Развитие Арктики и Северного морского пути: Россия нашла альтернативу китайскому «Шелковому пути»

Источник: http://realtribune.ru/news/economics/3408

Приоритеты России пересмотрены, главной целью стала борьба за Арктику и рынок СПГ Европы и Азии с США, полагает кандидат политических наук Ольга Подберезкина

Российское участие в китайском глобальном проекте «Экономический пляс Шелкового пути» и сопряжение ЕАЭС и ЭПШП оказались сильно преувеличены, что показывает смещение акцента с двух самых амбициозных проектов евроазиатских коридоров: МТМ «Европа-Западный Китай» и ВСМ «Москва-Казань» на более прагматичные и национальные проекты в Арктике и развитию связности внутри России.

Чехарда в заявлениях министров и представителей региона по проектам международных транспортных коридоров объяснима.

Участие в глобальном проекте Китая «Пояс и путь», который предполагает строительство энергетического коридора, создание ЗСТ, техническое сотрудничество, свободное перемещение капитала, интернационализацию юаня, строительство «интеллектуального Шелкового пути» и формирование Всемирной организации электронной торговли E-WTO, что приблизит Китай к мировому лидерству» и созданию единого евразийского рынка во главе с Китаем, не выгодно России.

Когда Китай начал инвестировать в альтернативные проекты  Транссибу через Казахстан и Азербайджан, например, в ж/д Баку-Тбилиси-Карс в рамках строительства Экономического пояса Шелкового пути, он  рассматривался как конкурент России в евроазиатских транспортировках. Двусторонние договоренности стран ЕАЭС с Китаем создавали предпосылки для соперничества и возможного столкновения интересов России и Китая, а в двусторонних переговорах с Китаем переговорные позиции стран ЕАЭС были явно слабые. Тогда назрела необходимость урегулировать российско-китайские интересы в транспортных коридорах через Центральную Азию.

Хронологически действия России выглядят следующим образом:

16 и 17 октября 2015 года на Саммите СНГ и Высшем госсовете ЕАЭС был принят документ о координации действий по вопросам сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Таким образом, страны ЕАЭС приняли решение участвовать в переговорном процессе с Китаем по сотрудничеству в рамках проекта ЭПШП с скоординированной позицией, что заставит больше учитывать интересы стран Союза, а также подтверждает приверженность стран ЕАЭС работать над созданием единого транспортного пространства.
11 сентября 2014 г на встрече лидеров Китая, России и Монголии Си Цзиньпин выдвинул предложение о сопряжении инициативы ЭПШП с монгольским Степным путем. -8 мая 2015 г  в Москве было объявлено о сопряжении проектов ЕАЭС и ЭПШП, что стало большой новостью для многих и было своевременным событием после введения антироссийских санкций.
Россия и Китай реализуют несколько международных транспортных коридоров: на Дальнем Востоке - Международный транспортный коридор «Приморье-1», который соединяет северо-восточные провинции Китая с российскими портами Владивосток, Находка и Восточный. И «Приморье-2» идет от города Хуньчунь провинции Цзилинь и соединяется с портом Зарубино в Приморском крае. По российским оценкам, грузооборот «Приморья-1» к 2030 году составит 7 млн тонн контейнерных грузов и еще 5 млн тонн зерна, а грузооборот «Приморья-2» достигнет 15 млн тонн контейнерных грузов и 23 млн тонн зерна.
Следующим проектом стала северная ветка ЭПШП, которая объединилась с монгольской инициативой Степной путь и создала экономический коридор Китай-Монголия-Россия. В 2016 г Fesco, Евросиб и Sinotrans начали эксплуатацию Mongolian Shuttle, который позволяет существенно сократить срок доставки китайского экспорта в Москву по сравнению с традиционной морской перевозкой - транзитное время составляет 14 суток (Суэцкий канал - 45 суток).

Здесь нужно обратить внимание на то, что эти проекты не конкурируют с Транссибом, а наоборот, используют его, к тому же загружают порты Дальнего Востока.  И это коррелируется с посланием Федеральному собранию Владимира Путина: повысить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в полтора раза к 2025 году, что позволит увеличить объем перевозимых грузов до 210 миллионов тонн.

Фото: warontherocks.com

Ожидалось, что на очереди будет строительство автомагистрали Европа-Западный Китай и ВСМ «Москва-Казань», что является частью глобальной стратегии «Пояс и путь» Китая. И фактически строительство  магистрали Европа-Западный Китай  началось в 2008 году, участки Китай - Казахстан уже функционируют, а вот российский построен только недавно М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

В существующем варианте трассы протяженность маршрута от Санкт-Петербурга до Ляньюньгань составляет 8445 км; из них 2233 км проходит по территории России, 2787 км - Казахстана, 3425 км - Китая.

Строительство дорожной инфраструктуры для развития коридора «Европа - Западный Китай» включено в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры» до 2024 года. По последним данным, полную готовность всей новой трассы Россия построит в 2027 году. И новость о доведении трассы Москва-Казань до Владивостока в данном контексте демонстрирует приоритеты России в участии в международных проектах: сначала необходимо повысить связность внутри страны, потом рассматривать участие в МТК с Китаем.

Тут же просится пример проекта первой ВСМ - «Москва-Казань», о котором говорили 6 лет и в итоге она была отложена. Уже не в первый раз Москва меняет свое решение по строительству транспортных коридоров в пользу меньших политических и экономических рисков, среди которых недостаточно прогнозируемые пассажиро- и грузопотоки, а также высокая стоимость - более 1 трлн рублей. Строительство так и не начиналось. Хотя интерес к проекту проявлял Китайский банк развития, европейские железнодорожные и инжиниринговые компании из Германии, а на Петербургском международном экономическом форуме в 2015 году ОАО «Скоростные магистрали» и консорциум проектировщиков при участии China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd подписали договор о намерениях на разработку проектной документации на $400 млн. Проект поезда для ВСМ разрабатывался компаниями Группа Синара и China CNR Corporation.

Причиной этому стало и переориентирование России на развитие Арктики и спецификация экономики в пользу развития заводов по СПГ. Так, в послании Федеральному Собранию в 2018 г. Путин заявил цель - к 2025 г грузопоток по СМП должен вырасти в 10 раз до 80 млн т и поставил задачу сделать СМП – глобальной, конкурентной транспортной артерией. А сделать СМП самостоятельной артерией можно только через развитие углеводородных месторождений. Минэкономразвития подсчитал, что в период до 2035 г. Россия может увеличить долю СПГ с сегодняшних 4% до 15–20% мирового рынка. Помимо существующих проектов СПГ планируется запустить новые Арктик СПГ 2 (срок ввода 2023 г.), Балтийский СПГ (срок запуска – 2023 г.), Дальневосточный СПГ.

Арктический кластер может уже в ближайшее время стать основным источником углеводородов для российской экономики. В пользу этого говорит тот факт, что было решено перенаправить деньги 100 млрд руб., выделенные на создание ВСМ «Москва — Казань», на проект НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2», который планируется запустить  в конце 2022 года.– 200 млрд руб перераспределены на СМП. Также по МТМ «Европа-Западный Китай» предусмотрено уменьшение на 3 650 млн руб в пользу Росатома, – на строительство атомных ледоколов.

Среди других перспективных проектов увеличение бюджетных ассигнований на строительство ж/д Северного широтного хода «Обская-Салехард-Надым-Пангоды-Новый Уренгой-Коротчаево».

Таким образом, приоритеты России в строительстве МТК были пересмотрены. Главной целью стала борьба за Арктику и рынок СПГ Европы и Азии с США. Арктика - 20% ВВП России, там проживает 2% населения, развитие этих территорий действительно сейчас более своевременно и без серьезных кризисов между Европой и Россией обращаться к китайскому глобальному проекту не будут.

 

Ольга Подберезкина - кандидат политических наук, профессор Академии военных наук, специально для ИА «Реалист»

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован