12 января 2005
3721

Реформу Путина необходимо дополнить Александр Аринин, директор института федерализма и гражданского общества

О последних инициативах Президента Путина по изменению системы избрания региональных руководителей, а также о региональной политике в целом, мы беседуем с доктором политических наук, директором Института федерализма и гражданского общества Александром АРИНИНЫМ.


- Александр Николаевич, ваша оценка избирательной реформы Владимира Путина?

- Считаю, что реформа актуальна, и я ее, в принципе, поддерживаю. Безусловно, с формальной точки зрения она выглядит недемократично, потому что противоречит такому принципу демократии, как прямые выборы глав исполнительной власти регионов. Но дело в том, что всякое государство есть совокупность общественных отношений. Поэтому, оценивая инициативы Президента, следует исходить из того, что сегодняшний уровень развития гражданского общества пока не отвечает тому идеалу демократии, который мы хотели бы иметь. Выборы во многих регионах, а сказать откровенно - практически везде, превратились в фарс. Вместо свободного волеизъявления граждан побеждают большие деньги. Речь идет о таких финансовых ресурсах, которые не проходят через избирательные фонды. Это `теневые` деньги. Повсеместно используется административный ресурс. К сожалению, определяет победителя на выборах беззаконие, а не свободное волеизъявление граждан. Поэтому говорить, что мы потеряли демократию, не представляется возможным. Мы ее только начинаем строить.

Выборы глав администраций регионов законодательными собраниями по предложению Президента я считаю определенной попыткой преодолеть ряд политических и социальных недугов. Например, такая форма избрания глав субъектов федерации должна преодолеть определенную клановость в регионах, криминальный характер некоторых руководителей, которых нужно призвать к ответу перед законом. И, безусловно, данная процедура будет способствовать преодолению националистических тенденций в ряде республик Российской Федерации.

Но я был бы неправ, если бы на этом поставил точку. По-моему, эти преобразования следует дополнить. Я считаю, что нужно установить общественный контроль над деятельностью власти. Без такого публичного контроля позитивные моменты в предложениях Президента России могут быть задушены бюрократическим аппаратом как на федеральном уровне, так и в регионах. Установить общественный контроль можно с помощью информационной открытости и прозрачности всей деятельности власти. Этот механизм нужно запускать уже сейчас. И тогда будет неважно, каким способом и какой персонально губернатор пришел к власти. Важно - как он будет работать, насколько эффективно организована его деятельность на общее благо. А люди будут его контролировать постоянно. Не один раз в 4-5 лет, когда проходят выборы, а каждый день. Смысл данной реформы, таким образом, состоит в изменении политического алгоритма - законность, ответственность, результативность работы губернатора, а не персона.

- Готова ли к этому нынешняя власть?

- Пока нет. Власть должна быть по-настоящему публичной, постоянно советоваться с народом, проводить общественную экспертизу законопроектов, важных социально значимых решений, делиться с обществом планами, чтобы граждане могли представлять - куда они идут? Вот этого как раз не хватает.

- Поможет ли реформа Путина в борьбе с коррупцией и терроризмом?

- Безусловно, потому что коррупция является одним из главных источников терроризма. И поэтому власть мобилизует себя таким образом, чтобы адекватно отвечать на вызов времени. Одновременно необходимо, как я говорил, устанавливать общественный контроль снизу. Тогда этот процесс будет динамичным, гармоничным и легитимным.

- Много говорят о `региональной` политике. Какой она должна быть по вашему мнению?

- Я считаю, что главная региональная политика - это добросовестное исполнение Конституции. Если бы она у нас соблюдалась, то уважались бы права и свободы человека. Тогда все разговоры, связанные с региональной политикой, были бы пустым звуком.

Посудите сами, если бы в полной мере соблюдались такие права человека, как право на собственность, на свободное предпринимательство и равные права конкуренции, то тогда бы в стране повсеместно развивался малый и средний бизнес, который является главной движущей силой общества и страны в целом. Он создает рабочие места, производит товары первой необходимости, обеспечивает социальные выплаты. Если у нас на местах в регионах будут соблюдаться право человека на личное достоинство, право на достойную жизнь, право на участие в управлении государством, если у нас действительно все будут равны перед законом и судом, то у нас будет развиваться и ответственная, свободная, созидательная личность, а, следовательно, будет развиваться и активное гражданское общество.

Когда по-настоящему заработают законы, защищающие права и свободы человека, тогда начнет подниматься экономика, уменьшится бедность, будет сглаживаться социальная несправедливость. Тогда начнет развиваться и местное самоуправление, без которого невозможно полноценное развитие страны, благополучие общества.

- Кстати, почему в связи с последними новациями стали так громко слышны голоса, предлагающие нам вообще отменить местное самоуправление, сделать его глав назначаемыми?

- Дело в том, что у местного самоуправления до сих пор нет достаточных экономических стимулов для развития. Для того, чтобы они появились, нужны в первую очередь изменения в законодательстве.

Для того, чтобы данная система общественных отношений стала эффективно развиваться, необходимо укрепление экономической основы местного самоуправления. В этих целях надо законодательно решить четыре задачи. Первая. О введении налога на недвижимость и отнесении его к местным налогам с полным зачислением в бюджеты муниципальных образований. Вторая. О придании подоходному налогу статуса местного налога. Третья. О разграничении земельных ресурсов с учетом преимущественных прав муниципальных образований на их использование. Четвертая. О соблюдении конституционного права населения муниципальных образований на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности.

Когда местное самоуправление получит такую подпитку, оно задышит, станет адекватным требованиям времени. Что касается выборов глав муниципальных образований, то они должны быть обязательно сохранены, так как являются важным фактором организации гражданской активности и самоуправления на местном уровне.

- Как вы относитесь к идее укрупнения регионов?

- В принципе, 89 субъектов федерации - явный перебор. Это родимые пятна 20-30-х годов, когда происходило установление административно-командной системы, и такая волюнтаристская нарезка территорий была продиктована потребностями командного управления. Наличие 89 субъектов, конечно, не отвечает социальным, экономическим и политическим реалиям в стране. Поэтому часть регионов можно смело объединять без ущерба для их социально-экономического и политического состояния, для жизни людей. Но на сегодняшнем этапе более актуальна тема повышения ответственности и результативной деятельности руководителей регионов, чем слияния субъектов федерации.

- Руководители регионов жалуются на то, что у них мало полномочий, что до сорока властных структур не подчиняются им, такие, как милиция, статистика, налоговики и другие. Они считают, что центр забрал слишком много полномочий, и надеются, что реформа вернет им их.

- Это надуманный тезис. Федеральный закон об основных принципах устройства исполнительных и законодательных органов госвласти в субъектах Российской Федерации дает региональной власти достаточно полномочий. Весь вопрос в том, насколько эффективно эти полномочия используются, насколько качественно и компетентно работают руководители регионов.

Чтобы исполнительная, законодательная и судебная власть, а также муниципальные органы власти были ответственны и эффективны, их нужно поставить под контроль общества. Основной инструмент контроля - информационная прозрачность деятельности власти. Чиновника должно быть видно. Главный смысл информационной прозрачности деятельности власти в том, что чиновник, депутат, судья, милиционер, прокурор, социальный работник, каждый государственный и муниципальный служащий должен быть на виду. Только тогда у нас будет персональная ответственность каждого за принимаемые решения и действия, снизится степень отчуждения между властью и гражданами, повысится качество и эффективность всей государственной и муниципальной службы, а законотворчество будет направлено на служение общественным интересам, а не на создание лазеек для коррупционеров и своекорыстных лоббистов.

Таким образом, информационная прозрачность деятельности госвласти создает качественно новую среду в общественных отношениях, устанавливает принципиально новые правила поведения для чиновников, госслужащих и должностных лиц. А именно - их главной обязанностью должно стать соблюдение законов, защита прав и свободы человека, качественная и эффективная работа на общее благо. А это уже означает новую культуру влияния общества на власть. Суть ее в верховенстве права и демократических ценностей, а фундамент - информационная прозрачность как основа процедур контроля общества над властью. Поэтому сегодня главный вопрос состоит в том, как построить сильное, созидательное гражданское общество, которое было бы способно эффективно контролировать власть. И контролировать уже сейчас, не через 10-15 лет. Тогда наша власть будет оперативно и эффективно отвечать на вызовы времени. Только в условиях постоянного общественного контроля власть будет компетентной и ответственной.

- Каким вы видите будущее России как федеративного государства?

- Я вижу Россию правовой, демократической, федеративной страной, в которой господствуют верховенство закона, уважение прав и свобод человека, где развивается свободное общество свободных людей.

Беседовал Максим АРТЕМЬЕВ, обозреватель интернет-журнала `Новая политика`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован