21 мая 2012
9520

Решение Корпоративной ассамблеи

социальной ответственности и партнёрства холдинга "РЖД" "Социальное партнёрство - основа обеспечения устойчивой работы компании"

В соответствии с распоряжениями ОАО "РЖД" от 3 апреля 2012 года N 665р и от 8 июля 2011 года N 487р на Октябрьской железной дороге проведена первая Корпоративная ассамблея социальной ответственности и партнёрства холдинга "РЖД" (далее - ассамблея).

В работе ассамблеи приняли участие вице-президент ОАО "РЖД", представители федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта (объединение "Желдортранс"), руководители и специалисты аппарата управления ОАО "РЖД", Октябрьской железной дороги, филиалов ОАО "РЖД" в регионе Октябрьской железной дороги, представители Роспрофжела, дорпрофжела на Октябрьской железной дороге, представители дочерних обществ ОАО "РЖД".

Формат ассамблеи проведён в виде шести "круглых деловых столов" с целью выработки эффективных решений по вопросам корпоративной социальной ответственности, распространения практики подготовки корпоративных социальных отчётов на ДЗО ОАО "РЖД", совершенствования социального партнёрства, повышения эффективности социальной политики холдинга "РЖД".

Ассамблея отмечает высокое качество организации мероприятия. Обсуждены основы социально-экономического партнёрства работников и работодателей, сформированы рекомендации, направленные на улучшение условий и охраны труда, эффективности использования ресурсов, развитие форм мотивации персонала, социально-экономических аспектов труда персонала, развитие форм взаимодействия и сотрудничества социальных партнёров, подведены итоги выполнения структурными подразделениями компании обязательств коллективного договора ОАО "РЖД" за 2011 год, рассмотрены механизмы совершенствования взаимодействия структурных подразделений компании, профсоюзных организаций с целью обеспечения трудовых прав и гарантий работников и неработающих пенсионеров.

Ассамблея проводится в период динамично развивающейся реформы железнодорожного транспорта, выхода из состава железной дороги отраслевых филиалов, дирекций, образования дочерних и зависимых обществ, в преддверии формирования регионального корпоративного центра управления. Важно отметить, что структурное реформирование проводится в рамках единой дорожной территориальной организации Роспрофжела, а также в рамках единого коллективного договора ОАО "РЖД" на период 2011-2013 годов, что позволит компании сохранить социальные гарантии железнодорожникам и укрепить социально-экономическое партнёрство представителей работодателей и работников на всех уровнях управления.

Ассамблея отмечает, что социально-экономическое партнёрство создаёт экономическую базу и формирует социальную ответственность ОАО "РЖД" при построении компании холдингового типа, основанной на корпоративной системе управления.

Основу социального партнёрства определяет система социальных гарантий и социальной обеспеченности работников холдинга "РЖД", которые закреплены в коллективных договорах. Ассамблея отмечает, что условия коллективного договора ОАО "РЖД", коллективных договоров дочерних и зависимых обществ компании за 2011 год полностью выполнены.

Важную часть социальной программы компании составляют медицинское, санаторно-курортное обслуживание, направленное на оздоровление работников и членов их семей, проведение спортивно-массовых и культурно-просветительских мероприятий, эффективной жилищной политики, корпоративной пенсионной системы и других социальных гарантий в рамках создаваемого холдинга.

При разработке коллективного договора ОАО "РЖД" на 2011-2013 годы ключевой новацией стало включение раздела, посвящённого корпоративной социальной ответственности, который декларирует добровольную приверженность компании международным принципам корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития.

С 2012 года вводится положение об обязательном ежегодном рассмотрении при подведении итогов выполнения коллективного договора ОАО "РЖД" на 2011-2013 годы (далее - коллективный договор) и Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2011-2013 годы (далее - Отраслевое соглашение) на региональном уровне социальных отчётов филиалов, структурных подразделений и организаций, входящих в объединение "Желдортранс", подготовленных на основе международных стандартов социальной ответственности бизнеса. По итогам работы ассамблеи принято решение:

1. Подготовить социальные отчёты пилотных филиалов за 2011 год на основе международных стандартов. В качестве пилотов определить Северную, Северо-Кавказскую, Куйбышевскую и Свердловскую железные дороги.

2. В целях совершенствования управления нефинансовыми рисками холдинга "РЖД" подготовить предложения по введению положения о конкурсе корпоративных социальных отчётов, уделив особое внимание социальным рискам в области управления персоналом и формирования системы социального аудита.

3. С целью сохранения условий по выполнению социальных обязательств компании согласно коллективному договору - укрепления системы социальной поддержки персонала, сохранения и привлечения кадрового потенциала, повышения эффективности труда - одобрить следующие подходы к управлению социальными активами и специализированным жилищным фондом компании:
o объекты социальной инфраструктуры классифицировать как "непроизводственные активы", а специализированный жилищный фонд - как "профильный непроизводственный актив целевого использования";
o сохранить внутри системы специализированный жилищный фонд, социально значимые объекты, продолжить вывод за периметр компании малоэффективных объектов;
o необходимость привлечения инвестиций на развитие сохраняемых социально значимых объектов и дальнейшего формирования специализированного жилищного фонда;
o затраты на содержание социальной инфраструктуры рассматривать как инвестиции в человеческий капитал, направленные на привлечение, удержание и мотивацию персонала, повышение его удовлетворённости трудом в компании;
o повысить окупаемость социально значимых объектов.

4. Проводить согласованную политику взаимодействия работодателей холдинга и профсоюзов на основе дальнейшего развития и укрепления принципов социального партнёрства.

5. В целях реализации единой политики холдинга "Российские железные дороги" в области управления персоналом, оплаты труда, единой системы социальной поддержки работников и неработающих пенсионеров завершить в 2012 году проведение корпоративных процедур по вступлению дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" в объединение "Желдортранс".

6. В целях расширения сферы действия Отраслевого соглашения, содействия развитию социального партнёрства на железнодорожном транспорте рекомендовать Роспрофжелу через свои структуры информировать работодателей отрасли о взаимодействии с объединением "Желдортранс".

7. Продолжить практику подведения итогов выполнения Отраслевого соглашения на ассамблеях, форумах социального партнёрства, проводимых на железных дорогах, с участием дочерних организаций ОАО "РЖД", расположенных на данной территории, как основу для создания на уровне отрасли единой системы мониторинга и реальной оценки эффективности трудовых отношений и системы социального партнёрства.

8. Повышать уровень информационной открытости организаций в сфере социального партнёрства и достижения баланса интересов акционеров, работников, потребителей услуг.

9. Поддержать постановление Центрального совета ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России в части установления территориального принципа учёта пенсионеров-железнодорожников полигона железной дороги на уровне структурных подразделений, а также создания региональных и межрегиональных координационных Советов ветеранов.

10. Рассмотреть вопрос об установлении минимального социального пакета неработающего пенсионера, включающего право бесплатного проезда по личным надобностям и предоставление медицинской помощи в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО "РЖД" для всех ветеранов-пенсионеров, в том числе уволившихся из компании до момента создания дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" и их филиалов, и закрепить за работодателями обязанность планирования средств на эти цели.

11. Предложить НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" совместно с ОАО "РЖД" рассмотреть в срок до 01.07.2012 года:
o варианты построения корпоративной пенсионной системы в ДЗО на принципах дифференцированного подхода к различным группам работников;
o варианты обеспечения социальной защищённости работников ДЗО ОАО "РЖД", имеющих право на расчёт негосударственной пенсии по таблице, при продаже контрольного пакета акций этих ДЗО новым собственникам.

12. Проводить среди работников холдинга разъяснительную работу о необходимости последовательного перехода с 2014 года от предоставления социальных гарантий работникам железнодорожного транспорта, уволившимся на пенсию, к развитию страховых, накопительных и кредитных принципов на основе долевого софинансирования по социальным аспектам. В течение 2012 года выработать предложения в проект Отраслевого соглашения на 2014-2016 годы и заблаговременно информировать об этом работников.

13. В связи со сложившейся отрицательной для ОАО "РЖД" судебной практикой по искам работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предложить ОАО "РЖД" и Роспрофжелу рассмотреть возможность внесения изменений в пункт 7 распоряжения ОАО "РЖД" N 750р от 7 апреля 2011 года "О выполнении подпункта 4.2.4 коллективного договора открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на 2011-2013 годы".

14. Утвердить общее видение работы единого социального оператора:
передача непрофильных функций подразделений РЖД специализированной организации - Единому Социальному Оператору (ЕСО);
формирование "пула" операторов -поставщиков льгот, гарантий и компенсаций (далее - ЛГК) (НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ", ЗАО "СПА", ЖАСО, ЖАСО-Лайф, ВМК, БФ "Почёт") для обеспечения "шаговой" доступности предоставления социальных льгот и гарантий через точки обслуживания и агентов-представителей;
использование "Горячей линии" для информирования неработающих пенсионеров и переадресации на операторов-поставщиков ЛГК;
поэтапный переход на предоставление ЛГК в соответствии со страховыми, накопительными, кредитными и долевыми принципами после 2014 года;
определение целевой модели представления ЛГК неработающим пенсионерам, вышедшим на пенсию до 01.01.2014 года, по трём направлениям: НПО, ДМС, компенсация проезда в дальнем и пригородном сообщении.

15. В целях обеспечения ЛГК неработающих пенсионеров холдинга "РЖД" в период реформирования в объёме Отраслевого соглашения заблаговременно создать резерв будущих выплат за счёт использования части выручки от продажи акций дочерних обществ ОАО "РЖД".

16. Для проведения эффективной социальной политики холдинга "РЖД" в регионе железной дороги предусмотреть в структуре РЦКУ отделы социального развития, корпоративной жилищной политики, дирекций социальной сферы. Это позволит обеспечить дальнейшее внедрение современных инструментов и принципов предоставления социального пакета, направленных на формирование ответственности работников за результаты труда и своё будущее, послужит началом совершенствования системы предоставления льгот, гарантий и компенсаций работникам ОАО "РЖД" и членам их семей, а также неработающим пенсионерам холдинга "РЖД" (ЕСО).

17. В 2012 году запланировать запуск пилотного проекта внедрения ЕСО на Горьковской, Северной, Куйбышевской, Красноярской и Забайкальской, Октябрьской железных дорогах в течение 2012-2013 годов. Итоги данного проекта рассмотреть на следующей ассамблее социальной ответственности и партнёрства холдинга "РЖД".
В целях повышения лояльности персонала к компании, обеспечения её позитивного имиджа на рынке труда (в том числе регионального), равнодоступности к получению железнодорожниками социальных услуг в регионах железных дорог.

18. Подготовить предложения по включению в составы Региональных трёхсторонних комиссий представителей работодателя и профсоюза холдинга "РЖД" для отстаивания интересов отрасли в субъектах Российской Федерации.

19. Одобрить модель формирования регионального корпоративного заказа и единого регионального бюджета на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, пенсионеров и членов их семей, проведение культурно-массовых, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, детское оздоровление, проведение региональных молодёжных мероприятий, предложенную Октябрьской железной дорогой.

20. Поручить департаментам управления персоналом, социального развития, начальникам железных дорог в срок до 01.06.2012 года проработать вопрос распределения функций между железными дорогами и центральным аппаратом, предусмотрев роль и ответственность РЦКУ в качестве единого заказчика и интегратора социальных услуг ОАО "РЖД" в регионе железной дороги на: санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, пенсионеров и членов их семей, проведение культурно-массовых, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, детское оздоровление, проведение региональных молодёжных мероприятий.

21. В целях недопущения перекосов в предоставлении социальных услуг работникам подразделений ОАО "РЖД" на полигоне железной дороги предусмотреть систему квотирования социальных услуг с учётом численности работающих.

22. В целях эффективной реализации целевой программы "Молодёжь ОАО "РЖД" 2011-2015" в регионах железных дорог, укрепления горизонтальных связей между подразделениями холдинга "РЖД", развития корпоративной культуры, внедрения ценностей бренда компании считать целесообразным формирование единого бюджета в рамках РЦКУ для проведения региональных молодёжных мероприятий.

23. ЦЭУБ, ЦФ, ЦКАДР, ЦСР, ЦВП, начальникам дорог в срок до 01.07.2012 года проработать механизмы формирования и реализации регионального бюджета железной дороги - РЦКУ по корпоративному социальному заказу и молодёжной программе.
В целях совершенствования системы управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью на полигоне дороги обеспечить:

24. Для систематизации и учёта данных по вопросам охраны труда определить и утвердить основные информационные потоки между дирекциями, действующими на полигоне железной дороги.

25. На уровне ОАО "РЖД" рассмотреть вопрос изменения действующих блоков существующей системы ЕК АСУТР в соответствии с проводимыми в ОАО "РЖД" структурными преобразованиями при переходе на холдинговую систему управления.
С учётом объёмности получения необходимых данных рассмотреть возможность разработки информационно-справочной системы, призванной объединить в себе обработку информационных массивов, имеющихся в автоматизированных системах функциональности по направлениям деятельности службы охраны труда и промышленной безопасности.
Разработка данной системы позволит получать необходимую информацию в требуемом формате, не меняя алгоритмы и систему безопасности вышеуказанных систем.

26. На уровне ОАО "РЖД" разработать Порядок проведения аудита первой стороны.

27. Обеспечить участие представителей профсоюзной организации и уполномоченных по охране труда в проведении и оценке результатов аудита процессов системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО "РЖД".

28. В целях выполнения функций в сфере корпоративного управления территориальными подразделениями филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД", осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги, внести изменения в Положения о региональных комиссиях.

29. Для сохранения управляемости производственным процессом внести коррективы в существующую систему организации отраслевого производственного соревнования, адаптировав её к новой структуре холдинга, в том числе:
o организовать соревнование среди РЦКУ;
o организовать соревнование среди регионов РЦКУ (бывших НОДов);
o продолжить соревнование среди региональных дирекций и их подразделений на уровне отрасли.

30. Сохраняя традиции дорожного соревнования, организовать соревнование среди региональных представительств дирекции и структурных подразделений на полигоне РЦКУ.

31. При подготовке новых условий отраслевого соревнования в ОАО "РЖД" учесть предложения по изменению основных и учитываемых показателей отраслевого соревнования, выработанных на "круглом столе" в ходе проведения ассамблеи.

32. Для реализации корпоративной и технологической координации, направленной на повышение эффективности и безопасности деятельности полигонов железных дорог, формировать бюджет мотивации и развития начальника железной дороги (РЦКУ). В рамках данного бюджета формировать фонд, который будет распределяться между территориальными дирекциями - победителями соревнования на полигоне дороги - для мотивации своих работников.

33. Рассмотреть предложения по разработке и внедрению корпоративной символики производственного соревнования.
Вице-президент ОАО "РЖД"
Д.С. Шаханов
Председатель ППО ОАО "РЖД" Роспрофжела
Н.А. Никифоров


Прямая речь

Олег Дудкин, начальник департамента социального развития ОАО "РЖД":
- Это была первая в практике российских железных дорог Ассамблея корпоративной социальной ответственности и партнёрства. До сего времени в компании вопросы рассматривались с точки зрения двух сторон - работодателя и профсоюза.
Мы обсуждали исполнение коллективного договора, повышение трудовой дисциплины и т.д. Однако этот формат себя изживает. Дело в том, что и компания, и профсоюз заинтересованы в появлении третьей стороны в партнёрстве - государства. Это не абстрактное понятие, а конкретные институты, органы законодательной и исполнительной власти разного уровня.

Сегодня государство декларирует социальную ответственность, но с точки зрения реальных вещей мало что делается. Компания "Российские железные дороги" - самая социально ответственная в стране. У нас есть коллективный договор, объекты социальной инфраструктуры - детсады, детские железные дороги, пансионаты, спортивные сооружения, дома культуры. Эти объекты, которые мы содержим, обслуживают не только железнодорожников и их детей, но и остальное население. Ответственность несём мы, а от государства ничего не получаем. Например, налог на землю по детским лагерям такой же как по промышленным предприятиям или коммерческим объектам. Если мы социально ответственны, то вы - государство, субъект Федерации, муниципалитет - дайте нам налоговые преференции, льготные кредиты, "длинные" деньги, которые мы сможем использовать для модернизации и строительства новых объектов.

Поэтому мы отразили в пунктах резолюции ассамблеи, что эту работу нужно не просто декларировать, а начинать делать! То есть разрабатывать конкретные программы и инструменты. На ассамблее присутствовали представители субъектов Федерации. Могу сказать, что они нас уже слышат и готовы нас поддерживать. Однако, многое зависит не от региональных властей, а от федеральных органов. И мы начнём с ними активно взаимодействовать в данном направлении после того, как будет сформировано новое правительство, через разные площадки - РСПП, Общественную палату, Госдуму и непосредственно через кабинет министров.

Есть в резолюции и пункты, которые наверняка будут интересны каждому работнику холдинга. Они касаются окончательного решения о создании Единого социального оператора (ЕСО). Это необходимый инструмент для формирования технического корпоративного заказа от работодателя на выполнение коллективного договора. А для каждого конкретного работника ЕСО означает получение адресных персонифицированных услуг, которыми он сможет воспользоваться, обращаясь не в десять разных мест, а в одно.

Viperson

Газета "Гудок", Дата публикации: 2012-05-21
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован