29 мая 2002
108

Региональная политика в области высшего образования в Республике Саха (Якутия)

Роль и значение системы высшего профессионального образования во всем мире непрерывно возрастает. Сейчас практически все понимают, что для обеспечения высокой конкурентоспособности экономики необходимо готовить новое поколение ученых, инженерных кадров, технологов, управленцев, способных обеспечить разработку и промышленное производство новых высокотехнологичных товаров. Подготовка научных кадров и специалистов с высшим профессиональным образованием является одним из важнейших элементов региональной стратегии республики.
К середине 90-х годов в Российской Федерации сформировались условия для передачи части функций государственного управления системой высшего образования из федерального центра в регионы. Ухудшение экономики России в целом и в системе высшей школы в частности привело к тому. что вузы, расположенные в регионах, оказались в сложном положении. Таким образом, появилась объективная потребность в децентрализации части функций регулирования управления высшей школой.
Указом Президента PC (Я) М.Е. Николаева от 19 января 1992 г. в составе органов исполнительной власти был образован Государственный комитет PC (Я) по высшей школе, науке и технической политике, который был преобразован впоследствии в Департамент по высшей школе и науке при Правительстве PC (Я).
Президентом и Правительством PC (Я) была разработана нормативно-правовая база региональной политики в области высшего профессионального образования. За период с 1992 по 1999 год принято более 250 указов, постановлений и распоряжений, направленных на дальнейшее формирование системы общественно-государственного регулирования развития высшего образования как одного из главных факторов реализации суверенитета нашей республики.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) о разграничении полномочий в области образования. а также Федеральной программой развития образования в Российской Федерации предусмотрена в рамках единого образовательного пространства необходимость осуществления региональной политики развития высшего и среднего профессионального образования. Главной целью такой политики рассматривается дальнейшее развитие и совершенствование республиканской системы высшего и среднего профессионального образования, расширение численности студентов, укрепления материальной базы образовательных учреждений, повышение качества подготовки специалистов.
С этой целью Госкомитетом была разработана Программа развития системы высшего и среднего профессионального образования и подготовки научных кадров до 2000 года, которая была утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) No 532 от 15 декабря 1995 года.
Главной целью этой программы было дальнейшее развитие и совершенствование республиканской системы высшего и среднего профессионального образования, расширение численности студентов, укрепление материальной базы образовательных учреждений, повышение качества подготовки специалистов.
По мере выполнения программы отдельные мероприятия были дополнены, некоторые исключены из-за нецелесообразности по изменившимся условиям.
На реализацию Программы требовалось 781,65 млрд.руб. (неденоминированные), причем 718,29 млрд руб. должно было пойти на финансирование капитального строительства, на все другие мероприятия предусматривалось 63,36 млрд руб. Из них из Государственного бюджета PC (Я) предусматривалось 22,66 млрд рублей, остальные средства из внебюджетных источников.
В рамках выполнения этой программы Якутский сельскохозяйственный институт был преобразован в Якутскую сельскохозяйственную академию, были открыты: Финансово-экономический институт ЯГУ, Педагогический институт ЯГУ, Институт физической культуры и спорта ЯГУ, Олекминский и Октемский филиалы ЯГСХА, новые специальности.
На совещании у Президента PC (Я) от 19 марта 1999 года было отмечено о необходимости подготовки специалистов из числа жителей республики для угольной, энергетической, газовой промышленности, алмазо-бриллиантового комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая высказанные замечания и потребность республики в кадрах были открыты новые специальности: `Педиатрия`, `Стоматология`, `Электроснабжение (по горной отрасли)`, `Технология мяса и мясных продуктов`, `Технология молока и молочных продуктов`, `Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна`, `Материаловедение и технология новых материалов`, `Горные машины и оборудование`, `Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство`. `Информационные системы в экономике`, `Природопользование` и другие.
С прошлого года наблюдается увеличение количества заявлений на инженерные специальности. Так, на специальности `Технология деревообработки` и `Строительство` на одно место претендовали, соответственно, 2,84 и 2,72 человека. В силу этого в ЯГУ в этом году открыты три новые специальности: `Автомобильные дороги и аэродромы`. `Технология и предпринимательство`, `Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов`.
В последние годы в республике стала развиваться сеть негосударственных высших образовательных учреждений. На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) проводят образовательную деятельность 37 подразделений вузов России, в том числе в г. Якутске -23, в Нерюнгри - 10, Мирном - 4. Подготовка специалистов в филиалах вузов России проводится по 20 специальностям. По данным 1998 года в вузах республики и за ее пределами обучалось 21240 якутских студентов, на 1 сентября 1999 года их количество составило 24824 человека. До 1999 года Республика Саха (Якутия) отставала по подготовке специалистов от Российской Федерации. Так. в 1998 году на 10 тысяч жителей республики приходилось 212 обучающихся. В 1999 году эти цифры составили 248 человек на 10 тысяч жителей, что равняется среднему показателю по России.
Увеличение количества образовательных учреждений в республике, расширение рынка образовательных услуг не может происходить стихийно, а должно регулироваться государственными органами управления в сфере образования. 21 июля 1998 г. Департаментом было проведено первое совещание руководителей филиалов высших учебных заведений, ведущих образовательную деятельность на территории республики, где были разъяснены правовые основы их деятельности, порядок прохождения лицензирования и аттестации филиалов в Министерстве общего и профессионального образования РФ и регистрации в Департаменте по высшей школе и науке при Правительстве РС(Я). На этом совещании была создана ассоциация руководителей филиалов вузов, действующих в республике. Департаментом было подготовлено и реализовывается Постановление Правительства PC (Я) от 11 сентября 1998 г. No 420 `О мерах по исполнению законодательства в севере высшего профессионального образования на территории Республики Саха (Якутия)`.
22 сентября 1998 г. Департаментом была организована и проведена Республиканская конференция руководителей вузов `Высшая школа в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы`. где принимали участие представители Правительства PC (Я), Государственного Собрания PC (Я) Ил Тумэн, Министерств и ведомств PC (Я) , руководители ЯГУ. ЯГСХА и филиалов вузов гг. Якутск, Нерюнгри. Мирный. На конференции был обсужден широкий круг вопросов, касающихся организационно-правовых основ деятельности (филиалов вузов, подготовлен сборник докладов конференции.
Департаментом налажены деловые контакты с Министерством общего и профессионального образования РФ и его структурными подразделениями в плане двустороннего обеспечения информационными материалами. Определен механизм лицензирования филиалов вузов. Создана ассоциация руководителей высших учебных заведений и учрежден Фонд поддержки высшего и среднего профессионального образования `Эрэл`.
В целях оптимизации подготовки кадров для отраслей народного хозяйства и координации работы высших учебных заведений республики и филиалов российских вузов создан Совет ректоров, в который входят руководители всех учебных заведений, как государственных. так и не государственных.
Потребность республики в кадрах с высшим профессиональным образованием частично удовлетворяется за счет обучения молодежи в вузах других регионов, направляемых по линии Департамента по прогнозированию, расстановке и подготовке кадров при Президенте PC (Я). Заключены договора о сотрудничестве с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана, Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова, Российской экономической академией им. Г. В. Плеханова, Московской сельскохозяйственной академией им. К. А. Тимирязева. Международное сотрудничество осуществляется с рядом университетов, школ и фондов стран Европы, Америки и Тихоокеанского региона. За последние годы освоены существенные капитальные вложения. В результате введены в эксплуатацию: здания Медицинского и Экономического институтов ЯГУ, ряд жилых домов ЯГУ. ЯГСХА. студенческая столовая в 1. Нерюнгри (ЯГУ). учебные корпуса ЯГУ в г. Нерюнгри и г. Мирном, учебный корпус Якутской сельскохозяйственной академии в г.Олекминске корпус факультетов естественных наук ЯГУ, спортивные объекты ЯГУ. Ведется строительство объектов Октемского филиала ЯГСХА, Чурапчинского института физкультуры и спорта. Распоряжением Президента PC (Я) No 168-РП от 18 июня 1999 года `О строительстве в г. Якутске жилого комплекса для высших учебных заведений` по окончании II Международных спортивных игр `Дети Азии` Якутскому госуниверситету и Якутской сельхозакадемии будет передан жилой комплекс на 1500 мест общей площадью 25 тысяч кв. метров.
Дальнейшее развитие системы высшего профессионального образования в республике может быть осуществлено лишь на основе участия отраслей в создании материально-технической базы. Основной вклад в это дело должны внести крупнейшие промышленные предприятия и улусы. При их непосредственном участии должны быть созданы учебно-консультационные пункты и филиалы в промышленных центрах. В перспективе на их базе планируется создание специализированных институтов, связанных с развитием алмазной отрасли, цветной металлургии, угольной и нефтегазодобывающей промышленности, других отраслей народного хозяйства и социальной сферы. На совещаниях у Президента PC (Я) М.Е.Николаева, в его Обращении к Парламенту и населению республики неоднократно отмечалось, что высшее образование должно дойти до села, так как сокращается доступность высшего образования, особенно молодежи, проживающей в сельской местности.
Для увеличения количества студентов из сельской местности Департамент организует выездные приемные комиссии в улусах. Наряду с выездным приемом вступительных экзаменов в улусах учебные заведения республики стали проводить тестирование среди выпускников школ. В этом году тестирование проводилось в 31 улусе республики. Было охвачено 2787 человек против 1311 человек в 1998 году. По результатам тестирования было выдано 2543 сертификата тем участникам, которые набрали `9` и более баллы. Вместе с тестированием и выездным приемом вступительных экзаменов выделяются целевые места для арктических улусов. Целевые места составляют до 10 % от плановых. Так, в ЯГУ в этом году было выделено 217 мест. из них 163 для представителей арктических улусов. По итогам конкурса на целевые места в ЯГУ поступил 131 абитуриент.
Особенность республики заключается в малонаселенности при большой территории, разбросанности населенных пунктов. Миграция населения, слабо развитая инфраструктура усложняют развитие высшего образования в республике. Для того, чтобы приблизить высшую школу к селу, необходимо создавать в улусах постоянно действующие учебно-консультационные пункты, филиалы учебных заведений и институты, а также центры дистанционного обучения, которые являются наиболее перспективной и развивающейся формой современного образования в сложившихся условиях.
В перспективе планируется провести структурные изменения в ЯГУ: создать Горно-энер-гетический институт ЯГУ на базе Нерюнгринского филиала ЯГУ, Института культуры и искусства народов Арктики на базе факультета якутской филологии и культуры; реорганизация историко-юридического факультета в Юридический и Исторический институты. факультета иностранных языков в Институт иностранных языков при ЯГУ; организация филиала ЯГУ на базе Намского педучилища, открытие Международного института Арктики в п.Тикси.
Для более эффективной подготовки кадров необходимо часть расходов перенести на предприятия, нуждающиеся в специалистах, для чего ввести контрактную систему обучения. Суть этого в том, что заключается тройственный договор. Предприятие платит за обучение специалиста вузу, студент обязуется отработать на предприятии затраченные на него средства. В настоящее время Департаментом подготовлен проект постановления Правительства PC (Я) `О контрактной подготовке специалистов на кредитной основе`, который будет рассмотрен на заседании Правительства PC (Я).
Обучение в вузах России студентов по специальностям, необходимым для республики и по которым не готовят в вузах республики, начинать с 3-го курса. Первый и второй курс по общеобразовательным дисциплинам проходить в вузах республики, что поможет студенту пройти адаптацию в стенах родного вуза и определиться с выбором специальности, а также с уровнем подготовленности, уменьшит отсев студентов за пределами республики.
Кроме бюджетного финансирования вузы для своих нужд должны зарабатывать сами. Поэтому надо развивать дополнительные образовательные услуги, расширять подготовку специалистов для предоставления второго вьющего образования в сокращенные сроки по имеющимся и новым специальностям химико-технологического, энергетического, жилищно-коммунального и других профилей, для чего необходимо формировать единый рынок образовательных услуг, что приведет к здоровой конкуренции в сфере образования. Конкуренция, естественно возникающая между образовательными учреждениями, должна способствовать снижению цен на образование, повышению качества преподавания, разнообразию форм обучения, а вследствие этого и повышению качества подготовки специалистов.
Организация оптимальной системы подготовки кадров предполагает не разрушение сложившейся системы, а внесение в нее изменений с учетом новых условий республики на пороге XXI века. Выступая по якутскому радио 1 сентября 1999 года Президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев сказал: `Мы хотим, чтобы наша республика, ее экономика и люди были конкурентоспособными в следующем веке. Поэтому мы берем на себя ответственность за развитие образования, будем стремиться быть впереди в этой области`.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован