29 июня 2007
2305

Реформа против трущоб


"Реформа жилищно-коммунального хозяйства и качество жизни населения". Круглый стол под таким названием провела редакция нашей газеты. Основной темой обсуждения стал принятый Государственной думой 15 июня в первом чтении Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Послание Путина

Идея создания фонда содействия реформированию ЖКХ была выдвинута в апреле в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. Объём фонда должен был составить не менее 250 млрд рублей. Их этих средств предлагалось не менее 100 млрд рублей выделить на переселение граждан из аварийного жилья, а порядка 150 млрд рублей - на капитальный ремонт существующего жилищного фонда. При этом президент выдвинул задачу "запустить сам механизм создания объединений эффективных собственников жилья".

Как отметил в ходе круглого стола заместитель губернатора Анатолий Тубольцев, на капитальный ремонт жилищного фонда края требуется свыше 100 млрд рублей. Не менее 22 млрд рублей потребуется и на капитальный ремонт жилищной инфраструктуры.

Основным игроком в поле капитального ремонта в проекте закона является муниципалитет. В муниципалитетах, которые могут получить средства из фонда до 2009 года, не менее 30% жилья должно обслуживаться предприятиями, не имеющими государственной и муниципальной собственности, то есть товариществами собственников жилья (ТСЖ). В дальнейшем муниципалитеты смогут претендовать на деньги из фонда только в том случае, если будут наращивать процент домов, обслуживаемых ТСЖ. Фонд содействия реформированию ЖКХ будет действовать до 2012 года. В этом году на деньги из фонда смогут претендовать лишь муниципалитеты, где 80% жилья находятся под управлением ТСЖ. В Красноярском крае, с точки зрения получения средств, не должно возникнуть проблем на первых порах у муниципальных образований, где процент ТСЖ довольно высок. К таким территориям, в частности, относятся города Красноярск, Ачинск, Канск, Сосновоборск, Шарыпово.

Но не менее важно и другое условие, выдвигаемое законопроектом: деньги будут выделяться при наличии муниципальной адресной целевой программы капитального ремонта жилого фонда. Это означает, что каждый дом необходимо продефектовать с указанием адреса, года постройки и так далее. Словом, муниципалитетам предстоит немало потрудиться, чтобы получить какую-то часть из федерального бюджетного пирога. В целом же, по оценке Анатолия Тубольцева, система ЖКХ края может в соответствии с проектом закона получить до 7 млрд рублей.

Как получить деньги?

Как сказал один из разработчиков закона, депутат Государственной думы Игорь Исаков, закон в третьем чтении будет принят примерно до 6-7 июля. Первые 10 млрд рублей будут выделены уже в текущем году. В законопроекте, принятом в первом чтении, присутствует такая норма, как бюджетная обеспеченность региона - получателя средств. Это, по мнению Игоря Анатольевича, не очень хорошо для нашего региона. Поскольку бюджетная обеспеченность в Красноярском крае достаточно высокая, то край может не получить федеральные средства в том объёме, в каком бы хотелось. В выигрыше окажутся дотационные территории. "В случае, если нам убрать из закона такую норму, как бюджетная обеспеченность, конечно, средства, которые Красноярский край может получить, будут в разы больше, чем цифра, озвученная Анатолием Ульяновичем", - подчеркнул Игорь Исаков.

Депутат Государственной думы Александр Клюкин был более пессимистичен.
По его словам, существует пять категорий территорий в нашей стране с точки зрения выделения им средств по федеральным программам. Красноярский край, как регион в бюджетном плане самодостаточный, причислен к той группе, которая с точки зрения получения федеральных средств находится в самом невыгодном положении.

По информации исполняющего обязанности заместителя начальника департамента городского хозяйства Красноярска Валерия Воронина, в краевом центре действует восемь управляющих компаний, занимающихся обслуживанием жилищного фонда. К настоящему времени около 93% жителей жилых домов на своих собраниях в форме очного, но преимущественно заочного голосования выбрали способ управления. Из них около 81% заключили договоры на управление жилищным фондом с управляющими компаниями.

Повсюду в новых многоквартирных домах создаются ТСЖ, однако на старом жилье процесс создания ТСЖ весьма сложен. При выборе способа управления ТСЖ возникают определённые сложности по передаче технической документации от управляющих компаний ТСЖ. Бывают и ситуации, когда сначала собственники голосуют за выбор способа управления ТСЖ, а потом - управляющей компании. Возникают коллизии, которые приводят к вынесению решения с помощью судебных органов.

ТСЖ и кукуруза

Как сообщил председатель совета директоров ООО "Краском" Анатолий Матюшенко, в Красноярске до 40% жилого фонда находится под управлением ТСЖ. Курс правительства на повсеместное развитие ТСЖ он сравнил с насаждением кукурузы в хрущёвские времена. По его мнению, функционирование ТСЖ в районах старого жилого фонда экономически невыгодно. Да и с кадрами у ТСЖ есть проблемы. "Я бы не спешил людей в старых микрорайонах выгонять из управляющих компаний в ТСЖ", - подчеркнул Анатолий Матюшенко.

Вполне закономерно Анатолий Тубольцев отметил, что в такой ситуации оптимальный вариант, когда формируемое ТСЖ уходит в управляющую компанию, делегируя ей часть своих полномочий.
"Да они же обдирают ТСЖ!" - раздался возглас.
"Надо идти в компании, которые не обдирают", - ответил Анатолий Тубольцев.

Член правления ТСЖ "Старт" Валерий Кравчук спросил, есть ли представители ТСЖ в рабочей группе, которая занимается разработкой предложений от края по реализации обсуждаемого федерального законопроекта, представители ТСЖ. В ответ Анатолий Тубольцев предложил в ходе заседания определить, кто именно от ТСЖ войдёт в её состав. Тут же, явочным порядком в эту группу был включён председатель ТСЖ "Бригантина" (управляющего домами в районе Взлётки краевого центра) Валерий Демидов и председатель Красноярской городской ассоциации собственников жилья, председатель правления ТСЖ "Ледокол" Оксана Ментовская.

Продолжая разговор, Анатолий Матюшенко привёл данные, свидетельствующие, что в Красноярске компании, управляющие жилым фондом, работают достаточно эффективно.

Возглавляемой им компании ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" ("Краском"), являющейся головной организацией для семи компаний, управляющих жилым фондом Красноярска, скоро исполнится четыре года. Она взяла в управление инженерную инфраструктуру города в виде водопроводно-канализационного хозяйства и теплофикационного хозяйства. На момент создания компании кредиторская задолженность МУП "Водоканал" и МУП "Теплоэнерго" составляла ровно половину годового оборота средств, нарабатываемых этими предприятиями. "Перед нами была поставлена задача без банкротства вывести долговые обязательства на ноль, взять в управление хозяйство и продолжить работу по модернизации этих хозяйств, - сказал Анатолий Матюшенко. - Сегодня все эти 650 млн рублей благополучно выплачены кредиторам, в том числе налоговикам, энергетикам, подрядчикам. При этом за три года, выплачивая эти долги, наша управляющая компания не только не снизила, но и увеличила объёмы капитального ремонта на сетях тепловодоснабжения, модернизацию оборудования проводит, что позволило резко снизить потребление электрической энергии. В итоге за эти три с половиной года на 40% снизилась зарегистрированная статистическая аварийность на сетях тепловодоснабжения".

"Нам, управляющим компаниям, обидно, что деньги выделяют адресно для ТСЖ", - вступил в разговор директор ООО "УК "Жилкомресурс" Виктор Гюнтер. Как он сказал, представляемая им компания обслуживает 95% жилья Железнодорожного района г. Красноярска. В структуре компании есть и ТСЖ. Отвергая обвинения в адрес управляющих компаний, что они якобы "обдирают" ТСЖ, он подчеркнул, что в представляемой им компании чётко расписано, сколько средств собирается с каждого дома и куда эти средства уходят. "Приходите к нам, мы вам всё покажем. Мы готовы работать с любым ТСЖ, ТСЖ нам не конкуренты", - заключил Виктор Робертович.

Затем разговор продолжили главный инженер ООО "УК "Комфортбытсервис" Владимир Лукьянов, председатель ТСЖ "Зелёный дворик" Александр Загвоздкин и другие участники круглого стола.

В ходе дискуссии поднимался вопрос, что по проекту закона "О фонде содействия..." федеральные деньги будут выделяться при условии наличия у муниципалитетов проектов на капитальный ремонт. Но чтобы сделать проект, тоже нужны деньги. Соответственно прогнозировалось, что муниципальным образованиям придётся раскошелиться на подобные мероприятия. Не исключалось также, что и управляющим компаниям придётся брать кредиты на подготовку необходимой проектно-сметной документации. Звучала также тема, что население в основной своей массе очень слабо представляет, в чём заключается суть идущей реформы ЖКХ. Поэтому ставился вопрос и о необходимости определённых, в том числе и финансовых усилий со стороны региональных и муниципальных властей по соответствующему просвещению населения.

Когда же круглый стол завершился, сразу несколько его участников отправились в краевую администрацию на заседание рабочей группы по подготовке предложений по реализации законопроекта "О фонде содействия...".




http://www.anklyukin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован