27 января 2007
3776

`Реклама до выдачи разрешения на строительство недопустима`

В настоящее время в Москве и области налицо сложная ситуация на рынке жилья. Многие компании заключают с физическими лицами договоры долевого строительства. Впоследствии же выясняется, что компания не выполняет предусмотренный договором график, а подчас люди сталкиваются с перепродажей своих квартир. При этом, недобросовестные компании ссылаются на то, что они не прошли каких-то согласований "по не зависящим от них обстоятельствам". А реклама этих компаний продолжает транслироваться с прежней силой.

Случается, что один и тот же канал ТВ показывает митинги обманутых некой компанией соинвесторов и тут же рекламные блоки компании, которая только сменила название (или даже этого не сделала). Яркий пример - реклама компании "Социальная инициатива".

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов в эксклюзивном интервью порталу RealEstate.ru рассказал о предпринятых законодателями мерах, регулирующих рекламу в сфере строительства жилья.

Валерий Гаврилович, во-первых, позвольте благодарить Вас за то, что Вы согласились поговрить на столь животрепещущую тему, как новый закон "О рекламе" и его применение при продаже квартир. Ситуация на первичном рынке жилья, который уже испытал в прошлом году шок от закона об участии в долевом строительстве (No214-ФЗ), сложилась критическая. И вот теперь новый законопроект - "О рекламе". Что он может означать для рынка строительства жилья?

Новый закон о рекламе уже давно находился на рассмотрении в Госдуме, был проведен тщательный анализ ситуации в сфере рекламы различных отраслей народного хозяйства, в том числе, и в сфере недвижимости.
Так сложилось, что на место известных афер с финансовыми пирамидами пришли махинации с жилищными пирамидами, суть которых абсолютно та же. Они строятся за счет денег граждан, желающих получить новое жилье. Кое-какие проекты выполняются, а потом все замораживается. Это изначально убивает веру людей в ипотеку, в программы доступного жилья.

А ведь многие из пострадавших уже продали свои квартиры, оказались фактически на улице, даже без того плохого жилья, которое у них было. В договоре долевого строительства важен каждый месяц, поскольку этот месяц человек должен где-то жить, а уж если договор совсем не исполняется, то ситуация становится критической. Все это понимают, и законодатели тоже.

Так по какому пути решили пошли законодатели, чтобы защитить денежные средства граждан, вложенные в строительство жилья?

В новом Законе "О рекламе" написано, что, во-первых, вся реклама того, что связано с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, должна строго соответствовать определенной форме. То есть не допускается любая другая реклама, кроме как установленная и прописанная законодательством. Можно осуществлять рекламу договора участия в долевом строительстве, либо рекламу жилищных, жилищно-строительных кооперативов (ЖК, ЖСК) и жилищных накопительных кооперативов (ЖНК). Все другие производные формы, какие-то жилсертификаты, те же самые пирамиды - это недопустимая форма рекламы жилья.

Во-вторых, такая реклама обязательно должна содержать сведения о месте и способах получения участником долевого строительства проектной декларации, предусмотренной федеральным законом. Человек должен убедиться в том, что дом действительно будет построен.

С реальными намерениями застройщика можно где-то ознакомиться, прочитать документацию, связанную со строительством?

В СМИ, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (например, в сети "Интернет"), рекламодатель должен сначала опубликовать:
1) проектную декларацию;
2) сведения о госрегистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства.

Без этого реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, по новому закону не допускается. Не может быть рекламы и до выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Человек должен прежде всего убедиться, что государство санкционировало эту деятельность по строительству, чтобы у компании не было возможности собирать деньги, если на самом деле она строить не может.

Но иногда разрешения на строительство действительно временно приостанавливаются. Что делать с рекламой в таком случае?

Этот интересный случай также предусмотрен в законе. В таком случае рекламная кампания должна быть приостановлена. Нельзя, как это происходит сейчас, продолжать рекламу компании, если у нее проблемы с госорганами в связи с ее строительной деятельностью.

Что еще надо предусмотреть в подобной рекламе? Есть ли разница между рекламой ЖНК, ЖСК или ЖК?

В законе четко прописаны обязательные требования, без которых подобная реклама не допускается. Например, в рекламе в сфере ЖНК должна содержаться информация о порядке покрытия членами ЖНК понесенных ими убытков, сведения о включении ЖНК в реестр жилищных кооперативов и адрес соответствующего специального сайта Интернет, на котором размещена полная информации о подобном кооперативе.

Очень важно, что в рекламе, связанной с ЖНК, нельзя гарантировать сроки приобретения или строительства таким кооперативом жилых помещений. Это особый случай, т.е. фактически ЖНК - это своеобразная касса взаимопомощи и у людей нельзя создавать иллюзии, что через год-два они въедут в новый дом. В случае же договора долевого строительства указание этого срока является принципиальным условием договора, о нем должны информироваться все, в том числе и с помощью рекламы.

Все эти меры в законе направлены на то, чтобы, с одной стороны, не вводить людей в заблуждение и исключить возможность появления рекламы, которая рекламирует не установленные или не четко прописанные законодательством способы получения жилья. С другой стороны, чтобы те рекламодатели, которые либо не имеют всей документации на строительство, либо что-то нарушают и уже имеют проблемы с надзирающими органами, не могли рекламировать свою деятельность через СМИ. Такой рекламы просто не должно быть.

Предусматривает ли закон ограничения по месту и времени распространения рекламы, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья?

Среди статей, которые ограничивают те или иные виды рекламы, пункты об ограничении по месту и времени рекламы в сфере недвижимости отсутствуют. В таких ограничениях нет необходимости, это полезная для людей информация. Другое дело, людей нельзя обманывать и нельзя пускать в рекламное пространство недобросовестных рекламодателей.

Кто будет следить за соблюдением положений нового Закона "О рекламе", ужесточающих рекламу в сфере строительства жилья?

Как и прежде, эти функции будет осуществлять Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС РФ) и ее территориальные представительства.

За ужесточением законодательных норм, как правило, следует и ужесточение ответственности за нарушения. Будут ли внесены в Кодекс об административных нарушениях или иной законодательный акт соответствующие меры ответственности?

В июле прошлого года был принят закон, вступивший в силу пару недель назад "О внесении изменений в ФЗ "О рекламе" и статью 14.3 КоАП". Согласно этому закону, в разы увеличиваются размеры штрафов за нарушение рекламного законодательства, так нижняя планка штрафов возросла с 50 до 200 МРОТ, а верхняя увеличилась в 10 раз, с 500 до 5000 МРОТ. Таким образом, ФАС получает реальный экономический инструмент для пресечения любой ненадлежащей рекламы, в том числе, и в области жилищного строительства.


Интервью подготовил Роберт Эффе
специально для портала Realestate.ru

07.02.06

RealEstate.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован