22 мая 2002
231

Региональная политика

Высказанная Александром Лебедем идея объединения Красноярского края и Таймырского и Эвенкийского автономных округов в единый субъект Федерации, хоть и получила эпитет `сенсационной`, в конечном итоге является реакцией региона на обозначенную президентом РФ еще в 2000 году государственную политику в области укрупнения регионов. Если опускать методы, с помощью которых начал действовать Лебедь, Красноярский край стал первой ласточкой в попытке реализации этой административной реформы, но на территории Сибирского федерального округа существует еще несколько субъектов, которые имеют определенные тенденции к объединению.

После того как страна взяла курс на административную реформу по укрупнению субъектов Федерации, в Сибири назывались несколько регионов, которые имеют потенциальные перспективы для слияния. В частности, были высказаны предположения о слиянии в единый субъект Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО, о возможном присоединении к Алтайскому краю Республики Алтай и объединении Агинского Бурятского АО с Республикой Бурятия. Тогда же потенциальными фигурантами этого процесса назывались и Красноярский край с входящими в его состав Таймыром и Эвенкией.

В качестве территорий, которые могли бы объединиться в СФО, в первую очередь назывались Иркутская область и Усть-Орда. Область и округ уже соединили некоторые подразделения федеральных структур, например налоговую инспекцию и налоговую полицию. А во время своей недавней поездки в Иркутск представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский впервые заявил, что `число российских регионов должно быть сокращено и ближе всего к этому стоят Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ`.

Как сообщает иркутский корреспондент Страны.Ru Татьяна Теркулова, полпред заявил, что `89 субъектов Федерации - это очень много с точки зрения управленческой теории и практики`. Но Леонид Драчевский особо отметил: `Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа произойдет только с согласия населения двух регионов. Жители области и округа выразят свою волю на референдуме, после которого и будет принято окончательное решение. На сегодняшний день есть закон, который позволяет объединить два субъекта Федерации. Однако на пути окончательного слияния в один регион у соседей еще остаются серьезные проблемы. Пока же нет четкого плана объединения, нет анализа выгод и потерь от такого шага. Необходимо сделать так, чтобы бюджеты области и округа не пострадали`, - подчеркнул Леонид Драчевский.

Между тем первые шаги к объединению администрация округа уже делает, сообщает корреспондент Страны.Ru. После письма от Главного государственно-правового управления Президента РФ с предложением о расторжении трехстороннего договора между Иркутской областью, УОБАО и Федерацией о разграничении предметов ведения глава округа Валерий Малеев в одностороннем порядке подписал постановление о расторжении. `Малеев поступил не по-соседски, подписав отказ от договора в одностороннем порядке и без предварительного обсуждения`, - считают депутаты Думы УОБАО, которые пока не ратифицировали новый договор.

Администрация Иркутской области считает, что типовой договор от 1996 года о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ, Иркутской областью и УОБАО может быть расторгнут только с особой оговоркой насчет электроэнергетики. Поскольку именно этим договором установлено совместное владение органов власти госпакетом акций `Иркутскэнерго`, на основании чего Иркутская область имеет право пользования и распоряжения 15,5% акций ИЭ. В случае расторжения договора по федеральному варианту контроль над ИЭ переходит Москве. Предлагается заключить договор между тремя субъектами Федерации, сохраняющий разграничение государственной собственности в электроэнергетическом комплексе области по результатам акционирования и приватизации `Иркутскэнерго`. По решению Высшего арбитражного суда с прошлого года 40% акций владеет Федерация.

Что касается идеи объединения Республики Бурятия с Агинским Бурятским АО и Усть-Ордой, то, например, по мнению президента Бурятии Леонида Потапова, она уже реализуется. Как сообщил глава республики 29 марта корреспонденту Страны.Ru Александру Мальцеву, объединяющие процессы Бурятии с Агинским и Усть-Ордынским автономными округами идут. `Но они заключаются не в перекрое административно-территориальных границ трех субъектов Федерации. Такое объединение бурятского народа было бы чисто формальным. Все равно Усть-Орда экономически сильнее тяготела бы к Иркутску, а Агинское - к Чите. Эти процессы связаны с культурным и духовным сближением населения территорий`, - подчеркнул Леонид Потапов.

В частности, сейчас создана Межпарламентская ассамблея Бурятии и автономных округов, землячества, успешно работает Всебурятский центр развития культуры, который является межрегиональной общественной структурой. В феврале этого года в Улан-Удэ прошел III Всебурятский съезд, в котором приняли участие делегаты из Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского округов, а также представители бурятских диаспор, проживающих вне автономий. По итогам съезда одним из важнейших шагов стало создание Гуманитарного бурятского института на базе Бурятского государственного университета. Примечательно, что практически никто из участников съезда не принимает всерьез идею административного объединения трех бурятских регионов. Идет разговор лишь о создании в будущем некой экстерриториальной структуры, возможно даже в Москве, которая бы помогла сохранить единое культурное пространство для всех бурят в мире.

Что касается объединения двух алтайских субъектов, то губернатор Алтайского края Александр Суриков неоднократно высказывался относительно перспективы объединения Алтайского края и Республики Алтай в единое территориальное образование, как это было до 1991 года. Как передает корреспондент Страны.Ru Елизавета Смирнова, суть его высказываний сводится к тому, что задумываться на эту тему надо будет только в том случае, если этого пожелает население обоих субъектов Федерации. Никаких других предпосылок алтайский губернатор для этого не видит.

По мнению д.и.н., профессора, директора Алтайской школы политических исследований Юрия Чернышева, идею укрупнения регионов политики часто используют для демонстрации своего регионального патриотизма и консолидации региональной элиты. Особенно часто это происходит накануне выборов. Так, по словам Чернышева, было, например, когда Александр Назарчук, председатель краевого Совета народных депутатов (Алтайский край), высказался о возможности возвращения Республики Алтай в состав Алтайского края. Глава Республики Алтай Семен Зубакин, который тогда вовсю готовился к переизбранию, немедленно использовал это в своих интересах, развернув накануне выборов шумную антипропагандистскую кампанию.

Приход нового лидера - Михаила Лапшина в республике сопровождался не прекращением, а продолжением этой регионально-патриотической риторики. Сам Лапшин неоднократно высказывался резко против присоединения и заявлял, что не видит в таком решении ни существенных экономических выгод, ни реальных предпосылок.

Комментируя 29 марта корреспонденту Страны.Ru ситуацию в Красноярском крае, Юрий Чернышев отметил, что она сходна с алтайской в том, что и там губернатор пытается использовать тему передела границ (правда, в сторону объединения региона) для консолидации элиты накануне выборов. Новым же, по мнению Юрия Чернышева, является то, что красноярские депутаты в своем решении прямо ссылаются на поручение президента России: `Если это принципиальная позиция Путина, можно не сомневаться, что Кремль в конечном итоге найдет достаточно эффективные рычаги для осуществления намеченного`, - подчеркнул Чернышев.

Однако нельзя забывать, что Конституция РФ предусматривает крайне сложную процедуру принятия таких решений: через законодательные органы этих субъектов Федерации, референдумы, Думу РФ и Совет Федерации РФ, через другие субъекты Федерации и, наконец, через президента России. `Если и стоит затевать эту процедуру, то, очевидно, только после тщательного продумывания всего комплекса сходных проблем, существующих в масштабах страны (необходимо учесть, например, сходные ситуации с Усть-Ордынским округом в Иркутской области, с Агинским округом в Читинской области, Коми-Пермяцким АО в Пермской области, Корякским АО Камчатской области и т.д.). Столь существенный передел карты России неизбежно может сопровождаться целым рядом негативных последствий, и поэтому необходимо провести тщательную экспертизу такого рода проектов`, - заявил Юрий Чернышев.

Кроме всего вышесказанного, очень важно иметь в виду, что за прошедшее десятилетие большинство населения уже привыкло к существующему делению. Более того, например, в ситуации с Республикой Алтай и Алтайским краем вряд ли стоит рассчитывать на единодушие народонаселения этих субъектов в данном вопросе. В РА, например, национальная элита, имеющая большое влияние, никогда не согласится на такой шаг, поскольку он напрямую лишает ее этого самого влияния. Что же касается Алтайского края, местному населению это также вряд ли придется по душе, поскольку уровень жизни в РА заметно ниже, чем в Алтайском крае, ведь бюджет республики более чем на 90% зависит от федеральных дотаций.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован