" являются пять-шесть из них, среди которых учебники по истории для 11 класса авторов Александра Чубарьяна, Александра Данилова, Владимира Шестакова, Владлена Измозика и Андрей Левандовского.
Собственно сама тема распада Советского Союза освещена во всех учебниках примерно в одинаковом объеме - ей отдано 4-5 страниц текста. При этом в среднем учебник по истории России для 11 класса насчитывает около 350 страниц. В сравнении с другими темами, в частности, Октябрьской революцией 1917 года и историей создания СССР, распаду государства авторы учебников уделяют значительно меньше внимания.
Что имеем, тому и рады
Доктор исторических наук, ученый секретарь Института российской истории РАН, автор ряда учебников по истории для средней и высшей школы Владимир Шестаков самокритичен. "Период в отечественной истории, предшествующий распаду СССР, равно как и сами события 1991 года освещаются в учебниках достаточно скудно", - заявил Шестаков в интервью DW. Однако на то, по словам историка, есть объективные причины - до сих пор нет "фундаментальных исследований и серьезных источников".
С другой стороны, продолжает Владимир Шестаков, школьные учебники истории не являются специализированными изданиями по освещению событий периода начала 90-х годов. Поэтому вполне объяснимо и простительно, что те или иные этапы исторического развития описаны в них не так подробно, как хотелось бы специалистам.
"Того объема информации о событиях 1991 года, который имеется в школьных учебниках, для формирования у школьников представления об этом периоде вполне достаточно", - заявил в интервью DW сотрудник лаборатории развития педагогического потенциала Московского института развития образования, учитель истории школы 1450 Андрей Лукутин. А для интересующихся предметом молодых людей, которым хочется или по каким-то причинам нужно знать больше, есть хрестоматия, отмечает историк.
Председатель редакционного совета журнала "Преподавание истории в школе", автор учебников по истории Александр Морозов согласен с тем, что тема распада СССР и ГКЧП во всех школьных учебниках, утвержденных и рекомендованных министерством образования, отражена достаточно полно. Да, и оценка событий 1991 года, по словам историка, дается сегодня довольно взвешенная. Главное, как считает Морозов, это отсутствие однозначности трактовок в школьных учебных пособиях.
История без примеси ностальгии
Что касается оценок, то, как сказал DW главный редактор журнала "Преподавание истории в школе", учитель истории с 25-летним стажем Энвер Абдулаев, по теме распада СССР и августовского путча сегодня авторы придерживаются версии о неизбежности произошедшего. "Исторически Советский Союз повторил судьбу национальных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху", - процитировал Абдулаев выдержку из учебника под редакцией Валерия Керова.
Причины, которые привели к распаду СССР, по словам эксперта, в учебниках делят на объективные и субъективные. К первой группе относятся национальные противоречия, накопленные за годы существования Советского Союза, неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева, кризис коммунистической идеологии, завершившийся ослаблением и последующей ликвидацией партийной и политической монополии КПСС.
К субъективным причинам, продолжает историк, авторы современных школьных учебников относят ошибки, допущенные в ходе перестройки, политический выбор лидеров трех славянских республик, которые в итоге и подписали соглашение. При этом, по мнению Абдуллаева, тема распада СССР изложена в учебниках "абсолютно неполно и необъективно". Он считает ошибкой исключение версии о преднамеренном развале Советского Союза, хотя эта точка зрения сейчас набирает силу в России.
Учебник не догма, а лишь точка опоры для учителя
Серьезные претензии к качеству школьных учебников истории, в частности к тому, как освещается тема распада СССР, предъявляет и ректор МГИМО, заместитель председателя Российского исторического общества Анатолий Торкунов. "Конечно, очень трудно давать оценку совсем недавним событиям. Но более чем двадцатилетний период, прошедший после беловежских соглашений, позволяет и подробнее, и более аналитично об этом написать, преодолевая страхи показаться конъюнктурным или неугодным кому-то из представителей власти", - заявил Торкунов в интервью DW.
По словам историка, на сегодняшний день нет ни одного школьного учебника, который бы его "полностью устроил". В отсутствии учебников надлежащего качества ректор МГИМО видит одну из главных причин низкого уровня знаний по истории родной страны, который демонстрируют выпускники школ.
По мнению Александра Морозова, причину слабого понимания российскими школьниками событий недавнего прошлого надо искать не в учебных пособиях, а в самой системе преподавания. Ведь школьный учитель использует учебник лишь как "базис", а что будет составлять "надстройку", то есть о чем именно будет говорить педагог на уроке ученикам, нельзя не регламентировать, не проконтролировать.


Украина

Перед 22-летием путча, ускорившего распад СССР, DW анализирует содержание школьных учебников постсоветских стран. Украинские школьники получают достоверные факты об этих событиях, считают историки.
Накануне очередной годовщины августовского путча 1991 года в Москве, который ускорил окончательный распад Советского Союза, DW дает обзор изложения этих событий в школьных учебниках бывших союзных республик. Украинские историки считают, что в Украине распад СССР преподается корректно. Однако, по мнению педагогов, учебники должны уделять больше внимания этому "важному периоду в украинской истории".

События второй половины 1991 года - от путча 19 августа до окончательного распада Советского Союза 25 декабря - освещаются сразу в двух учебниках истории для выпускного 11-го класса украинской средней школы. Во "Всемирной истории 1939-1998" годов событиям августовского путча в Москве отведено не более одной страницы.
"Народ не поддержал путчистов, - пишут в частности авторы учебника. - По призыву Бориса Ельцина уже к вечеру 19 августа возле "Белого дома" России собрались тысячи людей, среди которых преобладала молодежь. 20 августа в большинстве городов России и других республик прошли митинги и демонстрации протеста. 21 августа организаторы переворота, осознав, что большинство населения их не поддерживает, прекратили выступление".
Учительница истории киевской школы N55 Лариса Запольская считает, что этого недостаточно, и что этим сведениям не хватает живости изложения. Аналогичные претензии высказывались педагогами и в ходе круглого стола "Преподавание болевых точек истории Украины ХХ века в школах" в мае 2013 года в Институте истории Украины.

Забытые имена
Положительную оценку Ларисы Запольской заслужила "История Украины" для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. Как сказала Запольская в интервью DW, в этом учебнике названы причины распада СССР и августовского переворота, представлены документы и мнения тогдашнего партийного руководства Украинской ССР, а также будущего первого президента Украины Леонида Кравчука.
В учебнике это описано так: "Утром 19 августа командующий сухопутными войсками СССР генерал Варенников вместе с группой военных появился в Киеве. Заручившись поддержкой первого секретаря ЦК КП Украины Гуренко, он предупредил украинских государственных руководителей, что неисполнение приказов ГКЧП приведет к введению на Украине чрезвычайного положения. Украинское руководство заняло осторожную позицию. Руководство компартии стало на сторону мятежников".
Лариса Запольская считает, что в "Истории Украины" события в дни путча описаны достаточно детально, так же, как и негативная реакция на путч в разных областях Украины. "Чего там не хватает, так это фамилий всех членов ГКЧП и имен лидеров украинской оппозиции", - сказала Запольская.
Распад СССР не стал "болевой точкой украинской истории"
Оба эти учебника написаны с украиноцентричной позиции, также как и учебники по истории для русскоязычных школ Украины, содержание которых не отличается от оригиналов на украинском языке. Доктор исторических наук, директор Института истории Национальной академии наук Украины Станислав Кульчицкий объяснил это тем, что все учебники пишутся по одной и той же программе, одобренной министерством образования. Ученый отметил в беседе с DW, что ни распад СССР, ни обретение Украиной независимости не стали такой "болевой точкой украинской истории" как, например, деятельность Украинской повстанческой армии в годы Второй мировой войны.
Кульчицкий считает, что в украинских школьных учебниках события, связанные с распадом СССР, и их причины отражены вполне адекватно. В учебниках сказано, что парламент УССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете 16 июля 1990 года. То есть за год до августовского путча. "Но процесс распада СССР шел медленно, и только антигорбачевский путч 19 августа объединил всех и подтолкнул Верховную раду к принятию 24 августа 1991 года Акта о независимости Украины", - отметил ученый. Таким образом, августовский путч в Москве, по мнению Кульчицкого, непосредственно отразился на истории Украины.
Смысловые связи
Киевский историк, автор учебного пособия "История Украины" для широкого круга читателей Александр Палий подтвердил мнение Кульчицкого о том, что среди украинских историков достигнут консенсус в оценке фактов, связанных с распадом СССР и обретением Украиной независимости.

В то же время Палий недоволен тем, как эти факты преподаются школьникам. "Учащимся следует объяснять причины неспособности к модернизации и, как итог, коллапса советской системы на таких знаковых событиях, как Чернобыльская катастрофа и вторжение советских войск в Афганистан", - сказал Палий. Он считает, что для преподавания истории в школе мало одних только "сухих цифр и фактов". Такие сведения, по мнению Палия, должны быть дополнены смысловыми связями и уроками, вынесенными из исторических событий.
Как сами школьники реагируют на случившееся 22 года тому назад? Преподаватель истории в выпускных классах Лариса Запольская говорит, что сегодня все зависит от учителя. "Я подчеркиваю значение событий 1991 года, как переломного момента в истории Украины и мира. И мне удается этим заинтересовать учащихся, они начинают задавать много дополнительных вопросов. Но я боюсь, что молодые учителя будут излагать этот материал так, как он представлен в учебниках - схематически", - сказала Запольская.

Беларусь

Учебники по истории в Беларуси лишь несколько строк посвящают событиям, предшествовавшим распаду СССР. DW выясняла, почему нынешняя власть не любит вспоминать события 1991 года.
О событиях 19-21 августа 1991 года сообщают два учебника для выпускных классов средних школ: "История Беларуси" и "Всемирная история". Авторы учебников, сообщая о попытке государственного переворота в августе - 1991 года, фактически ограничились лишь одним абзацем. Стоит отметить, что информация о тех событиях подана в белорусских учебниках довольно нейтрально.
Что пишут в учебниках
Обе версии (белорусскоязычная и русскоязычная) учебника "История Беларуси для 11 класса" авторства Е. Новика, И. Каналова и других, сообщают: "События 19-21 августа 1991 году в Москве ускорили процесс распада СССР. 25-26 августа 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета БССР придала Декларации о государственном суверенитете БССР силу закона, а также приняла постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР".
Не много внимания тем событиям уделяется и в учебнике "Всемирная история. ХIХ - начало XXI века" авторства В. Кошелева: "В августе 1991 года сторонники жесткой политики попытались восстановить старый порядок. Они объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако их попытка переворота провалилась, что имело продолжительные драматические последствия. 21 декабря 1991 года руководители 12 союзных республик СССР приняли решение о роспуске СССР".
Мало интереса
Вера Артимович, учитель истории одной из средних школ Минска, считает, что события августа 1991 года ни тогда, ни сейчас не вызывают особого интереса. По ее мнению, Беларусь, которая была одной из самых консервативных республик Советского Союза, почти не заметила августовского путча.
"Власти республики молчали, шевелились только некоторые активисты оппозиции, и то это было заметно лишь в центре города, - отмечает собеседница. - А потом все это как-то забылось, ушло на второй план, в том числе и для специалистов". К тому же, говорит она, руководство страны не любит вспоминать те события, а ведь учебники создаются под пристальным контролем государства.
Кроме того, по словам Артимович, даже профессионалы расходились во мнениях, как нужно трактовать те события. Чтобы не перегнуть палку, видимо, авторы учебников решили не рисковать. "Лучше подать меньше информации ученикам, чем ошибиться в оценках и трактовках", - считает учительница истории.
История агонии
Как отмечает кандидат исторических наук доцент Андрей Киштымов, события 19 августа 1991 года происходили в Москве, и возникает вопрос, а была ли Москва в то время столицей того государства, которое официально прекратило свое существование несколькими месяцами позже. По мнению Киштымова, говорить стоило бы о том, "как Советский Союз шел к смерти и когда в конце концов это случилось". Это была "затянувшаяся агония и не более того", убежден Киштымов. Поэтому, считает собеседник, в белорусских учебниках так мало места уделяется событиям августа 1991 года.
Ученый уверен, что через некоторое время августовский путч и события, связанные с распадом СССР, будут вызывать еще меньший интерес по причине "их малозначительности в общеисторическом плане". "Взрослые дяди и тети, которые писали эти учебники, жили как раз в это время, они и сами-то толком не поняли, что же случилось в августе 1991 года, поэтому и детишкам рассказать об этом внятно они тоже не могут", - считает Андрей Киштымов.
Советская ностальгия

Доктор исторических наук Валентин Голубев напоминает, что в результате путча 1991 года исчезла Коммунистическая партия Советского Союза. Результатом исчезновения КПСС, по его мнению, стал распад СССР. Так получилось, отметил историк, что долгое время руководство Беларуси с большим сожалением высказывалось по поводу распада СССР.
Это касается как бывших руководителей страны: председателя Верховного Совета Николая Дементея и главы правительства Вячеслава Кебича, так и нынешнего президента Беларуси Александра Лукашенко.
Авторы учебников по истории, а также те, кто отвечал за это в министерстве образования, скорее всего, по причине самоконтроля так мало и нейтрально сообщили о событиях августа 1991 года, считает ученый. "У нас те, кто занимается советским периодом истории или современным периодом, научились писать или нейтрально, в лучшем случае, или ссылаясь на мнение руководства, а не опираясь на факты", - подытожил Валентин Голубев.

Латвия

События в Латвии во время путча в августе 1991 года не стали темой исследований для историков страны. И в школьной программе на уроках истории они представлены формально и кратко.
Изложение событий августа 1991 года в латвийских школьных учебниках по истории описываются, как "точка невозврата к оккупационному советскому режиму". Указывается, что движение к независимости наметилось раньше, но в августе оно обрело стремительный и необратимый характер.
Содержание одобренных министерством образования учебников едино для школ с латышским и русским языком обучения. Есть отдельные учебники по истории Латвии. Есть курс мировой истории. Там изложение событий путча отличается по объему. Подробнее попытка переворота и ее последствия описаны в учебнике Гунарса Курловича и Андриса Томашунса "Латвийская история для средней школы". И уж совсем мало внимания уделяется на уроках Беловежским соглашениям и созданию СНГ, так как страны Балтии в этом уже участия не принимали. Правда, учитель может по своей инициативе дать больше информации.
Главным событием во всех латвийских учебниках называется принятие Верховным Советом Латвии 21 августа Конституционного закона о государственном статусе Латвийской республики. "Он вернул Латвии суверенитет и международное признание после 50 лет оккупации" - так написано в учебнике "Мировая история" для выпускного 12-го класса общеобразовательных латвийских школ.
В нем рассказ о баррикадах января и путче августа 1991 года уместился на одной странице. Путч назван последней попыткой сторонников коммунистического режима спасти единый Советский Союз. Такой же телеграфный стиль и о событиях августа в Латвии: "В Риге появились армейские подразделения и военная техника. Советская армия захватила радио и телевидение. Верховный совет не успел организовать сопротивление населения и не хотел этого делать, чтобы избежать кровопролития. Но он продолжал действовать. И в эти дни вещало подпольное радио".
Радио из подполья без информации
На конспиративной радиостанции тогда у микрофона был радиожурналист Сергей Крук. Сейчас он медиасоциолог, автор книг по истории Советской Латвии, профессор Рижского университета имени Страдыня, вспоминает: "Подпольная радиостанция создавалась в начале 1991 года, но в критический момент мало нашлось смельчаков с государственного радио, готовых отправиться туда. Между тем, радиостанция проработала три дня. И ее так и не нашли".
При этом Сергей Крук признается, что журналистам было нечего сообщать о событиях в самой Латвии. "Рига была пуста, - отмечает он. - Не было пикетов, демонстраций, заявлений Верховного Совета. Нам оставалось только пересказывать новости из Москвы".
Сергей Крук делает вывод, что латвийские борцы за свободу оказались не готовы такому повороту событий. Поэтому путч освещается в научной и учебной литературе весьма скупо. Серьезных исследований о том, что происходило тогда в Латвии, практически нет. Ученый объясняет это тем, что крах ГКЧП не вписывается в ту канву повествования, где есть "песенная революция", январские баррикады, "Балтийский путь", когда народ действительно встал на защиту независимости.
"Свобода как бы свалилась на голову из Москвы. - говорит он. - Поэтому в учебниках все так кратко: был путч, Латвия стала свободной в результате всех предыдущих демократических процессов".
В Москве аукнулось, в Риге откликнулось
Учитель истории с 20 летним стажем, а сейчас публицист, руководитель дискуссионного центра "Евроклуб" Игорь Ватолин, убежден, что после 21 августа просто стало ясно, что СССР больше нет. И что дальше все будет развиваться не по законам эволюции, а по законам революции и распада. "До августа 1991 года были колебания, варианты каких-то соглашений, Горбачев вел переговоры с американской администрацией, как выстраивать отношения с прибалтами, - вспоминает он. - А после августа все это оказалось ненужным".
Если авторы учебников стараются придерживаться фактов, то национально ориентированные политики глорифицируют события тех дней. Это Игорь Ватолин объясняет необходимостью оправдать некоторые последующие решения новой власти.

"Вот тогда, - говорит он, - спешно был принят закон о восстановлении Латвийской конституции 1922 года. А Народный фронт (НФЛ) тут же забыл о своих лозунгах равенства всех жителей, обещаниях нулевого гражданства".
Игорь Ватолин считает, что латвийская оппозиция повела себя не лучше московских путчистов. А силы у нее были немалые - Интернациональный фронт трудящихся Латвийской ССР, Совет трудовых коллективов, Комитет общественного спасения, за которыми стояли большие массы народа. И они могли предложить путь строительства независимой Латвии без националистической компоненты. "Вместо этого они фактически выступили под лозунгом "Мама, роди меня обратно", - говорит он. - То есть, назад в Советский Союз. Они так и стояли вместе под красным зонтиком на тонущем корабле".
Свобода, неравенство, небратство
Доктор исторических наук, профессор Латвийского университета Илга Апине напоминает о том, что не вошло в школьные учебники. "После августа 1991 года стало ясно, что шанс на быстрое решение национальных проблем упущен, - замечает она.- Волны взаимной неприязни вдруг залили страницы латвийской прессы".
Учитель истории школы N13 Даугавпилса Галина Петрова утверждает, что даже в учебниках нелатышским детям навязывается чувство вины за годы оккупации Латвии.
В свою очередь политолог, консультант политического объединения "Центр согласия" Данута Дембовска указывает на то, что латвийские школьники черпают информацию не только из учебников, но и от родителей, из разговоров в своей среде. И педагог тоже не всегда может сохранять беспристрастность. "Поэтому нельзя утверждать, что их отношение к событиям августа 1991 года всегда совпадает с официальной интерпретацией", - отмечает она.

Киргизия

Распад Советского Союза в школьных учебниках Киргизии описывается довольно нейтрально. При этом за два-три часа, отведенных данной теме, изучить ее в деталях не получится.
В школах Киргизии с темой распада СССР ученики сталкиваются несколько раз - в пятом, девятом и в самом старшем одиннадцатом классах. Но даже в выпускном классе этой теме уделяется не очень много времени.
В учебнике истории страны за 11 класс, состоящем из 270 страниц, главе "Расформирование СССР. Рождение суверенной Киргизской Республики" отведено лишь пять с половиной страниц. Описание начинается с марта 1990 года, когда третий Съезд народных депутатов СССР ввел в стране президентское правление, что было обусловлено "коренными демократическими преобразованиями, объективной эволюцией межнациональных отношений, введением многопартийности и плюрализма". Отмечается, что КПСС была отстранена от власти и все полномочия переданы Советам, которые в свою очередь не смогли на должном уровне осуществлять функции координации государственных ветвей власти.
Далее в учебнике говорится, что институт президентства возникает в других республиках, и 24 октября 1990 года этот пост учреждается в Киргизии, а уже 15 декабря этого же года принимается "Декларация о государственном суверенитете Республики Киргизстан". Указывается, что в этот период межнациональные отношения в СССР приобрели критическую остроту, а в республиках с широким размахом начинается борьба за суверенитет. Затем приводятся итоги референдума по вопросу о сохранении СССР и рассказывается о проекте нового Союзного договора.
Августовские события 1991 года в учебнике называются "попыткой государственного переворота" со стороны консервативных сил в лице ГКЧП. О конкретных участниках тех событий и о сути конфликта ничего не говорится. Далее указывается, что 31 августа 1991 года принимается декларация о независимости Киргизии, и республика "освободилась из-под опеки всесоюзных органов". Затем говорится о соглашении, подписанном в Беловежской пуще о создании СНГ и об Алма-атинском соглашении, которое окончательно положило конец существованию Советского Союза.
Элемент политкорректности?
В целом тема распада СССР описана сжато и в нейтральном тоне. В учебнике нет каких-либо оценок, не говорится, хорошо это было или плохо. Лишь подчеркивается, что "развал СССР и образование СНГ были закономерными явлениями".
Как считает руководитель института этнологии Международного университета Киргизстана, кандидат исторических наук Табылды Акеров, нейтральный тон издания обусловлен политкорректностью. "Во-первых, мы находимся в составе СНГ и являемся участниками интеграционных процессов. Во-вторых, у нас многонациональная страна, поэтому нельзя допускать, чтобы учебник мог спровоцировать этнические конфликты", - сказал Акеров в интервью Deutsche Welle. В то же время историк полагает, что тема распада СССР могла бы быть освещена более подробно. "Например, можно было детальнее описать события с ГКЧП, августовский путч и указать ряд причин тех событий".
На откуп учителя
Доцент Киргизско-Российского Славянского университета, кандидат исторических наук Юрий Подкуйко говорит, что учебник истории должен не только констатировать факты, но и показывать причины и следствия. "Хороший ученик из этого учебника может выяснить, в каком году распался Советский Союз, узнает, что Советы не справлялись, а национальные республики были недовольны. Но при этом школьник не узнает, почему это произошло, и к каким последствиям привело", - сказал Подкуйко. По его мнению, все зависит непосредственно от конкретного школьного учителя, его квалификации и личных убеждений.
"В школах этой теме не уделяется достаточного внимания..."
Айнура Маражанова - учитель истории со стажем более 12 лет. "Распад СССР - это грандиозный процесс, но в школах этой теме не уделяется достаточного внимания, а в учебнике мало материала", - отмечает учитель. Но это, по ее словам, не мешает ей дать детям более развернутый материал, организовать дискуссии в классе. "Сейчас хорошо помогает интернет. Я даю задания, дети ищут дополнительный материал, потом мы это обсуждаем в классе. Но это возможно в городе, а ведь в селах это недоступно, поэтому хотелось бы, чтобы все это было в учебниках", - говорит преподаватель.
По мнению эксперта-историка Юрия Подкуйко, не всегда можно полагаться на опыт учителя. "Профессиональных учителей в школах осталось очень мало. А если у учителя к тому же нет ориентира в виде хорошего учебника, то на первый план выходит его личное мнение. В итоге в разных школах тема распада СССР может преподноситься с разным оттенком", - сказал эксперт.

Таджикистан

Накануне 22-й годовщины августовского путча в Москве, DW попыталась узнать, как оцениваются события, связанные с распадом СССР в школьных учебниках по истории в Таджикистане.
Августовский путч в Москве в 1991 году напрямую коснулся и Таджикистана. Сразу после этих событий в республике пал коммунистический режим и была провозглашена независимость. Однако в таджикских школьных учебниках по истории об этом пишут не очень много.
События далекого августа
19 августа 1991 года влиятельные советские чиновники объявили о создании ГКЧП, отставке президента Горбачева и введении в СССР чрезвычайного положения. "Основной задачей комитета было преодоление политического и экономического кризиса, налаживание национального вопроса и прекращение конфронтации между гражданами в стране. ГКЧП хотел восстановления порядков доперестроечного периода", - говорится в учебнике для 11 класса "История таджикского народа". Однако уже 21 августа все члены ГКЧП были арестованы, а их действия на высшем уровне признали попыткой государственного переворота.
События августа 1991 года аукнулись в Таджикистане. Молчание таджикского руководства в дни путча было расценено в Москве, как негласная поддержка переворота. В итоге первый президент республики Каххор Махкамов был вынужден подать в отставку. 9 сентября 1991 года парламент Таджикистана объявил о независимости республики. "Августовские события ускорили распад Советского Союза", - говорится в учебнике.
В целом, событиям перестроечной эпохи в учебнике отведены всего лишь шесть страниц. В итоговой же оценке последствий ГКЧП прослеживается сожаление об утрате союзного государства. "В результате распалась великая держава, которая объединяла много народов и являлась могущественной", - пишут авторы учебника "История таджикского народа". Он, как и издание "Всеобщая история", является настольной книгой выпускников таджикистанских школ.
Попытка избежать оценки
По словам доцента одного из таджикских вузов, историка Сайфулло Муллоджанова, в школьных учебниках нет достаточной оценки важных событий советской истории. Перестройка и ГКЧП здесь не исключение. "Авторы избегают широкой интерпретации событий 22-летней давности. Они чаще приводят только голые факты и цифры. Если где-то и проходит анализ, то между строк проскальзывают ностальгические нотки по СССР. Советский строй здесь не критикуют", - рассказывает Муллоджанов.
Ученый это связывает с отсутствием научно-обоснованного подхода к освещению ключевых событий 1991 года. "В учебниках в основном дается не чисто научная точка зрения, а позиция официальной власти, которая пока не совсем четко сформулирована в отношении того же ГКЧП и распада СССР", - полагает Муллоджанов.
На слабое освещение ключевых событий советской истории страны сетуют и местные учителя. Преподаватель одной из душанбинских школ Туйчи Рашидов признается, что педагоги вынуждены обращаться к ресурсам интернета. "Очень сложно рассказывать именно об этом периоде истории. К тому же нет отдельных учебников истории для выпускных классов с русским языком обучения. Мне, как учителю, приходится переводить тексты с таджикского языка, использовать российские книги или информацию из интернета", - говорит он.
Нужна отдельная научная школа
Таджикский историк Камол Абдуллаев считает, что вопрос распада СССР плохо отражен не только в школьных учебниках. В Таджикистане до сих пор нет и фундаментальных исследований. Ученый связывает это с рядом причин. "Сегодня наука в кризисе - здесь нет ярко выраженных традиций, и не хватает кадров. Господствующая идеология в Таджикистане - этнический национализм, причем вялый и плохо оформленный", - подчеркивает Абдуллаев.
Он считает, что едва ли в ближайшие годы в Таджикистане будет дана объективная оценка событий, связанных с ГКЧП и появлением независимого таджикского государства. К этому, по его словам, не стремятся не только ученые, но и элиты - как властные, так и оппозиционные.
"Таджикистанцы были пассивными наблюдателями процессов в СССР. Основные события происходили в России, Прибалтике и Закавказье. Мы не хотели независимости и вынуждены были ее принять. И до сих пор здесь основные силы остаются ориентированными на Россию", - говорит Абдуллаев. И добавляет, что даже спустя 22 года таджикские политики ездят для консультаций в Москву, видя в лице России арбитра в спорных вопросах.
Маловероятным считает переиздание в ближайшие годы учебников истории и Сайфулло Муллоджанов. Ученый говорит, что это произойдет, когда возникнет потребность самого общества или появится инициатива сверху. Пока нет проявлений ни того, ни другого. В целом Таджикистан - одно из немногих постсоветских государств, где после 1991 года не было открытых акций с критикой советского прошлого.
"Тут не ставили памятники борцам с советской властью, не устанавливали монументы жертвам коллективизации и не запрещали ношение символики СССР. Поэтому резкой переоценки советского прошлого едва ли стоит ждать", - отмечает Муллоджанов.

Ностальгия по прошлому
По данным исследовательского центра "Евразийский монитор", почти 70 процентов жителей Таджикистана положительно оценивают личность Ленина, а около половины жителей страны ностальгируют по Сталину.
"Жители испытывают тоску по государству с высоким уровнем социальной защищенности", - поясняет немецкий книгоиздатель и политолог Кристоф Линкс (Christoph Links). Он считает, что с усилением экономического кризиса в Таджикистане ностальгия по СССР станет еще более сильной. Ученый видит только один выход - улучшение положения жителей республики. Как пример, он приводит опыт Германии. "Сейчас только 20 процентов жителей бывшей ГДР хотят вернуться к старым порядкам. Для остальных жизнь в новых условиях кажется лучше, чем во времена Эриха Хонеккера", - отмечает Линкс.

Казахстан

В разных казахстанских учебниках истории для выпускных классов событиям 1991 года отводится от одной до четырех страниц. С чем это связано, выяснял корреспондент DW.
В Казахстане к изучению событий 1991 года в Советском Союзе ученики выпускных классов общеобразовательных школ приступают сразу же после возвращения с зимних каникул. Если одна часть школьников на уроках истории достаточно подробно рассматривает процесс создания ГКЧП, августовский путч и последовавший за ним процесс распада СССР, то другая - делает это очень поверхностно.
"Математики" и "гуманитарии"
"В школах Казахстана всех учеников, начиная с пятого класса, вот уже как 10 лет в обязательном порядке делят на "гуманитариев" и "математиков". Поэтому учащиеся выпускных классов уже не задаются вопросом, почему учебники истории, утвержденные для изучения по естественно-математическому направлению, по глубине содержания сильно отличаются от учебников, принятых в общественно-гуманитарных классах", - рассказала корреспонденту DW учительница истории с 30-летним стажем одной из алма-атинских гимназий, попросившая называть ее "просто Куляш Оразовна". По словам преподавателя, подобная методика сказывается и на подаче материала во время уроков.
Негласно освещению событий 1991 года в СССР в выпускных "математических" классах принято не уделять особое внимание. Считается, что полученных о них знаний в девятом классе вполне достаточно. Учебник "История Казахстана" для одиннадцатого класса "математического" направления трактует события 1991 года в Советском Союзе практически так же как учебник "Новейшая история Казахстана" для девятых классов. "Там есть информация о ГКЧП, об августовском путче, о распаде СССР, но очень мало. Всего на полстраницы", - отметила Куляш Оразовна.
Иначе подходят к изучению истории в выпускных классах общественно-гуманитарного направления. Вот что рассказал DW еще один преподаватель истории алма-атинской общеобразовательной школы, попросивший не называть его имя: "В одиннадцатом классе в их портфелях, кроме "Истории Казахстана" для "гуманитариев", появляется и учебник "Всемирная история". Тогда как в "математических" классах он не предусмотрен". По словам учителя истории, если "гуманитарная" "История Казахстана" о событиях того же 1991 года сообщает чуть подробнее, чем ее "математический" аналог, то "Всемирная история" в рамках 18-го параграфа позволяет изучать их почти два урока. "Хотя, обычно мы укладываемся в один", - добавил преподаватель.
От "коммунистического ига" до итогов референдума
Связано это с тем, заметил учитель, что за минувшие 20 лет отношение к событиям 1991 года менялось уже трижды. "Был момент, когда времена Советского Союза упорно называли "коммунистическим игом" и периодом "советской колонизации Казахстана". Сегодня ситуация изменилась. Например, в учебнике "Всемирной истории" половину страницы отвели освещению общесоюзного референдума 17 марта 1991 года".
По словам преподавателя с 25-летним стажем, ему отрадно, что авторы казахстанского учебника по "Всемирной истории" признают тот факт, что "за сохранение обновленного Союза проголосовало 76,4 процентов граждан страны". Нравится ему и появившаяся в учебнике объективность освещения событий 1991 года. Так, на странице 128 сообщается, что ответственность за августовский путч лежит не только на "заговорщиках" с Янаевым во главе, но и на президенте СССР Михаиле Горбачеве.
В частности, там написано, что "склонный к компромиссам Горбачев не смог предпринять решительных действий в критической ситуации. Его неспособность отстоять интересы собственной партии подтолкнула сторонников сохранения Союза в руководстве КПСС к ответным шагам для защиты СССР и КПСС".
Тем не менее, отметил в разговоре с корреспондентом DW учитель истории, рассказывать всю правду о событиях тех дней не позволяют "спускаемые сверху" негласные установки. Согласно им, на уроках истории желательно как можно скорее переходить к теме обретения Казахстаном независимости. "Впрочем, очень скоро может вновь все поменяться. По поручению президента Назарбаева события периода 1985-1991 года в СССР институтом истории государства отнесены к числу приоритетных направлений для изучения, и мы ожидаем появления новых учебников", - сообщил DW преподаватель одной из школ в Алма-Ате.
За объективность
Информацию о предстоящем появлении новых школьных учебников по истории подтвердил DW и исполнительный директор Западного регионального филиала научно-образовательного фонда "Аспандау", ученый-историк Еркин Иргалиев. Он поддерживает намерение историков Казахстана "отойти от излишней идеологизированности и политизированности истории и опираться на массив фактов, а не на эмоции и спекуляции".

Касаясь же темы августовского путча, Иргалиев заметил, что "в отличие от России, события августа 1991 года в казахстанской историографии рассматриваются как очередной этап начатой в 1989 году суверенизации, а не как разлом, и уж точно не как "величайшая геополитическая катастрофа".
Соответственно, считает Иргалиев, если для российской истории три известных дня августа 1991 года имеют очень важное значение, то для казахстанской - они второстепенны. По мнению историка, в сознании нынешних казахстанцев алма-атинские события декабря 1986 года, как и последующие за ними массовые преследования под флагом "борьбы с казахским национализмом" имеют большую эмоциональную насыщенность, нежели август 1991 года в Москве. "Поэтому понятно, почему все что связано с путчем в далекой Москве прошло и до сих пор проходит мимо исторического сознания народа", - отметил Иргалиев.
Интернет против учебника
Проведенный DW небольшой опрос на улицах Алма-Аты, подтвердил слова Еркина Иргалиева. Из 25 опрошенных молодых людей в возрасте до 20 лет, лишь трое заявили, что знают о событиях августа 1991 года в Москве и причинах распада Советского Союза. Большая же часть юношей и девушек прагматично заметили, что если им понадобится информация о ГКЧП или августовском путче, то искать ее в учебниках точно не будут. "Зачем искать что-либо в учебниках, когда сегодня у всех есть интернет?", - ответил вопросом на вопрос один из вчерашних выпускников "гуманитарных" классов по имени Ербол.

Армения

В Армении многие с ностальгией вспоминают об СССР. А молодежь, как выяснила DW, считает, что в учебниках истории могло быть больше информации о том, как распался Советский Союз.
16-летний Микаэл в будущем году собирается поступать на филологический факультет Славянского университета в Ереване. Во время вступительных экзаменов ему придется сдавать и историю Армении, поэтому даже на каникулах Микаэл не расстается с учебником по истории.
"Мне больше нравится история древней и средневековой Армении, - делится он своими впечатлениями с корреспондентом DW, - но и в новейшей истории есть вещи, по которым можно снимать кино". Школьник признается, что его очень заинтересовал, например, документальный фильм о распаде СССР. Но, по словам Микаэла, полистав учебник, он с сожалением обнаружил, что в книге "об этом практически ничего нет".
О распаде СССР - на полутора страницах
Учебников по истории для выпускников школ в Армении два: для школьников, которые намереваются поступать в гуманитарные высшие учебные заведения, и для тех, кто выбрал технические вузы. Но тема распада СССР представлена в них совершенно одинаково - на полутора страницах. Причем и об августовском путче, и о распаде СССР, учащиеся, действительно, могут узнать немного. Пожалуй, лишь то, что "когда Горбачев ушел в отпуск, консервативные власти страны прибегли к перевороту, направленному на восстановление компартии СССР и сохранение собственной власти", а "18 августа для управления страной был создан ГКЧП, который возглавил вице-президент СССР Янаев".
Утром 19 августа, говорится в армянских учебниках истории, "в Москву вошли войска, Борис Ельцин назвал случившееся "антиконституционным переворотом", и 21 августа путчисты были арестованы. Отмечается, что "путч начался для сохранения СССР и КПСС, а в итоге превратился в антикоммунистическую "бархатную революцию". После этого многие республики СССР, в том числе и Армения, провозгласили независимость, пишут авторы учебников.
Ничего не говорится ни о членах ГКЧП, ни о сопротивлении ему, ни о реакции мирового сообщества на все происходящее. Всего одна фраза в учебниках посвящена развитию событий после путча и, в частности, распаду СССР: "8 декабря 1991 года президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич собрались в Беловежской Пуще и объявили о распаде СССР и создании Содружества Независимых Государств".
95 процентов населения высказались за выход из СССР
Таким образом, история распада Советского Союза уместилась на полутора страницах. О попытках властей сохранить СССР в армянских учебниках истории рассказывается в трех абзацах. "17 марта 1991 года было решено провести референдум по сохранению реформированного СССР, но его проигнорировали Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Молдавия и Армения", пишут авторы учебников.
На вопрос DW, почему будущим студентам техвузов и гуманитариям предлагается такой краткий текст, директор Института истории Национальной академии наук Армении Ашот Мелконян ответил, что "учебная программа для выпускного класса разработана так, что на изучение истории отводится только три с небольшим месяца на весь курс".
В беседе с DW ученый затронул тему о роли армян в исторических событиях, связанных с распадом СССР. Существует мнение, что именно армяне "расшатали" союз карабахским движением. По словам Мелконяна, "армяне Карабаха просто стали первыми, кто начал национальное движение за свой суверенитет от Азербайджана". Со временем оно превратилось в борьбу за независимость Армении. Из-за Карабаха был проигнорирован референдум по сохранению СССР, и именно Карабах ускорил распад империи, уверен Мелконян.
По его словам, двух мнений, оставаться Армении в СССР или нет, не было. "Как бы ни хотелось коммунистам сохранить СССР, ответ дал референдум в сентябре 1991 года, когда на вопрос, согласны ли вы, чтобы Армения была независимой демократической республикой вне пределов СССР, почти 95 процентов населения республики ответили утвердительно", - сказал ученый.
"В канун 69-й годовщины государство, созданное большевиками, распалось. 25 декабря 1991 года Михаил Горбачев объявил о добровольном сложении с себя полномочий президента СССР", так заканчивается глава о распаде СССР в армянских учебниках.
Сначала была декларация
На вопрос DW, чем отличается отделение Армении от СССР от пути остальных республик, один из авторов учебников, декан факультета истории Ереванского государственного университета Эдуард Минасян заявил, что Армения приняла Декларацию о независимости еще в сентябре 1990 года. Этот документ и положил начало движению за реальную независимость. По его словам, в нем впервые были провозглашены верховенство республиканских законов над союзными, возвращение земли крестьянам, рыночные отношения.
"Отделение Армении проходило на фоне блокады со стороны Азербайджана и Турции, объявленной после референдума Карабаха о выходе из состава Азербайджана", - рассказывает ученый. Кроме того, по его словам, ситуация отличалась от других республик тем, что "из-за обострившихся из-за Карабаха отношений с Азербайджаном оттуда в Армению приехали порядка 400 тысяч беженцев".
"На этом фоне, не говоря уже о проблемах в остальных республиках, у СССР не было шансов", - уверен Минасян.

Будет новый учебник
Будущий абитуриент Микаэл не сомневается, что сдаст историю на вступительном экзамене. Правда, по его словам, придется проштудировать материалы из дополнительных источников - из того же интернета.
Преподаватель истории Славянского университета Нуне Асратян, возможно, будет принимать у Микаэла экзамен. Но и она уверена, что в учебниках истории для выпускных классов "слишком пунктирно" представлена тема распада СССР. Ситуацию как-то спасает то, считает она, что свидетелями тех событий были родители нынешних выпускников - они на себе испытали распад СССР, в многотысячных митингах участвовали, тяготы первых лет независимости вынесли. "На их рассказах могут базироваться основные знания выпускников, если не хватает, как в наших учебниках, материала, но вернее будет подготовиться с репетитором", - заключила преподаватель.
Впрочем, как сообщил DW Эдуард Минасян, к изданию готовится учебник, в котором "этой теме будут посвящены не полторы, а 10-12 страниц", даны объективные и субъективные причины распада страны, рассказано о попытках спасти ее реформами и об их провале.

Грузия

Распад СССР в грузинских учебниках представлен как второстепенное событие. Корреспондент DW исследовала, как распад СССР изучается в грузинских школах.

Единого учебника выпускного двенадцатого класса по истории в Грузии не существует. Каждая школа сама выбирает авторов, причем программы грузиноязычных и русскоязычных (с билингвальным обучением) школ могут отличаться. Однако во всех учебниках есть общая тенденция, которую анализирует корреспондент DW в Тбилиси.
Второстепенное событие
Распад СССР в грузинских школьных учебниках представлен как второстепенное историческое событие. Гораздо большее внимания уделяется последним годам существования Советского Союза. Например, рассказывается об экономическом кризисе в стране в конце 80-х, о неудавшейся антиалкогольной кампании, о перестройке, о движении за независимость в советских республиках. Обязательная тема - разгон советской армией акции оппозиции в Тбилиси 9 апреля 1989 года. Согласно учебнику авторов Кигурадзе/Гачечиладзе, это событие еще больше способствовало разочарованию грузин в коммунистической идеологии.
Во всех рассматриваемых нами учебниках отдельная глава посвящена распаду социалистического блока. В книге авторов Абдаладзе/Купатадзе говорится, что "падение коммунистического режима в странах восточной Европы способствовало ликвидации коммунистического режима в СССР и распаду СССР".
Непосредственно тема августовского путча, впрочем, как и факт распада СССР, появляется внезапно и упоминается вскользь. Лишь в учебнике авторов Абдаладзе/Купатадзе этим событиям посвящено несколько абзацев, где чуть подробнее говорится и об отставке Горбачева и договоре о создании СНГ. А согласно учебнику Кигурадзе/Гачечиладзе, путч способствовал усилению противостояния между тогдашними грузинскими властями во главе с первым президентом Грузии Звиадом Гамсахурдия и оппозицией, что впоследствии переросло в гражданскую войну. Из того же учебника видно, что в конце декабря 1991 года, когда в Беловежской пуще было объявлено о распаде Советского Союза, в Тбилиси начались вооруженные столкновения между правительством и оппозицией.
Намного меньше посвящено распаду СССР в учебнике для русскоязычных школ авторов Ахметели и Мургулия. Здесь мало текста авторов, зато даются большие выдержки из источников, например, выступления Горбачева о сокращении вооруженных сил СССР, размышления грузинского философа Мераба Мамардашвили о Советском Союзе, о важности независимости для любого государства. В общем, весь период конца 80-х и начала 90-х подается сумбурно и скачкообразно.
Рядовое явление
Учителя, опрошенные DW, отмечают, что распад СССР в грузинских учебниках преподносится в контексте объявления страной своей независимости. По мнению педагога тбилисской школы "Чвени скола" Лаши Мамагеишвили, распаду СССР в учебниках уделяется достаточно места, так как, детей больше, чем это событие интересует процесс получения Грузией независимости в 90-х годах, а также многовековая борьба грузинского народа за свободу. "Распад СССР рассматривается в учебнике как рядовое событие: была такая несовершенная страна, и она распалась, не выдержав кризиса. И это нормально. Пусть лучше дети больше знают о деятельности выдающегося грузинского царя 11-12 века Давида Строителя и его патриотизме", - считает Мамагеишвили.
Преподаватель столичной русскоязычной 96-й школы Эмма Дрампова в свою очередь отмечает, что детям наоборот интересен период распада СССР, особенно его экономическая сторона. Педагог с 39-летним стажем уверена, что в книгах дается очень мало информации о распаде Советского Союза и совершенно упускаются из виду причины и последствия этого события не только для Грузии, но и для соседних республик.
"В учебниках просто дается констатация фактов. Отсутствует целостная структура изучения распада Союза, впрочем, как и других исторических событий", - говорит Дрампова.
Однобокость информации
Опрошенные DW историки считают, что в школьных учебниках распаду СССР уделяется небольшое внимание. Причину этого они во многом видят в отсутствии научных исследований в Грузии по данной тематике и в целом по советскому периоду. Все исследования по советской истории проводятся вне вузов, например, НПО "Лабораторией по изучению советского прошлого", и не используются профессорами, которые впоследствии и составляют учебники, отмечает Оливер Райснер (Oliver Reisner) - историк из Союза учителей Грузии и атташе по образованию, культуре и гражданскому обществу при делегации ЕС в Грузии.

Кроме того, по словам историка Давида Джишкариани, интереса к распаду Советского Союза нет и в самом грузинском обществе. В учебниках, по его мнению, прослеживается, что для Грузии независимость страны имеет гораздо большее значение, чем распад СССР. Также, по наблюдениям Джишкариани, в учебниках приводятся шаблонные аргументы, о событиях, приведших к распаду СССР, например, падение мировых цен на нефть.
На отсутствие многосторонней перспективы в преподавании последних лет существования Советского Союза указывает и историк Райснер. В результате, по его словам, дети получают упрощенное представление о том, что СССР - это продолжение России, а Грузия - жертва СССР и России.

Молдавия

В Молдавии выпущено свыше 40 учебников по истории. Но в них мало информации о причинах и последствиях распада СССР. DW выясняла, что школьники знают о том периоде истории.
За 22 года независимости в Молдавии было выпущено свыше 40 школьных учебников по истории, из них 9 - на русском языке. Однако ни в одном пособии не нашлось места для детального анализа причин и последствий распада СССР.
Учились по конспектам
О том, что 27 августа 1991 года была провозглашена независимость Молдавии, недавняя выпускница одного из кишиневских лицеев Дарья Ионова знает. Но на фоне каких событий это произошло, каково было их значение, девушке неизвестно. "Наверное, республика вышла из состава СССР", - предположила Дарья в интервью DW.
В этом году Дарья закончила 12-й класс. По истории у нее в аттестате восьмерка (высший балл в школах республики - 10. - Ред.). Однако "последний год учиться было очень трудно, потому что учебников по истории у нас вообще не было", - признается Дарья.
В 2012 году школьный предмет стал называться "История румын и интегрированная история". Но еще в 2009 году, после прихода к власти право-центристского правления, минобразования вычеркнуло из списка обязательных учебник истории для 12-го класса русских школ (автор С.Назария, Кишинев, 2006).
"Фактически этот учебник запретили, так как многие его положения не совпадают с точкой зрения сторонников объединения с Румынией, которую сегодня поддерживает молдавское руководство", - поясняет в интервью DW член парламентской комиссии по образованию и науке, депутат-коммунист Инна Шупак. Но, говорит она, многие учителя "на свой страх и риск продолжают пользоваться учебником Назарии", потому что других пособий для старшеклассников на русском языке не существует.
Что говорится в учебниках
В этом учебнике о распаде СССР говорится кратко: "После распада СССР и возникновении на его территории Содружества независимых государств (СНГ) в мире возникло принципиально новое положение. Исчез двухполюсный мир (США-СССР)". Комментируя для DW такую лаконичность, автор учебника, доктор истории Сергей Назария сослался на методические требования и учебные программы, предусматривающие на изучение этой темы всего один час. При этом, считает Назария, "не только тема распада СССР, но и многие другие должны лучше освещаться. Но куррикулумы все сужаются, и дети получают все меньше информации".
Учебник "История румын" для 9 класса (авторы Б.Визер и Т.Нагнибеда-Твердохлеб, Кишинев, 2009 г.) освещает события августа 1991 года ненамного шире: "Начало 90-х годов отмечено очень важным событием. После подавления путча в Москве (август 1991 года) президиум парламента запретил деятельность Компартии Молдовы на территории республики".
Самая развернутая картина дается в учебнике "История румын" для старших классов, выпущенном еще в 1997 году (авторы И.Ожог и А.Шаров): "Поворотным моментом для Республики Молдова были события, произошедшие 18-21 августа, когда реакционные силы предприняли попытку государственного переворота в Москве, стремясь таким образом остановить процесс разложения советской империи. С самого начала этого путча демократические силы республики осудили действия путчистов, квалифицировав их как попытку госпереворота. После провала путча, 27 августа 1991 года, парламент провозгласил независимость Республики Молдова".
История с историей
Тема распада СССР в учебниках не замалчивается, но освещается тенденциозно, с нарушением методологических и научных принципов, как и все, что касается советского периода, уверен доктор истории Виктор Степанюк. "Больше говорится о диктатуре, терроре, депортациях, голоде и почти ничего о социально-экономических процессах, сразу идет переход к духовной сфере. А здесь рассказывается, что молдаване постоянно боролись за язык и латинскую графику, в ходе распада СССР они добились этого всего и объявили независимость. Это довольно примитивный подход", - заявил эксперт в интервью DW.

По его мнению, такой подход особо заметен в учебниках для молдавских школ, выпущенных в 2011 году на деньги румынского правительства. Эти книги, считает Степанюк, практически копируют учебники по истории румын, которыми пользовались в школах Молдавии до 2002 года и которые эксперты Совета Европы раскритиковали как "тенденциозные, примитивные, не соответствующие европейским стандартам".
Чем недовольны учителя
"Учебник должен помочь ребенку понять то, что он недослушал на уроке, а наши учебники абсолютно для этого непригодны", - считает преподаватель истории кишиневского театрального лицея Татьяна Гончарова. Из них невозможно понять, что такое перестройка, какую роль сыграл в ней Горбачев, почему распался СССР, перечисляет педагог корреспонденту DW.
"Чтобы за один час объяснить все это, учителя должны прилагать героические усилия, но у старшеклассников все равно нет цельного восприятия происходивших тогда событий", - рассказывает Гончарова. С ее точки зрения, авторы учебников намеренно "сжимают" эти темы, чтобы у учеников возникало меньше вопросов.


Германия

Школьное образование - компетенция федеральных земель Германии, и единой для всей страны учебной программы не существует. Нет и общих для всех учебников - ни по математике или физике, ни по географии или истории. Даже в каждой отдельной земле школы вольны по своему усмотрению предписывать учебники различных издательств.

Поэтому дать универсальный ответ на вопрос, что знают или хотя бы должны знать выпускники средних учебных заведений Германии об августовском путче 1991 года и о распаде СССР, практически невозможно.

Ситуация усугубляется тем, что школы в Германии разные, а уровень знаний учеников не всегда высокий. Более продвинутыми считаются ученики немецких гимназий. Но и там многое зависит от предпочтений и интересов конкретного учителя истории, который подбирает учебные пособия. В самих же учебниках теме распада СССР отведено всего несколько строк.

В гимназии Salvator в берлинском районе Райникендорф корреспонденту DW показали несколько учебников истории различных издательств, рекомендованных земельным министерством образования для учеников старших классов.

В настоящий момент они пользуются курсовым учебником истории издательства Cornelsen. На 498-й странице этого фолианта помещена фотография Михаила Горбачева, а в подписи петитом к ней поясняется, что Горбачев был членом ЦК КПСС, затем - генеральным секретарем, председателем президиума Верховного Совета, а с марта 1990 года до декабря 1991-го - президентом СССР.

"Начатая им в 1985 году политика реформ, - говорится далее в подписи, - преследовала цель радикально обновить Советский Союз, что предусматривало и отказ от претензии СССР диктовать свою волю Восточной Европе, а это в свою очередь сделало возможными реформы в восточноевропейских странах и воссоединение Германии".

Более подробно об этом рассказывается на той же странице в главе "Конец конфликта между Востоком и Западом". Ученики могут узнать из нее, что в 1989 году пала Берлинская стена, что год спустя Россия и другие советские республики объявили о своем суверенитете в рамках Советского Союза, а в 1991-м СССР и Организация Варшавского договора были распущены.

Glasnost и Perestroika

Три абзаца этой главы отдельно посвящены переменам в Советском Союзе, острая необходимость в которых, как указывают авторы учебника, возникла в том числе и из-за американской политики силы, проводившейся президентом США Рональдом Рейганом. "Советский Союз, - пишут они, - в итоге не смог выдержать резко ускорившейся гонки вооружений".

В учебнике разъясняются такие понятия, как "перестройка", "гласность" и "новое мышление", рассказывается об экономических проблемах СССР, обострившихся в 1980-е годы, что привело "к снижению общего жизненного уровня, перебоям в снабжении товарами широкого потребления и растущему разрыву со странами Запада". А в результате, пишут авторы издания, "изъяны коммунистической плановой системы стали очевидны для всех". Экономический спад привел к тому, что коммунистическая партия быстро и навсегда утратила свои авторитет и легитимацию, подводят итог авторы учебника.

О путче в 1991 году, его "героях" и "антигероях", о Беловежских соглашениях в этом учебнике нет ни слова. Но это не значит, что выпускники гимназии Salvator ничего не знают о тех августовских событиях.

Все зависит от учителя

Историю в старших классах этой гимназии преподает Ина Судашевски (Ina Sudaszewski), которая сама активно интересуется прошлым России и пользуется на уроках методическим пособием издательства Klett "Расцвет и распад Советского Союза".

В этом пособии весьма подробно, объективно, с переведенными на немецкий язык выдержками из документов, газет и выступлений некоторых действующих лиц того времени рассказывается о реформах Горбачева, его тщетных попытках сохранить империю, о ГКЧП и Янаеве, аресте Горбачева и роли Ельцина, о роспуске СССР и создании СНГ.

Ина Судашевски делает копии со страниц пособия и раздает их ученикам на уроках. Теме распада СССР она посвящает как минимум два сдвоенных часа примерно за полгода до выпускных экзаменов, а в классах интенсивного курса истории - шесть пар.
"Думаю, - рассказала Судашевски в интервью DW, - что так поступают и учителя в других гимназиях, хотя, быть может, рассказывают об этом периоде российской истории не так подробно". Впрочем, по ее словам, для сдачи экзамена на аттестат зрелости ученикам и не обязательно знать о путче и всех перипетиях, предшествовавших развалу Советского Союза.
"Но они должны знать, что распад СССР произошел и почему, - заявила Ина Судашевски. - Важно, чтобы ученики понимали, почему коммунистическая система оказалась несостоятельной и в конце концов потерпела крах, взорвалась изнутри".

Приличный уровень знаний

В целом выпускники немецких гимназий, решившие продолжить обучение в каком-нибудь из гуманитарных вузов, неплохо знают историю Советского Союза и России. Так считает, в частности, докторант Свободного берлинского университета Александр Гогун (Alexander Gogun), уже давно преподающий этот предмет своим студентам.

"У них знания в этой сфере удовлетворительные или даже хорошие, - заявил Гогун в интервью DW. - Примерно половина моих студентов, хотя они и не специализировались на истории России, могли назвать советских вождей от Ленина до Горбачева".

Многие, по его словам, интересуются темой сталинизма и Второй мировой войны, а у некоторых знания даже точнее и обширнее, чем у их сверстников в России. "В немецких гимназиях, например, рассказывают о том, что немецкий генштаб в свое время дал Ленину деньги на революцию, а в России это пока не введено в школьную программу", - заявил Александр Гогун.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован