18 января 2002
134

РОБОТЫ И ИМПЕРИЯ



ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

____________________________________________________________

Айзек Азимов. Роботы и Империя. / Пер. с англ. А.Абдураимо-
ва и О.Максименко; Худ. Г.Ябкевич.-- Петродворец: Петербург,
1992.-- ISВN нет.-- 352 с.; 10 т.э.; ТП+С; 84х108/32.
_____________________________________________________________

Гарри Гаррисон. Запад Эдема. / Пер. с англ.; Худ. Г.Метчен-
ко.-- Екатеринбург: Виктори; Джаконда, 1992.-- ISВN
5-8791-4001-6.-- 400 с., ил.; 200 т.э.; ТП; 84х108/32.
____________________________________________________________

Абордажная команда российских издателей с гиканьем и воп-
лями смела с палубы лайнера `Айзек Азимов` и крейсера `Гар-
ри Гаррисон` все надстройки, похватала все, что лежало на
виду, и скрылась в пучине экономических потрясений. Запоз-
давшие боцманские свистки, с бодуна похожие на полицейские,
отскочили от разошедшихся по океанской глади кругов. Эскад-
ра наращивала броню и шевелила куцыми пушками. Классики за-
пирали сейфы. Пиратские паруса прощально махули им из-за ли-
нии горизонта и пропали в дымке безвестности.
...Добычу, взятую в тот день, вынесло торговым прибоем на
лотки петербуржских спекулянтов в марте 92-го. `Роботы и
Империя, выпущенный десятиты-
сячным тиражом `в просветительских целях` (как указано в вы-
ходных данных), почти не попадался, зато `Запад Эдема`
рухнул на читателя `стремительным
домкратом`. Издания эти -- родные дети ФЛП по качеству пере-
вода: и то, и другое читать без адских мук могут только
весьма и весьма нетребовательные фэны; меня, например, прос-
то измяло желание начать редактировать текст сразу по ходу
дела (тем более, что язык обоих романов чрезвычайно прост).
Кроме того, как мне показалось, из текста Гаррисона с мясом
вырывались целые куски -- ближе к финалу романа возникают
странные лакуны в сюжете и диалогах. О том, что из романа
вылетели весьма занятные приложения и изгажены до неузнавае-
мости отличные иллюстрации, не стоит и упоминать.
`Запад Эдема` я считаю вершиной творчества Гаррисона за
все последнее десятилетие. Это `альтернативная история` с
`развилкой` в доисторические времена: по авторскому произво-
лу, динозавры своевременно не вымерли и развились в весьма и
весьма разумных тварей. Твари заселили Африку и Средиземно-
морье и, подгоняемые наступающими с севера льдами, перенес-
ли экспансию на американский континент, где внезапно стол-
кнулись с первобытным человеком. Конфликт между двумя циви-
лизациями и составляет сюжетную основу романа.
Цивилизация ийлан (динозавров) описана весьма подробно.
Не зная огня, ийлане развили биотехнологию, выведя генети-
ческими манипуляциями животное-микроскоп, животное-лодку,
животное-плащ и другие предметы быта и орудия производства.
Социальное устройство ийлан не является чем-то абсолютно но-
вым в НФ -- это нормальный рациональный тоталитаризм. Ийла-
не отягощены, кроме всего прочего, половым и видовым шови-
низмом (у них бронебойный матриархат, самцы не могут даже
думать о каком-то равноправии; за иными видами животных --
равно как и за hоmо sарiеns -- право на разум не
признается). Проявления свободомыслия Гаррисон показывает с
сочувствием, но как-то непоследовательно: чувствуется, что
ему, собственно, не до того. Его увлекает сюжет.
Сюжет же действительно хорош, хорош хотя бы своей хрус-
тальной простотой. Приключения главного героя, взятого ийла-
нами в плен еще мальчиком, а после побега ставшего вождем
сопротивления экспансии динозавров, незамысловаты, но убеди-
тельны. В оригинале главы романа иллюстрировались изображе-
ниями зверья, упоминаемого в тексте, что придавало повество-
ванию вещественность, объемность. Естественно, в русском из-
дании ничего подобного нет. Как результат, роман приобре-
тает вид бронзового Аполлона, побывавшего под штамповочным
прессом: нечто с дыркой. Предлагаю екатеринбургским издате-
лям переквалифицироваться в кастраторов: нужные навыки у них
явно в избытке.
`Роботы и Империя` Азимова сюжетно расположен как раз
посредине между циклом об Илайдже Бейли и сагой об Основа-
нии. Роман насыщен отсылками к `Стальным пещерам`, `Обнажен-
ному солнцу` и не издававшейся еще у нас третьей серии `Ро-
боты Утренней Зари` (хотя, по-видимому, в ближайшее время и
за этим дело не станет). Кажется, по цикловой хронологии это
первый роман, где поминаются психоистория,-- изобретенная,
как выясняется, не Хари Селдоном, а вовсе даже роботом-теле-
патом Жискаром (впервые вплыл в сюжет в `Роботах Утренней
Зари`) тысяч эдак на десять лет раньше,-- и будущая Галакти-
ческая Империя.
То, что `Роботы Утренней Зари` не выходили на русском,
создает некоторые неудобства при чтении `Роботов и Империи`
-- впрочем, не фатальные. Сам по себе роман о последней (?)
попытке космонитов покончить с экспансией землян в космосе
весьма и весьма занятен. Заговор профессора Амадейро с пла-
неты Аврора -- эдакий злодейский робототехник -- читателю
демонстрируется с удивительным мастерством. То, что заговор
есть, Азимов не скрывает. Суть же его определить из всего
предыдущего сюжета совершенно невозможно. Азимов играет с
читателем в кошки-мышки до последнего и, объяснив в финале
все и вся, делает последний сюжетный кульбит -- не то, что-
бы абсолютно внезапный, но довольно изящный. Кроме того, в
качестве головоломки для интеллектуалов остается неразгадан-
ной тайна планеты Солярия, покинутой населением в явно про-
вокационных целях -- дабы у Р.Дэниела Оливо и читателя не
замерзли мозги.
Остается добавить, что для пиратствующих издателей насту-
пают трудные времена -- вошел в строй российский Закон об
авторском праве, да и западные литагенты, весьма щепе-
тильные в юридических вопросах, все активнее начинают прони-
кать на наш уродливый книжный рынок. Впрочем, пиратов пока
что не становится меньше.
Сергей БЕРЕЖНОЙ
`Интеркомъ` #4 (1993)

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован