02 декабря 2001
4334

Республика Татарстан. В Набережных Челнах состоялось учредительное собрание Союза кряшенской молодежи Татарстана.

1 декабря 2001 года в Набережных Челнах состоялось учредительное собрание Союза кряшенской молодежи Татарстана. Собравшиеся делегаты из разных районов республики учредили новую организацию, которая станет помощником Республиканского национально-культурному центру кряшен Татарстана. На собрании избран Советмолодежной организации, определены цели и задачи молодежного движения, утвержден Устав. Как сообщили "Regions.Ru" в оргкомитете Учредительного собрания Союза кряшенской молодежи РТ, среди уставных целей - содействие интеллектуальному, духовно-религиозному и культурному воспитанию кряшенской молодежи, участие в национальном движении, в формировании институтов гражданского общества и местном самоуправлении, создание учебно-методических и образовательных программ для кряшенских детей и молодежи.
Лидером Союза стал член исполкома Республиканского национально-культурного центра кряшен РТ Иван Кузьмин, сделавший доклад "Значение молодежного фактора в национально-культурном движении кряшен". Кузьмин указал на первостепенные проблемы, которые призвана решать кряшенская молодежь.
На учредительном собрании выступил председатель исполкома РНКЦ кряшен Татарстана Виталий Абрамов, напомнивший кряшенской молодежи насколько важна их роль вэпохальный период истории кряшен, когда самобытный тюркский этнос, исповедующийправославие, вновь обретает свободу и становится на путь самоопределения. Абрамов напомнил, что кряшены включены Институтом этнологии РАН и Госкомстатом в список народов, которые будут проходить отдельной строкой при переписи населения 2002 года. "Это большая ответственность, и ее должны разделить и молодые кряшены, - отметил председатель исполкома РНКЦ кряшен. Абрамов отметил, что руководство Татарстана после конференции 13 ноября 2001 года знает о проблемах кряшен, и готовит программу мероприятий, призванных решить социально-культурные и конфессиональные интересы кряшен. "Мы, как граждане Татарстана и России, надеемся на конструктивный диалог, - сказал докладчик.
Руководитель лаборатории малых этноконфессиональных групп ПГТИ Александр Журавский сделал доклад "Роль этнического и конфессионального факторов в формировании гражданского общества", отметив, что на современном этапе развития российской государственности и формирования в РФ гражданского общества права этноса должны реализовываться, прежде всего, через права личности. Этнокультурная стабильность, присущая Поволжскому региону, достигалась столетиями этноконфессионального общежития, и чья-либо этническая консолидация не должна ущемлять прав соседних народов. Это отвечает и исторической справедливости и нормам международного и российского права. Докладчик отметил, что такие авторитетные этнологи как С.Малов, С.Брук, П.Пучков, В.Тишков в разное время, но с однозначной решительностью подтверждали самобытность кряшен, как этноса. На "Карте народов Приволжского Федерального Округа", разработанной Институтом этнологии РАН по заказу ПФО, кряшены такжевыделены как самостоятельный народ.
На учредительном собрании выступили многие представители кряшенской молодежи, поделившиеся своими заботами и надеждами, высказавшие ряд предложений по организации молодежного движения и содержанию его деятельности.
Справка Regions.Ru: Кряшны (керэшен, крешены, кряшены) - тюркский этнос. Язык - кряшенский, исповедуют православие. Сами кряшены не любят, когда их называют крещеными татарами, поскольку считают, что отличаются от них происхождением иутверждают, что их предания не сохранили никаких следов мусульманского прошлого. Как сообщает историк Александр Журавский, до революции кряшен называли старокрещеными татарами в отличие от новокрещеных, обращенных в христианство преимущественно в XVIII веке не без помощи насильственных мероприятий правительства. 4 декабря 1925 года советская власть издала постановление, где разъяснялось, что кряшны - это татары, насильственно обращенные когда-то в православную веру. Однако, по словам настоятеля Казанского кряшенского прихода отца Павла, знакомство кряшен с православием произошло даже раньше, чем в Киевской Руси. Сейчас в Казанской епархии существует семь кряшенских приходов. Кряшены делятся по географическому признаку на несколько групп: казанскую, елабужскую, нагайбакскую и бакалинскую. Насчет происхождения кряшен в науке нет ни единого мнения. Их отождествляли и с казанскими татарами и с предками волжских булгар. Сами кряшены чаще склоняются к последнему мнению. Согласно антропологическим данным, оно не лишено основания. Так, большинство татар относятся к темному европеоидному (понтийскому) типу, а среди крешен наиболее широко представлен сублапаноидный, или уральский, тип. Именно его ныне покойный академик Валерий Павлович Алексеев связывал с добулгарским населением.

02.12.2001
http://www.regions.ru/news/672325/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован