02 февраля 2002
2016

Рената Литвинова - женщина-стиль

Обычно сценаристы - невидимки яркого мира кино. Но Рената необычна во всем, поэтому именно она играет и в мире кино, и в мире богемы главную женскую роль.

Так повелось с тех пор, когда любое мероприятие богемной жизни без ее участия стало казаться пресным. Она обращала на себя внимание как никто другой из начинающих звезд светской Москвы начала 90-х. Алика Смехова была слишком вульгарна, Света Беляева (тогда еще не Конеген) - слишком суетлива, коллега Ренаты Дуня Смирнова - слишком провинциальна, Татьяна Друбич - слишком анемична, а Дуся Германова - слишком эксцентрична.

Из множества "слишком" только Рената сумела создать отточенный богемный стиль очередного конца века. Стиль совершенно неповторимый, хотя и сотканный из всех главных женских ролей "большого стиля" кинематографа - от Марлен Дитрих до Мэрилин Монро.

Распространенное латинское имя Рената означает "повторно рожденная, вернувшаяся к жизни". А вот редкое советское имя Рената толкуется как "революция, наука, труд". Наверняка мама Ренаты Литвиновой, каждый вечер ходившая с дочкой в кино, о значении имени не задумывалась. Она просто хотела, чтобы в девочке все было прекрасно - и лицо, и имя. Обе задачи ей удались.

Рената окончила сценарное отделение ВГИКа в 1991 году. С тех пор пишет в среднем по два сценария в год, которые никогда не воплощаются на экране так, как ей бы хотелось. "Вообще, сценарист - профессия неблагодарная, тяжелая профессия, даже вредная очень. Для меня. Тратишь свое здоровье, сидишь ночью, пишешь, принимаешь какие-то допинги, сигарета за сигаретой, встречаешь неромантично рассвет..."

На последнем курсе института Рената сыграла в фильме шведского режиссера, имя которого не помнит, роль женщины-вампира. В ее собственных сценариях мужчины все какие-то нелепые и немужественные, а женщины слегка или окончательно безумны, а их отношения венчает смерть. Адекватно реализовать эти истории на экране - задача почти невыполнимая, потому что их прелесть - в собственной интонации Ренаты-сценаристки, а не в образах и сюжетах. Так же безуспешно поклонницы Ренаты-актрисы пытаются подражать ее манере разговаривать. А сама она утверждает, что у нее просто часто болит горло.

Главные женские роли в сериале "ГРАНИЦА. ТАЕЖНЫЙ РОМАН" были написаны под конкретных актрис, то есть Александр МИТТА в общем-то знал, на что шел, когда приглашал Ренату на роль изнеженной красавицы Альбины Ворон. Но практики общения с женщинами-вамп-selfmade у него недоставало. Поэтому в работе с Ренатой он применил тактику "кавалерийской атаки на капитал", а после жаловался: "Рената Литвинова сама себе придумала этот образочек жеманный. Пообтесали немножечко, и он раскололся, как яичная скорлупа. Удивительно, она в стольких фильмах снялась, но совершенно ничего не понимает про актерское дело. Будто с улицы".

А вот видавший виды Владимир ПОЗНЕР, у которого жеманница однажды поработала "свежей головой" во "Временах", считает тот выпуск программы одним из лучших. Рената там грозила пальчиком Генеральному прокурору России и нежным голоском говорила: "Не надо закрывать НТВ, вы не можете так поступить!".

Какой мужчина может составить Ренате пару, достойную ее стиля? На экране такого партнера у нее пока не нашлось, а по эту сторону экрана может ли идти речь о стиле, если в дело вмешалась любовь? Со своим будущим мужем - продюсером Александром АНТИПОВЫМ - она познакомилась, когда работала над очередным проектом с Кирой Муратовой. Проект тот заглох, потому что продюсер поддержал сценаристку Литвинову в ее конфликте с режиссером Муратовой. Историю своего романа с Александром Рената настолько не афишировала, что, когда ее беременность стала уже всем слишком заметна, многие переполошились - кто посмел?

В августе прошлого года у четы Литвинова-Антипов родилась дочь Ульяна. А спустя два месяца Рената занялась новым кинопроектом - ремейком фильма "Еще раз про любовь" по пьесе Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь". Фильм будет называться "Небо. Самолет. Девушка". Ставит его ученица Митты Вера Сторожева, а Рената Литвинова, написав сценарий, поначалу хотела только продюсировать, но Радзинский согласился отдать права на свою пьесу только при условии, что она сама будет сниматься. Главную мужскую роль исполнит модный драматург Максим Курочкин. Это будет, наверное, первый случай актерского дуэта в составе: сценаристка-драматург.

В своем документальном фильме "Нет смерти для меня" (1999) режиссер-дебютант Рената Литвинова дала высказаться пяти знаменитым советским актрисам. Кое-кто из них десятки лет не стоял перед кинокамерой, и теперь, получив возможность обратиться к обожавшим их когда-то зрителям, они немало порассказали о себе, своих любовях и трагедиях, врагах и завистниках. Сама Рената появлялась в кадре как комментатор и интервьюер и лукаво уверяла, что создатели фильма пытались сохранить "священную дистанцию" между зрителями и героинями, потому что "про звезд мы любим исключительно мифы, воспринимаем их на расстоянии".

Когда Ренату спросили, какой из стилей современного кино ей ближе, она ответила: "А зачем надо быть в струе? Надо быть отдельно. Красивым водопадом. Или рекой. Или даже морем. Или небом. Или самолетом. Я себя ощущаю красивым серебристым самолетом".

http://renatochka.by.ru/rl/smi/2002-teleseven.html
02,02,2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован