30 сентября 2004
3015

Рената Литвинова: `Не жди успеха, если тебя не ругают`

Main 13b
Сегодня фильм "Богиня. Как я полюбила" Ренаты Литвиновой после триумфа на крупнейших отечественных фестивалях наконец-то выходит на экраны страны. Для самой Ренаты это дебют в большом кино в качестве режиссера. В интервью "Новым Известиям" Рената ЛИТВИНОВА рассказывает о своих героях, о том, что она ценит в мужчинах и женщинах, и о своих снах, откуда она черпает вдохновение.

- Фильм называется "Богиня. Как я полюбила", но в нем совсем нет любви...

- Но подступы-то есть, предпосылки... А сама любовь такое чувство, которое портится на житейском солнце. Настоящая любовь, как медуза на солнечных лучах, тает. И в моей картине ее нет - об этом и фильм.

- Рената, вы уже известны как сценарист и актриса, почему решили заняться ко всему прочему еще и режиссурой?

- Мне кажется, это уже конечная стадия. Я долго готовилась и под конец взяла уже окончательный и бесповоротный контроль над фильмом, я убрала людей, которые могли бы помешать мне делать картину. В принципе когда ты относишься к кино не как к продукту широкого потребления, не как, скажем, к мясу или к какому-нибудь журналу, а как к произведению искусства, все остальные участники этого процесса "размешивают" тебя своим присутствием... Они отрывают от тебя что-то и уводят тебя в другую сторону. А когда ты на себя берешь больше функций, то ты уже влияешь больше на картину, и она уже больше твоя. Представьте себе, если бы Чарли Чаплин не снимался в своих картинах, или, например, не продюсировал их, или не режиссировал. Вы представляете, кто бы мог его режиссировать? А он ведь еще и музыку писал... Я еще пока до этого не дошла - музыку не пишу.

- А вы могли бы теперь быть просто режиссером, не снимать себя, не продюсировать, а выступить только в одном качестве?

- Может быть. Но в принципе с самой собой я не испытываю проблем, а если мне на главную женскую роль дадут какую-нибудь там актрису (не знаю какую, не буду называть), я же столкнусь с целым миром каких-то женских проблем. Я пока могу этого избежать и избегаю. Конечно, я буду ветшать и тогда перестану фиксировать себя на пленку.

- Получается, вы в привилегированном положении: у вас всегда будет под рукой звезда, которая согласится у вас сниматься.

- Да. Я, конечно, в какой-то момент пойму, что мне надо уходить, и отправлюсь на пенсию.

- После просмотра картины думаешь: Рената Литвинова - это просто русский Дэвид Линч...

- Ну я же его не цитирую! Скорее я склонна цитировать, например, Жана Кокто. А что касается Линча, лучшие его картины - это, безусловно, классика, но мне бы не хотелось быть его последователем в совсем запутанных проектах, в тех, где ничего нельзя понять. Вот, например, последний фильм "Малхолланд-драйв" - по сюжету я ничего не поняла: что там произошло-то?..

- Но у "Богини" тоже довольно запутанный сюжет...

- Это скорее слабая сторона, чем сильная. Для дебюта я запустилась с чрезвычайно сложным сценарием, потому что он состоит сразу из множества фильмов. И это произошло, может быть, потому, что я так долго копила в себе это, и вот я дорвалась и сняла сразу несколько фильмов. Я попробовала снять это, и то, и другое, и пятое, и десятое. Начинается все как детектив, перетекает в триллер, потом пошла какая-то мелодрама, комедия, а заканчивается все сказкой и мистикой. Это был волшебный эксперимент с моей стороны, но я знаю точно, что повторять его не буду. Дальше все-таки придется снимать что-то простенькое. Гениальность - в простоте.



- А вы уже знаете, что будет во второй раз?

- Мне бы хотелось снять картину, не связанную с какими-то большими бюджетами, с большим количеством актеров, павильонов, декораций. Хочу сделать очень жанровую, очень напряженную, но камерную ленту. Не гнаться за большими деньгами, но добиться большей независимости.

- Рената, откуда вы берете своих странных персонажей, еще и имена им даете такие странные - Киля, Ботя, Ягуаров?

- Вы присмотритесь: ими полна наша жизнь. Я таких люблю. У меня повышается настроение, когда я вижу перед собой человека, сытенького такого, любящего выпить, и зовут его при этом Киля. Понимаете, мне не нравятся типичные образы. Нравятся более очеловеченные персонажи.

- Кстати, герой Константина Мурзенко, Ягуаров, в фильме говорит про вашу героиню: "Как же она в органы попала? Она же не в себе?". Но у вас ведь в картине все не в себе...

- Мне не нравятся персонажи "в себе". Мне это неинтересно. Вы хотите сказать, что вы в себе? Нет ведь, это было бы очень громким заявлением.

- У вас в фильме много снов, порой кажется, что действие вообще осуществляется в иной реальности. Насколько ваши сны связаны с вашим же вымыслом, есть ли точки соприкосновения?

- Я не отделяю жизнь ото сна или от смерти. Мне многое снится, сны "присылаются" мне регулярно. А режиссерские решения во сне, конечно, приходят, но почему-то не запоминаются. Тебя пронзают общая атмосфера, появление какого-то героя, а нюансы драматургические из снов почему-то упускаются. Потому что они всегда столь гениальны, они так потрясают, когда их смотришь. И вот эти службы, которые заведуют снами и всей этой драматургией, не хотят, чтобы у них крали сюжеты. Поэтому всю информацию сразу из нашей памяти стирают, и вы не можете это присвоить, потому что это все-таки не ваше. Драматурги, которые там работают, они очень мастеровитые, пять с плюсом им.

- Вы тоже хорошо постарались в плане снов...

- А у меня с этими драматургами из небесной канцелярии переписка постоянная. Они не знают просто, как от меня отделаться, и кое-что уже мне разрешают уворовать. Словно кто-то старший им говорит: "Будет писать Литвинова, позвольте ей использовать пять цитат".

- Вы женщина- режиссер, вы снимались у других женщин-режиссеров. У Киры Муратовой, у Веры Сторожевой в "Небо. Самолет. Девушка". Как, по-вашему, есть какая-то принципиальная разница между женским и мужским кино?

- Все зависит от режиссера. Вот, например, я всегда называла Веру Сторожеву женской женщиной, она же женская-преженская! А про Киру Георгиевну я бы никогда такого не сказала, и это не оскорбление, это такая характеристика. А про себя я вообще думаю, что я совсем не женская. Мне совсем не нравятся женские реакции. Я не люблю, когда женщины плачут, интригуют, сплетничают, меня это как-то ломает. И мне это непонятно. А что касается мужчин-режиссеров... Мужчинам вообще просто, у них нет семьи, детей, они более безответственные, а женщины все навешивают и навешивают на себя. Мне кажется, что сейчас матриархат, и мужчины - это слабый пол (им все тяжелее и тяжелее), а не женщины. Женщины сейчас и интереснее.

- Вы очень много работали с Кирой Муратовой. Насколько это оказало влияние на вас как на режиссера?

- Все говорят, что оказало. На самом деле впрямую я ее не цитирую. Но не случайно же мы с ней так долго вместе что-то производим, производим... Какое-то родство, какая-то общность присутствуют. Иначе мы бы так долго не продержались вместе. А сейчас у нас будет новый совместный проект по моему сценарию "Стареющий плейбой". В роли стареющего плейбоя - Богдан Ступка. Он такой гений, мощняковый артист. Кира мне тут как-то позвонила и сказала, что почитала про меня какие-то статьи, и просила не обращать на них внимания, потому что ее в свое время еще больше и хуже ругали.

- Вы переживаете, когда вас ругают в прессе?

- Это хорошо. Мне кажется, что нет настоящего успеха, если тебя кто-то не отругал.



Справка "НИ"

Рената ЛИТВИНОВА родилась в Москве в семье врачей. Еще в школе начала сочинять рассказы. В 1989 году окончила сценарный факультет ВГИКа. Как сценарист она получила известность после фильмов Валерия Рубинчика "Нелюбовь" (1991), Киры Муратовой "Увлеченья" (1994) и "Принципиальный и жалостливый взгляд" (1995). По ее повести "Обладать и принадлежать" Валерием Тодоровским снят фильм "Страна глухих". В качестве актрисы Литвинова дебютировала в ленте "Две стрелы" (1989), а снявшись в фильмах "Увлеченья" (1994) и "Три истории" (1997), заслужила репутацию стильной и неординарной актрисы. Как режиссер сняла документальный фильм о "звездах тоталитарного режима" "Нет смерти для меня", который был отмечен на международных фестивалях. Рената Литвинова также известна как автор сценария и исполнительница главной роли в нашумевшем фильме "Небо. Самолет. Девушка" - ремейке знаменитой советской мелодрамы "Еще раз про любовь". Последняя ее работа "Богиня" в этом году стала фаворитом сразу нескольких российских фестивалей.

"Богиня" Литвиновой

Начальные титры фильма "Богиня" - это многократно повторяющаяся фамилия "Литвинова": продюсер, автор сценария, режиссер, исполнительница главной роли. Титры кричат: все это я - Рентата: и Божество, и Вдохновенье.
Богиня Рената сама себя вдохновила на историю про богиню-милиционера Фаину. Ее и сыграла. По ночам Фаина пьет, а потом долго и пространно разговаривает с покойной матерью (Светлана Светличная, не снимавшаяся до Литвиновой больше 15 лет в кино). Днем героиня расследует разные запутанные дела. Богиня-Фаина-Рената не может не пожалеть, не полюбить даже самого отъявленного преступника - будь то вечно пьющий и дебоширящий ученый (Максим Суханов) или отец малолетних детей (Андрей Краско). Поэтому у картины есть второе название - "Как я полюбила". Любит Богиня всех. Поэтому и дела ее следовательские не идут, превращаясь в так называемые висяки. Одно из таких дел Фаина очень хочет довести до конца - уже год она ищет пропавшую маленькую девочку. Но ей все время что-то мешает: то потерпевший - отец пропавшей девочки - сбивает с верного пути, то давний знакомец вдруг решает покончить жизнь самоубийством прямо на глазах Фаины, а то пресловутый дебошир-ученый призывает ее принять некое снадобье и побывать в загробном мире. Непристойное предложение Фаина в конце концов и принимает, тем более что от дела ее отстраняют, а значит, ее божественное вмешательство на Земле никому уже не нужно.
События фильма, где реальность переплетается со сновидениями и фантазиями, интересно придуманы и хорошо сняты. Есть очаровательные мизансцены и великолепные диалоги. Но главной удачей фильма, несомненно, можно считать именно режиссуру. Литвиновой удалось, наконец, снять картину про саму себя. Про "странную всю такую, про противоречивую всю" - как словно про нее сказала когда-то Марина Дюжева в ленте "Покровские ворота". При этом даже те великолепные актеры, которых собрала Рената, играют суть ее проявлений. В этой ленте все - начиная от давно не снимавшейся Светличной до брутального Суханова и комичного Мурзенко - играют в Литвинову. Как относиться к Ренате Литвиновой - дело каждого. Все плоды ее творчества неоднозначны и спорны настолько, насколько неоднозначна и спорна сама Литвинова. Но ведь она все-таки не богиня, на всех угодить не может.

СЭМ КЛЕБАНОВ
Мария ДУБОВА

"Новые Известия".http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован