23 мая 2002
634

Развитие национального образования в Республике Башкортостан

Последнее десятилетие характеризуется значительным подъемомв возрождении и развитии национальной школы. Оно вызвано ростом национального самосознания народов республики. Стремление познания своей истории, культуры, к развитию положительных сторон традиций,обычаев своего народа - вот характерная тенденция современности. Во всем мире правительственные структуры осознают, что удовлетворение национально - культурных и образовательных запросов народов является одним из определяющих факторов стабилизации и гармонизации межнациональных отношений.

Республика Башкортостан по своей многонациональности представляет один из уникальных регионов нашей страны. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Именно поэтому при разработке и принятии законодательных актов, правительственных решений, концептуальных документов особое внимание уделяется национальным вопросам. Он в полной мере учтен в Законе Республики Башкортостан `Об образовании`, Концепции развития национальной школы в Республике Башкортостан, в Программе развития образования в Республике Башкортостан на 1999 - 2003г.г., Законе `О языках народов Республики Башкортостан`, Государственной программе сохранения, изучения и развития родных языков на 2000-2005гг.

Особо важное значение в сохранении и развитии языка имеют разработанные Министерством народного образования и Башкирским институтом развития образования Концепция и Программа развития башкирского национального образования. Этот документ определяет общую стратегию, направления, содержание и механизмы развития башкирского национального образования.

Эти документы позволяют нам определить более четкие принципы региональной языковой политики, создадут дополнительные возможности для равноправного развития всех языков народов проживающих в Башкортостане.

Особую проблему в системе башкирского национального образования составляет организация национального обучения и воспитания учащихся башкирской национальности за пределами Республики Башкортостан. По данным переписи населения (1989г.) вне республики проживает более 480 тысяч башкир, что составляет около 40% численности башкирского населения России. Наше многолетнее сотрудничество в области национального образования территориально охватывает многие регионы Российской Федерации. Заключены и выполняются соглашения о сотрудничестве в области развития национальных школ с министерствами Татарстана, Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, Мордовии, Коми, а также с управлениями образования Челябинской, Оренбургской, Курганской, Самарской, Саратовской, Тюменской, Свердловской, и Пермской областей. Основным положением этих соглашений является возрождение и развитие национального образования в регионах компактного проживания башкир и других народов проживающих в Республике Башкортостан. Министерство народного образования, Башкирский институт развития образования, высшие и средние педагогические учебные заведения оказывают образовательным учреждениям этих областей помощь в подготовке и повышении квалификации учителей, обеспечивают учебниками и учебно-методическими пособиями.

Министерство народного образования, администрации районов и городов работают в тесном взаимодействии по решению проблем о возрождении национальной школы. В соответствии с Законом Республики Башкортостан `Об образовании` Министерство ориентирует местные администрации, отделы народного образования на организацию обучения детей на их родном языке или изучения родного языка независимо от численности учащихся. Организация обучения на родном языке или изучение родного языка как учебного предмета зависит от желания родителей или самого ребенка. При любом случае местные органы власти и отделы народного образования обязаны создать для этого условия: выделить классную комнату, обеспечить учебниками, найти учителя и создать ему жилищно - бытовые условия.

Президент Республики Башкортостан Рахимов М.Г. уделяет национальному образованию особое внимание. Муртаза Губайдуллович всегда подчеркивает: если даже 3 ученика желают изучать родной язык необходимо создать условия для изучения родного языка. Этот тезис имеет огромное значение для развития национального образования.

Министерство народного образования проводит определенную работу по расширению и совершенствованию сети национальных дошкольных учреждений, обучению и воспитанию в них детей на родном языке. Дети башкирской, русской, татарской, либо другой национальности должны выходить из стен ДОУ со своими представлениями, традициями, языком, культурой, пусть детской, но философией.

Сегодня в нашей республике детьми изучается 14 родных языков, проживающих в Башкортостане.

На 6 языках - башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском организовано обучение.

8 языков - мордовский, немецкий, латышский, украинский, белорусский (изучаются в школах), греческий, еврейский , польский ( в воскресных школах) изучаются как предмет.

Всего школ 3263.

62,8% учащихся нерусской национальности изучают свой родной язык.

В 1997 году в Республике Башкортостан открыты 5 русских национальных школ: Осиновская школа Бирского района, Новожуковская и Зубовская школы Уфимского района, Краснозилимская средняя школа Архангельского района, школа No 88 г.Уфы. В лучших традициях русской духовности работает Аксаковская школа-гимназия No 11 г.Уфы, в которой с учетом индивидуальных способностей , склонностей детей углубленную и расширенную общеобразовательную подготовку получают дети не только славянских, но и представители тюркских и финно-угорских народов. Из стен этого старейшего в республике учебного заведения вышли люди, составляющую гордость русской национальной культуры - волшебник живописи Михаил Васильевич Нестеров, академики Серебровский, Пекарский, художник Касим Давлеткильдеев, ряд известных деятелей науки.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован