27 июля 2004
204

Ребенок в `соцпакет` не входит Распределяя льготы, забыли о детях

Судя по всему, ежемесячное федеральное детское пособие (сегодня это 70 рублей на ребенка) с 1 января 2005 года поменяет статус, то есть станет региональным. Оппонентов этому предложению много. Основной аргумент - исчезает важнейший элемент пусть и слабенькой, но все-таки федеральной политики в отношении детей.


Однако посмотрим на ситуацию с другой стороны. Что такое 70 рублей в месяц? Понятно, их явно недостаточно, чтобы обеспечить ребенка даже самым элементарным. Напомню, прожиточный минимум ребенка сейчас не менее 2200 рублей в месяц. Значит, необходимо срочно повысить размер пособия до этого или близкого к нему уровня? Для ответа на этот вопрос не столь важно, сколько дополнительных десятков миллиардов рублей придется изыскать федеральному бюджету и где их там взять. Более существенно другое: кому достанутся эти деньги. При мизерных доходах большей части российских родителей с несовершеннолетними детьми резко увеличенное пособие может стать важнейшим источником семейного выживания. Понятно, что возникает соблазн эти деньги потратить не на ребенка, а на другие цели, зачастую - просто пропить. Ведь сейчас это пособие выплачивается только семьям, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Не секрет, что среди них немало маргинальных, в которых родителям нет дела до судьбы собственных детей.

В последние годы внимание общественности привлечено к проблеме `детей улицы`. Сколько их в России, не знает никто. Но все сходятся в одном - их позорно много для страны, пытающейся быть современной и цивилизованной. Беда России в том, что эти дети в своем подавляющем большинстве имеют живых родителей, которые, кстати, по нынешнему законодательству могут исправно получать эти пресловутые 70 рублей в месяц. Это, между прочим, стоимость двух бутылок низкокачественной водки или трех пачек простеньких сигарет. Пусть и небольшая прибавка, но для `страждущего` она, порой, как манна небесная.

Так, может быть, поищем другой способ действительно адресной доставки этих общественных ресурсов до самых нуждающихся детей?

В связи с льготными выплатами в обиход вошло понятие `социальный пакет`. Имеется в виду предлагаемый за 440-рублевый вычет из обещанной денежной компенсации доступ к получению проездного билета на пригородный железнодорожный транспорт (40 рублей), раз в три года к путевкам в санаторий (50 рублей) и, наконец, к бесплатным лекарствам (350 рублей). Почему бы ни ввести вместо ежемесячного денежного пособия на ребенка специальный `детский пакет` на нынешнюю или большую сумму? Причем это можно сделать независимо от того, будут ли законодательно переданы все полномочия по установлению размера и порядку выплаты этого пособия регионам или это останется федеральной прерогативой.

Этот пакет должен включать в себя персонифицированное предоставление услуг, необходимых для улучшения положения каждого конкретного ребенка. В перечне этих услуг может быть оплата летнего отдыха, посещения детских садов, занятий в физкультурных и оздоровительных учреждениях, обучения в музыкальных и художественных школах, специального питания в школах, лечения, индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов и т.п.

Что для этого необходимо сделать?

Для начала сформировать полный реестр детей, находящихся в сложной материальной ситуации, то есть если семейный доход ниже местного прожиточного минимума. Составить перечень их основных проблем (ограниченный доступ к дополнительному образованию и организованному досугу, летнему отдыху, необходимость в лечении, специальном питании и т.д.). Затем определить усредненную стоимость `детского пакета` на одного ребенка. И, наконец, составить список учреждений, которые могут предоставлять услуги, входящие в состав `пакета`.

Может быть, придется пересмотреть некоторые существующие местные программы. Например, обеспечение бесплатным питанием в школах. Сложившаяся практика показывает, что большинство детей этой едой пренебрегают: `сосиска с булкой` - это невкусно. В результате значительная часть продуктов не съедается, выкидывается или разворовывается. Нужно отказаться от всеобщей уравниловки и сконцентрировать выделяемые на эту программу деньги только на малообеспеченных детей с предоставлением им (в идеале!) индивидуально разработанных диет.

Возможно, и даже необходимо подключение бизнеса и общественных организаций для активного участия к предоставлению `детского пакета`. Бизнес может помочь деньгами, а общественные организации проследят, чтобы все делалось в интересах ребенка.

Очень важна процедура предоставления `детского пакета`. Никак не обойтись без широкого оповещения через местные СМИ, а также органы социальной защиты информации о возможности получения данного пакета. А потом принимать заявления от родителей из малообеспеченных семей с последующей проверкой их реальной нуждаемости. Понятно, что не все неблагополучные дети будут выявлены через заявления родителей. Когда станет известно, что речь идет не о живых деньгах, на которые можно купить водку или сигареты, наиболее запущенные родители о потребностях своего ребенка заявлять не станут. Вот тогда надо озаботить социальных работников, а также общественность (прежде всего учителей, участковых врачей и милиционеров).

Что должно происходить дальше?

После того как будет обследовано положение каждого ребенка, придет черед формирования личных `пакетов` - кому-то оплата летнего отдыха, кому-то - лечения и т.д. Предложения должны быть обсуждены с родителями (если они способны на это). Затем заключен договор с ними, согласно которому местная власть возьмет на себя обязательства обеспечить услуги, необходимые ребенку, а родители - следить за тем, чтобы их чадо их получило (например, не прогуливало занятия в спортивной секции, пользовалось специальным питанием и пр.). Такое соглашение может быть заключено на полгода-год, а затем, в зависимости от ситуации в семье, продлеваться. Если родители невменяемы, то для обеспечения `детского пакета` надо подключать общественность, которая будет следить за его полной реализацией.

Мы много говорим о неудовлетворительном положении подрастающего поколения России. И это правда. Более половины из них - больны, не меньше живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. Но почему-то ничего не меняется, становится только хуже. Банальную фразу `дети - наше будущее` уже давно можно понимать буквально: мы рискуем получить нездоровое и маргинальное будущее, перечеркнув, тем самым, перспективы России как конкурентоспособной державы. Поэтому от слов пора переходить к делу. И вместо словесной трескотни на многолюдных конгрессах `в защиту` давайте займемся проблемами конкретного ребенка. И обеспечим всем нашим детям достойную жизнь. Здесь и сейчас.


Евгений Гонтмахер
Дата публикации 24 июля 2004 г.

1998-2004 `Российская газета`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован