02 июня 2005
2249

Режиссер Галина Волчек: `Нельзя идти вперед, глядя назад`

Сегодня вечером в Сочи, в отреставрированном Зимнем театре состоится торжественное открытие фестиваля `Кинотавр`. Возглавить фестивальное жюри согласилась известная актриса, художественный руководитель театра `Современник` Галина Волчек. Перед отъездом на фестиваль она дала интервью `Новым Известиям`.

- Галина Борисовна, бывали ли вы прежде на `Кинотавре`?

- Была один раз, в прошлом году, когда меня пригласил Георгий Данелия на 25-летний юбилей `Осеннего марафона`. У меня остались хорошие впечатления. Приглашали и раньше, но в это время у меня начинался или гастрольный сезон, или кратковременный отпуск.

- Что вам сказали руководители фестиваля, приглашая вас стать председателем жюри?

- Они говорили комплименты, которые было бы неловко повторять.

- Почему вы согласились?

- Для меня это новый опыт. Я никогда еще не участвовала в жюри кинофестиваля. Да и команда подобралась интересная: Елена Яковлева, Сергей Члиянц, Сергей Урсуляк, Ирина Рубанова, Роман Балаян, Сергей Астахов - люди разных кинематографических профессий, с разными взглядами, разных поколений - кроме, может быть, самого молодого.

- Каких правил вы намерены придерживаться при судействе?

- Правило одно - не быть ангажированной и руководствоваться не посторонними мотивами, а собственным мнением об увиденном. Это я говорю всегда, когда конфликтую с суждениями театральных критиков или решениями жюри театральных конкурсов. Я надеюсь, что наше жюри будет судить представленные фильмы по этим же принципам, по которым я как руководитель театра живу уже больше 30 лет.

- Фестиваль на самом берегу Черного моря, в начале курортного сезона - для многих отдых. И в море искупаться, и на солнце погреться, и кино посмотреть. А для вас?

- Конечно, работа! Сидеть по нескольку часов в день взаперти в темном зале, думать, взвешивать, обсуждать... Такое количество фильмов, какое мне нужно будет посмотреть за эти десять дней, я в обычном режиме смотрю за несколько лет.

- Может быть, вас потому и позвали возглавить судейскую коллегию, состоящую из кинематографистов, что вы по преимуществу человек театра, стоящий несколько в стороне от кинопроцесса?

- Кто бы мне показал, где эта сторона? Вышла я из киносреды - можно сказать, вобрала ее вместе с генами. В детстве видела Эйзенштейна, Ромма, Пудовкина, Савченко, Пырьева, Райзмана, Жарова. Тех, с кем общалась потом, когда работала в театре и снималась в кино, - не перечислить. Мой сын - кинорежиссер. Актеров `Современника` то и дело зовут сниматься в кино, и хотя я рада, что они так востребованы, у руководителя театра из-за этого масса проблем. Так что я в своем роде жертва кинопроцесса и по касательной знаю его со всех сторон...

- Чувствуете ли вы ответственность за будущее решение жюри?

- Я вообще ответственный человек. Даже слишком ответственный. Поэтому чувствую, и еще как. Хочется быть трезвым судьей. Хочется, чтобы фильмы, которые мы отметим наградами, были бы достойными в художественном отношении.

- Боитесь промахнуться - наградить слабый фильм, не наградить сильный?

- От ошибок никто не застрахован. Главное - вынести продуманное решение, не противоречащее совести.

- Марсель Пруст говорил, что при столкновении с новым произведением искусства невозможно руководствоваться старыми критериями, а новых еще нет. Поэтому из ряда вон выходящие вещи часто остаются непонятыми. Это касается и кино. Случается ведь, что жюри кинофестивалей оставляют без внимания то, что потом признается явлением в искусстве.

- Вы говорите о консерватизме мышления. Но я надеюсь, что моя позиция в театре не дает оснований упрекнуть меня в этом. Я с самого начала доверяла постановки в `Современнике` молодым режиссерам - Валерию Фокину, который тогда только закончил театральный вуз, Иосифу Рейхельгаузу и другим. Если я верю в человека, я иду на риск, даже в том случае, если мое решение вызывает опасения у людей, чьим мнением я дорожу. Если бы я была консервативна, то не открыла бы в театре `Другую сцену` и не дала бы согласия на постановку `Шинели`, `Голой пионерки` и `Полета черной ласточки`. В то же время я далека от мысли поддерживать новое только потому, что это ни на что не похоже. Я не понимаю ни тех, кто пытается идти вперед с головой, повернутой назад, ни тех, кто идет вперед, никогда не оборачиваясь.


СПРАВКА

Галина ВОЛЧЕК родилась 19 декабря 1933 года в Москве в семье кинорежиссера. В 16 лет, сдав экстерном школьные экзамены, поступила в Школу-студию МХАТ. В 1956 году вместе с Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым организовала Студию молодых актеров, которая позднее была преобразована в театр `Современник`. После ухода Ефремова в 1970 году во МХАТ стала главным режиссером `Современника`. На ее счету более 30 поставленных там спектаклей. В кино начала сниматься в 1957 году, дебютировав в фильме `Дон Кихот`, затем последовали другие роли, среди которых самая заметная в фильме `Осенний марафон`. Ее сын - Денис Евстигнеев - ныне известный кинорежиссер. Народная артистка СССР (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1967) за спектакль `Обыкновенная история`. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1976), `За заслуги перед Отечеством` IV степени (1996) и II степени (2003). В 1995-99 годах была депутатом Госдумы от партии НДР.

2 июня 2005 г.
ВИКТОР МАТИЗЕН, `Новые Известия`
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован