19 октября 2004
2797

Раз, два, три... Продано! Государство намерено более активно участвовать в процедуре банкротства

Сегодня состоится заседание Экспертного совета по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению, который рассмотрит поправки в нынешнее законодательство о банкротстве. В ноябре этого года Минэкономразвития РФ должно представить в правительство пакет законопроектов, направленных на совершенствование законодательства о банкротстве.

Напомним, что в 2002 году вступила в силу новая (третья) редакция Закона о банкротстве, в которой были существенно изменены основные положения института банкротства. К числу таких изменений относятся: изменения порядка участия государства в делах о банкротстве, введение института саморегулирования (вместо лицензирования деятельности арбитражных управляющих), повышение сбалансированности прав кредиторов и должника. До марта 2004 года политикой в области банкротства занимались два органа, один из которых одновременно являлся участником процедур банкротства. Это создавало определенные проблемы в реализации сбалансированного подхода к выработке государственной политики в данной сфере. В марте нынешнего года указом президента Российской Федерации Минэкономразвития России было наделено полномочиями по нормативному правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере банкротства и финансового оздоровления организаций. Как теперь государство будет участвовать в делах о банкротстве, каким изменениям подвергнется законодательная база по банкротству? На эти и другие вопросы мы попросили ответить заместителя директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Церена Церенова.

- Церен Валериевич, каково теперь будет участие государства в делах о банкротстве?

- Прежде всего несколько слов о самом институте банкротства. Действующий сейчас Закон "О несостоятельности (банкротстве)" представляет собой своего рода "лакмусовую бумажку" российского законодательства. В нем воедино собраны все сферы российского законодательства (гражданского, административного, налогового и т.д.). При этом банкротство представляет собой урегулирование конфликта между различными участниками правоотношений. В этой связи именно в банкротстве наиболее остро проявляются недостатки российского законодательства.

Реализация законодательства о банкротстве в нынешнем году совпала с проводимой административной реформой. Еще в 2002 году в Законе о банкротстве были заложены основы разделения функций государства (разделены полномочия органа, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций, и органа, представляющего интересы государства как кредитора).

Вместе с тем продолжалось совмещение функций нормативно-правового регулирования во всех указанных органах. Все это несколько усложнило процесс принятия необходимых подзаконных актов в сфере регулирования процедур банкротства.

Камнем преткновения стало постановление правительства Российской Федерации, определяющее порядок участия государства в делах о банкротстве. Именно государство в настоящий момент является одним из основных кредиторов по требованиям об уплате задолженности по обязательным платежам. Поэтому в большинстве случаев позиция государства определяет ход процедур банкротства и фактически судьбу предприятия в банкротстве. В мае текущего года правительство Российской Федерации утвердило новый порядок представления уполномоченными органами интересов государства в деле о банкротстве. Принципиальным нововведением стало признание необходимости детального определения процедур голосования государства, выбора саморегулируемых организаций. На основании Постановления правительства России Минэкономразвития России были разработаны соответствующие приказы, представляющие собой те самые административные регламенты, обеспечивающие прозрачность участия государства в гражданских правоотношениях, понижающие коррупционность такого участия.

Более того, для совершенствования государственного участия в процедурах банкротства министерством подготовлены поправки в законодательство в части создания реальных механизмов заключения мировых соглашений в делах с участием государства. Сейчас фактически невозможно участие государства в мировых соглашениях.

Этому препятствует действующий ныне Налоговый кодекс. Соответствующим законопроектом мы предлагаем ввести новое основание предоставления отсрочки рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам при заключении мирового соглашения, с исключением такого основания (предусмотренного НК в настоящий момент), как "угроза банкротства". При этом соответствующая отсрочка будет вступать в силу только после заключения мирового соглашения.

- Как будет меняться институт арбитражных управляющих?

- В действующее законодательство о банкротстве необходимо внести ряд поправок в части деятельности арбитражных управляющих, в том числе об уточнении требований к арбитражному управляющему, о последствиях освобождения или отстранения арбитражного управляющего, о порядке продажи имущества в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления, а также изменения, касающиеся дальнейшего развития саморегулирования, исключение обязанности выявлять признаки фиктивного и преднамеренного банкротства, исключение дополнительного страхования по отсутствующему должнику. Ряд изменений требуют и положения закона о банкротстве, регламентирующие деятельность регулируемого органа. Принятие таких поправок, на наш взгляд, будет способствовать налаживанию нормальной работы арбитражного управляющего.

- Будут ли внесены соответствующие поправки в уголовное и административное законодательство Российской Федерации о банкротстве?

- Да. Уголовное и административное законодательство России также содержит нормы, связанные с несостоятельностью: установлена ответственность за преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство и неправомерные действия при банкротстве. Вместе с тем указанные нормы основаны на старом законодательстве о банкротстве и перестали соответствовать реальной ситуации. Например, в действующем законодательстве не определен термин "неплатежеспособность", используемый в Уголовном кодексе. Соответственно установить факт "создания или увеличения неплатежеспособности" как признака объективной стороны преступления "преднамеренное банкротство" не представляется возможным.

Кроме того, практика выявила новую категорию действий со стороны должника, которые должны охватываться составом "неправомерные действия при банкротстве". Поэтому следует законодательно определить как неправомерные действия при банкротстве воспрепятствование законным действиям и требованиям арбитражного управляющего, в частности, отказ или уклонение в предоставлении информации, необходимой для выполнения обязанностей арбитражного управляющего.

В целом в России на практике нередки случаи преднамеренного банкротства, неправомерных действий при банкротстве. Вместе с тем механизм привлечения к ответственности за такие преступления несовершенен и не позволяет привлечь к ответственности лиц, виновных в совершении уголовных преступлений, а также административных правонарушениях. В связи с этим министерство подготовило проекты поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Поправки предусматривают детализацию существующих составов преступлений и правонарушений, а также вводят дополнительные составы. Кроме того, в соответствии с проведенной административной реформой министерство в августе текущего года представило в правительство проект федерального закона, закрепляющий за регулирующим органом полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, которые ранее составляло ФСФО России.

Совершенствование указанных положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно привести к увеличению эффективности охраны собственности и предупреждению преступлений и правонарушений в указанной сфере.

- Минэкономразвития должно было подготовить нормативную базу для реализации законодательства о банкротстве. На какой стадии сейчас находятся данные документы?

- В целом из 22 актов, которые Минэкономразвития России должно было разработать, в правительство Российской Федерации представлено уже 18. Еще 4 акта на стадии доработки.

Это акты, определяющие: порядок выбора официального издания для опубликования сведений, предусмотренных законом о банкротстве, порядок учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций; правила выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства; орган, осуществляющий ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Кроме того, летом этого года были утверждены еще три приказа Минэкономразвития России, регламентирующие деятельность арбитражных управляющих по ведению реестра требований кредиторов и проведению собрания кредиторов, два из которых уже зарегистрированы в Минюсте России и один признан Минюстом России не нуждающимся в регистрации.

- Учитываете ли вы мнения независимых экспертов в своей деятельности?

- Конечно. Мы активно консультируемся с представителями экспертного и бизнес-сообществ при подготовке проектов нормативных правовых актов.

Так, при Департаменте корпоративного управления Минэкономразвития России создан Экспертный совет по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению. Первое заседание совета состоялось в начале августа этого года.

В состав совета вошли представители различных саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ВАС РФ, Госдумы, РСПП, ТПП, заинтересованных федеральных органов власти.

При этом мы не ограничиваем круг участников экспертного совета и приглашаем все заинтересованные стороны, которые готовы конструктивно участвовать в процессе совершенствования законодательства о банкротстве и финансовом оздоровлении в Российской Федерации, к участию в совете.

Справка

Согласно недавно утвержденному Положению о Федеральной налоговой службе, ФНС и ее федеральные органы объявлены правопреемниками министерства по налогам и сборам, а также Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству. Именно налоговики будут теперь представлять интересы государства в процессе банкротства предприятий.

ФНС будет осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. Среди ее сфер деятельности - контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Среди сфер деятельности ФНС - соблюдение валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того, ФНС будет осуществлять госрегистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Глава ФНС будет иметь до восьми заместителей. Предельная численность центрального аппарата ФНС составит 1051 человек без персонала по охране и обслуживанию зданий. ФНС также будет осуществлять контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки на проведение лотерей. ФНС в соответствии с решением правительства выдает лицензии на производство табачных изделий, производство, хранение и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также на производство, розлив и хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции. "Интерфакс".

"Российская Бизнес-газета" N481 от 19 октября 2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован