Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
23 ноября 2021
236

Развитие индустрии расширенной реальности в Республике Корея

 

Важным направлением цифровой трансформации экономики Республики Корея в период до 2025 г. будет развитие индустрии расширенной реальности.

Термином расширенная реальность (extended reality, XR) обозначается комплекс современных цифровых и видео технологий, которые на различных электронных и коммуникационных устройствах позволяют объединить реальный физический мир с виртуальным миром.

Расширенную реальность относят к иммерсионным технологиям[1], которые объединяют технологии дополненной реальности (augmented reality, AR), виртуальной реальности (virtual reality, VR) и смешанной реальности (mixed reality, MR).

Дополненная реальность AR – это среда, дополняющая окружающий нас мир в реальном времени. Она создается проецированием цифровой информации (текста, графиков, изображений, видео и др.) на экран различных устройств, прежде всего гаджетов в форме очков.

Это достигается с помощью специальных программ для очков дополненной реальности, смартфонов, планшетов, стационарных экранов или проекционных устройств. Таким образом реальный мир дополняется искусственными элементами и новой цифровой и визуальной информацией.

Технология виртуальной реальности VR позволяет погрузить человека в несуществующую в реальности внешнюю среду. Взаимодействовать с пользователем можно только при помощи компьютера, планшета или смартфона.

Виртуальная среда выстраивается на основе данных с видеокамер, передающих на экран изображение. Технология виртуальной реальности достраивает окружение за границами этих экранов, дополняя изображение настолько, насколько его позволяет захватить камера.

Таким образом, дополненная реальность добавляет в реальный мир виртуальные элементы, а виртуальная реальность создает новый, искусственный цифровой мир, куда может погрузиться человек с помощью специальных гаджетов.

Смешанная реальность MR объединяет дополненную и виртуальную реальность.  При этом AR взаимодействует с внешним миром, VR взаимодействует лишь с пользователями, MR - объединяет оба подхода. Происходит эмуляция функционирования всей или части системы средствами другой системы, без потерь функциональных возможностей или искажения результатов.

Основными производителями гарнитур дополненной реальности, ориентированные на индивидуальных пользователей и потребителей из реального сектора экономики являются американские компании Microsoft (гарнитура - Hololens), Google (гарнитура - Glass), Magic Leap (гарнитуры - Magic Leap One и Cognixion ONE) и китайская фирма Nreal (смарт очки Nreal Light и Nreal Air).

Самой современной является гарнитура дополненной реальности Cognixion ONE, которая имеет нейрокомпьютерный интерфейс (brain computer interface — BCI), способный превращать мысли человека в команды для устройства.

По прогнозам экспертов консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) объем продаж AR-гарнитур и VR-гарнитур может возрасти к 2023 г. в четыре раза примерно до 30 млн единиц в год. Объем мирового рынка   XR технологий к 2025 г. может увеличиться до 480 млрд долларов (2017 г. – 198 млрд. долл.).

Правительство Республики Корея в рамках реализации Генерального плана цифровой трансформации экономики (2020-2025) планирует потратить только в 2021 г. на развитие индустрии расширенной реальности 403 миллиардов вон (371 млн. долл.)[2].

При этом профильное министерство Министерство науки, информационных технологий и планирования будущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning, далее – MSIP) планирует направить 44,6 миллиарда вон (41 млн. долл.) на интеграцию AR и VR -технологий в ключевых секторах экономики, таких как промышленное производство, здравоохранение, строительство, образование, розничная торговля и оборона.

В частности, часть средств предназначена на закупку очков дополненной реальности и контента виртуальной реальности.

Ведущий корейский оператор связи LG Uplus в настоящее время закупает и реализует на внутреннем рынке очки AR, разработанные китайской компанией Nreal.

Китайская компания Nreal – небольшой китайский стартап, который имеет амбиции стать мировым лидером на рынке очков для AR. На корейский рынок компания поставляет очки двух модификаций Nreal Light и последнюю модель интеллектуальных очков под маркой Nreal Air.

Новейшие очки дополненной реальности от компании Nreal представляют собой носимый 201-дюймовый телевизор, и предназначена для зеркального отображения экрана телефона в 46-градусном поле зрения.

В модели Nreal Air сохранена эстетика солнцезащитных очков и по-прежнему используется micro-OLED дисплеи для создания изображения, накладываемого на глаза.

Гаджет работает с большинством телефонов Android, а также его можно привязать к iPhone или iPad.

При этом корейское профильное министерство MSIP планирует потратить более 22 млрд. вон (16 млн. долл.) в 2022 г. на разработку собственной технологии производства очков AR для промышленного и повседневного использования. Выход на рынок корейских гарнитур дополнительной реальности запланирован на 2025 г.

Кроме государственных ассигнований для реализации проектов с использованием технологий расширенной реальности правительство Республики Корея планирует создать специализированный инвестиционный фонд объемом 40 млрд. вон (около 37 млн. долл.) с привлечением для его финансирования частных компаний, в том числе крупных национальных компаний «Чеболь».

На практике дополненная реальность может быть реализована с помощью очков или простого дисплея, что вполне подходит для инженеров и рабочих в таких отраслях как строительство, промышленность, в том числе авиационная, автомобильная, сталелитейная и нефтегазовой, в отраслях военно-промышленного комплекса и др.  

В частности, в сталелитейном производстве можно применить приложения дополненной реальности для отображения цифровых символов и текста, изображений, статистики и любой другой информации, относящихся для решения текущих производственных задач.

Инженеры и рабочие с расстояния, глядя на металлургическую печь или другое металлургическое оборудование, с помощью специальных очков могут видеть текущую рабочую температуру процесса и многие другие технологические показатели.

В нефтегазовой промышленности эта технология позволит осуществлять удаленный контроль за состоянием трубопроводов, своевременно выявлять утечки нефти и газа в труднодоступных месторождениях.

Удалённый эксперт с помощью AR-подсказок может помочь работнику на месте устранить механические проблемы. Это особенно полезно в «полевом» обслуживании, когда ремонтника отправляют на дальний объект.

В авиационной промышленности эта технология используется на этапе сборки самолетов, что сокращает этот процесс примерно на 30%. AR-инструкции помогают работникам быстрее собирать детали на линии сборки, допуская меньше ошибок, а специалистам по техническому обслуживанию идентифицировать детали, требующие ремонта или замены.

Технология AR активно внедряется в военно-промышленный комплекс и вооруженные силы Республики Корея. В частности, она была опробована на подводных лодках в период проведения учений корейского военно-морского форта.

Технология XR применяется и на предпродажных и рекламных презентациях корейских автомобилей компаний Kia и Hyundai.

Одна их американская креативных студий создает моушн-дизайн для новых марок этих компаний. В презентациях благодаря технологиям XR кажется, что автомобиль движется, но на самом деле на экранах просто меняются декорации и виртуальный пейзаж.

Эту же технологию начали активно использовать в киноиндустрии и шоу-бизнесе, где корейские компании достигли мирового уровня.

Кроме этого, южнокорейское правительство поддерживает и реализует такие проекты, как обучение медицинских работников с помощью дополненной и виртуальной реальности, внедрение испытательных лабораторий на основе XR и искусственного интеллекта для начальных, средних и старших школ по всей стране.

По мнению корейских экспертов главное препятствие более широкого внедрения технологии дополненной реальности в другие отрасли экономики и сферы бизнеса – отсутствие высокоскоростного интернета.

Кроме того, массово и полноценно применять эту технологию не позволяет очень маленький угол обзора существующих устройств.

Вес и стоимость гаджетов также ограничивают AR для массового применения, в идеале AR-устройства должны стать такими, как обычные солнцезащитные очки.

Правительство Республики Корея полагает, что разработка и внедрение технологий расширенной реальности к 2025 г. внесет существенный вклад в создание ВВП.

В период реализация плана по цифровой трансформации экономики Республики Корея предполагается увеличить занятость и создать к 2025 г. в экономике 1,9 млн. новых высококвалифицированных рабочих мест, в том числе по направлению Новый цифровой курс  -  903 тыс., по направлению Зеленый новый курс – 659 тыс. и по направлению Надежная система социальной защиты – 339 тыс. человек.

Очевидно, что весьма амбициозные цели и задачи, поставленные в Генеральном плане цифровой трансформации экономики Республики Корея (2020-2025) в том числе и по направлению развития индустрии расширенной реальности, в случае их успешной реализации позволят стране не только сохранить статус ведущей мировой инновационной державы, но и достичь новых высот в развитии цифровой экономики, формировании креативного класса и инклюзивного общества.

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

помощник Председателя правительства РФ (2000-2008)

 

 

[1] Иммерсивные технологии - термин, который объединяет и описывает совокупность технологий расширенной реальности, призванные эмулировать реальный физический мир с помощью цифровых виртуальных сред, создавая ощущение погружения в новую виртуальную среду.

[2] KOREA HERALD RUSSIAN EDITION

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован