08 апреля 2002
223

Религия

История основания, становления и развития Владивостока обусловили появление в нем религиозных храмов, среди которых были церкви, часовни, церкви-школы, соборы.
Вся жизнь русских людей была неразрывно связано с храмом. Они приходили в храм с молитвенными прошениями о телесных и духовных нуждах и по вере своей получали просимое. Молясь в храме, через молитвы и песнопения, таинства и обряды люди духовно возрождались, проникаясь необходимостью жить по заповедям Божиим.

Успенский кафедральный собор

Это самый главный православный храм города и епархии, освященный в декабре 1889 года. А начинался он со скромной воинской церкви Успения Богородицы поста Владивосток. В соборе размещалось около 1000 молящихся.
В 1894 г. по указу Священного Синода он стал именоваться Успенским собором. Кроме праздника Успения Пресвятой Богородицы, собор отмечал еще один престольный праздник, поскольку в нем был придел, освященный во имя Святого Равноапостольского Князя Владимира - просветителя русского народа.
В 1908 г. на соборном участке был построен дом `для помещения в нем соборной библиотеки, канцелярии, крещальни, лавочки с предметами религиозного чествования и церковной утвари, и для церковных сторожей`. Строил это каменное здание архитектор Ю.Л. Вагнер.

Покровская церковь

Эта церковь была вторым по размерам приходским храмом Владивостока. Так как церковь стояла на территории городского кладбища, ее часто называли кладбищенской.
Советская власть начала жестокие гонения на церковь. Приход Покровской церкви, как и другие православные приходы, стал испытывать притеснения. В 1923 г. церковь была передана обновленцам, а прихожане были вынуждены искать новый молитвенный дом. Им стал гараж по улице Уткинской, 15. Одноэтажное каменное здание, собиравшее на богослужения около 3000 верующих, стал называться `Покровским Молитвенным Домом Старо-Покровского прихода Староцерковников`. Старостой прихода в 1926 г. был Ф.И. Васильев. В течение 7 лет верующие Покровского прихода обращались в официальные инстанции с просьбой вернуть храм. Но городские власти не только не вернули храм, передав его под клуб для культурного отдыха рабочих, но и лишили Покровскую православную общину и Молитвенного Дома. В 1930 г здание Покровской церкви, надворные постройки и кладбище были переданы Владивостокскому окружному союзу пищевкусовой промышленности.

Свято-Никольская церковь

Год освящения церкви - 1926 год. Это было небольшое деревянное здание, находившееся в Матросской слободе. Алтарем в ней служила Никольская часовня, построенная в 1896 г. во славу коронования императора Николая II.
Воинствующий атеизм нанес невосполнимый ущерб церкви. Она была разрушена и только чудом сохранилась часовня, которая сегодня является самым старым во Владивостоке православным культовым сооружением.

Архиерейское подворье

Архиерейское подворье состояло из каменного двухэтажного дома, церкви с колокольней, трех деревянных флигелей для свиты и прислуги, разнообразных служебных построек. Эти сведения были упомянуты во Владивостокских епархиальных ведомостях в 1905 году. При Архиерейском доме были церковно-приходская школа, церковно-учительская семинария для девочек из семей духовного звания, большой парк и кладбище. Кладбище располагалось там, где сейчас находятся частные коттеджи и огороды - между обителью и железной дорогой.
Архиерейский дом сохранился в сильно измененном атеистами советского периода виде. Часть подворья с 1995 г. занимает Марфо-Мариинская обитель милосердия - детище Владивостокской епархии. Женский монастырь на Седанке - это вторая жизнь архиерейского подворья. Возродился к жизни Свято-Евсевиевский храм, ожил малый храм-часовня, благоустраивается территория.
Для многих обитель стала местом духовного очищения и утешения.
Обитель ставит своей целью совершать попечительскую, благотворительную, воспитательную, просветительскую и миссионерскую деятельность - принципы, утвержденные Великой Княгиней Елизаветой.
Женский монастырь оказывает материальную и духовную помощь многим нуждающимся: детской краевой туберкулезной больнице, Дому ребенка и детским домам Владивостока, Лучегорска, Кавалерова, детскому приемнику-распределителю городской больницы No2 и другим; проводит с детьми встречи, праздники, проповеди, крещение, подготовку к исповеди и причащению; собирает для нуждающихся одежду, обувь, подарки, игрушки.
В 1998 г. родилась новая форма социального служения людям - сестричество на благотворительной основе. В тот же год, впервые в крае, состоялся торжественный выпуск сестер милосердия, получивших благословение Его Преосвященство Владыки Вениамина на благородный труд по оказанию помощи больным, престарелым и одиноким людям.

Вознесенская церковь

В числе многих закрытых церквей, здание бывшей церкви по 2-й Круговой улице было передано в ведение Облоно Постановлением Президиума областного исполкома Советов 13 марта 1936 года, а культовое имущество церкви ликвидируется.

Свято-Троицкая церковь

Церковь в Садгороде была обследована в марте 1926 г. Вот ее описание: `церковь деревянная из фанерных столбиков на каменном фундаменте, крыта черным железом с двумя куполами и колокольней, частично снаружи обшита тесом, пол бетонный, печей голландских 2, крестов железных 4, колокол медный - 20 пудов.` В апреле того же года Троицкая церковь со всем имуществом была зачислена в Госфонды республиканского значения. 1 августа 1932 г. здание церкви было продано ЦРК Птицеколхозу за 1000 рублей, а 3 августа полностью уничтожено пожаром.
Всего в Приморье сохранилось 14 храмов, но только с одного из них - Свято-Покровского храма в г. Уссурийске - никогда не снимались кресты.
Самый скромный и приблизительный подсчет показывает, что во Владивостоке существовало не менее 50 храмов. К ним следует прибавить домовые церкви, которые были в Восточном институте, двух женских гимназиях, Коммерческом училище, Штабе крепости и даже тюрьме. Нельзя забывать и о воинских церквах и часовнях, которых насчитывалось около 126 объектов в 1916 году.
Русская Православная Церковь сыграла важную роль в создании христианского общества, христианского государства, пропитать христианским духом науку, искусство, культуру, приобщить к этому вошедшие в состав российского царства другие племена и народности. Неоценимый вклад внесла Русская Православная Церковь в развитие христианского общества, проводя миссионерскую деятельность и участвуя в формировании межнациональных отношениях.
Учрежденная при патриархе Филарете в 1621 г. Сибирская и Тобольская епархия долгое время балы единственной на всей территории Сибири. В 1688 г. для улучшения миссионерской деятельности была учреждена Сибирская митрополия с центром в Тобольске. Первосвятителем его стал митрополит Иоанн (Максимович).
В 1706 г. по ходатайству Тобольского митрополита Филофея в(Лещинского) в Иркутске было учреждено викариатство. С 1835 по 1838 гг. Иркутской епархией управлял архиепископ Иннокентий (Александров), который обратился в Святейший Синод с ходатайством об учреждении на Камчатке епископской кафедры. Однако самостоятельная Камчатская епархия была учреждена указом Святейшего Синода только в декабре 1840 г. при правлении Преосвященного Нила (Исаковича).
В 1898 г. Камчатская епархия была разделена на две самостоятельные епархии: Благовещенскую и Владивостокскую. И если Благовещенская епархия продолжала развиваться без особых трудностей, так как сформированные ранее епархиальные органы и все здания отошли к ней, то во Владивостокской все приходилось начинать заново, ибо не было даже дома для назначенного архиерея.
21 марта 1899 г. в доме протоиерея Александра (Муравьева) был совершен молебен на открытии духовной консистории; этот день и считается днем основания Владивостокской епархии.


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован