16 июня 2008
2560

Родина-мать приглашает

Оценивая риски, турист может отказаться от поездки за границу по шестнадцати причинам, а от отпуска на родине - только по одной. Зарубежный отдых, как выяснили в австралийском Университете Воллонгонга, пугает людей риском стать жертвой террористов, нарваться на плохую погоду или негативное отношение иностранцев, даже нанести своим путешествием ущерб окружающей среде. Но больше всего австралийские респонденты боялись чем-нибудь заразиться, заболеть. Владимир Жириновский, выступавший на прошлой неделе на Круглом столе ЛДПР по проблемам российского туризма, рассуждал как типичный австралиец. "Мы с вами должны отдыхать, жить только в умеренной зоне. Летом плюс 25, зимой минус 5-7. Когда мы делаем резкие рывки - Сейшелы, Дубаи, - две недели отдохнул, полгода жизни сократил" - лидер ЛДПР объяснял, что для русских - Россия.

Впрочем, единственная причина, по которой австралийцы все же готовы выехать на заморский курорт - отдых на родине "может оказаться напрасной тратой времени". У россиян таких причин много. Главная из них - "дорого и безвкусно": путевка в Сочи уже стоит столько же, сколько в Турцию. А то и дороже: сутки в четырехзвездочном сочинском "Парк-Отеле" обойдутся почти в 300$ за стандартный номер. 2 недели - уже больше $4000. Конечно, можно найти дешевле - и куда хуже. "Мы отдаем себе отчет в том, что наш уровень сервиса сильно отстает от европейского, - говорит руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Юрий Пожидаев. - Необходимо исправлять ситуацию".Благосостояние россиян растет, а объем внутреннего туризма - нет. Совокупная выручка отрасли за последние три года выросла менее чем на 5%. А это в 5 раз ниже инфляции - спрос столкнулся с запредельными ценами и увеличиваться дальше отказывается. "В том виде, в котором он сейчас существует, внутренний туризм расти не будет", - вздыхает Пожидаев. Действительно, некуда: банально не хватает рекреационных объектов.

Несмотря на то, что в этом году на родине отдохнут около 31 млн россиян (в три раза больше, чем поедет за границу), потратят они даже меньше, чем их "выездные" соотечественники (примерно 465 млрд руб. против $20 млрд). Организованно, по путевкам, едут только около 5 млн, говорит Пожидаев. Остальные - дикари, очень многие снимают комнаты за несколько сотен рублей в день.

Платежеспособные россияне едут за границу. Чем привлечь такого клиента в России? "Поеду отдыхать у нас, только если стану невыездной", - говорит москвичка Елена Саяпина, работающая в консалтинговой компании. Это, кстати, одна из причин, по которой многие проводят отпуск на родине - по данным ФМС, в стране сейчас 20 млн действующих загранпаспортов - это около 15% населения.

У Саяпиной загранпаспорт есть. Она родилась и выросла в Краснодарском крае, но туда ее больше не тянет: "В Египте мне постоянно помогают с коляской, очень доброжелательно относятся к детям. А в Туапсе говорят - понаехали тут с детьми, лучше бы дома сидели. У нас из-за вас цены атомные". Доброжелательным сервис, по мнению чиновников, не сделает и программа развития туристического образования, разработанная в Ростуризме. Юрий Пожидаев уверен: надо привлекать иностранных консультантов. Но куда, если нет инфраструктуры? И, кстати, какой она должна быть?

Как обещают власти, наглядный ответ на этот вопрос мы получим в 2012 г., когда в рамках госпрограммы в разных регионах страны появятся семь туристических зон - гигантских "парков отдыха", которые, по идее, должны не только обслуживать сотни тысяч туристов, но и привлекать мощные туристические потоки в сами регионы. "Уже этим летом по всем зонам завершатся проектные работы, а до конца года мы зарегистрируем резидентов", - говорит Newsweek замруководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Дмитрий Федоткин. "Резиденты" - представители бизнеса, которым государство, в обмен на инвестиции, обещает льготные условия. Идея не нова - так развивался внутренний туризм и в США, и в Европе. Россия примеряет на себя этот опыт с опозданием на полвека.

ПУТЕМ ДИСНЕЙЛЕНДА

В апреле этого года правительство Виктора Зубкова отправило на доработку концепцию развития туризма в России. Но в целом программа была одобрена; ее основной смысл в том, что туристические потоки устремляются в "специализированные центры с избытком развлечений". В мире такие центры строят уже больше 50 лет. Самый известный, конечно, Диснейленд, но это далеко не единственный вариант. В США, например, действует более 40 тематических парков. Есть они и во многих европейских странах: например, Юголенд, где в масштабах мини-города воссозданы реалии Югославии при Тито, считается одной из балканских достопримечательностей. Другой пример суперуспешного парка - Дракулаленд в Румынии.

Генетически все они выросли из средневековых карнавалов и ярмарок: просто в какой-то момент некие предприимчивые граждане решили перевести ярмарку в круглогодичный режим. Считается, что впервые эта идея была реализована в Дании, где тематический парк был открыт еще в 1583 г. Датой рождения современных тематических парков следует считать, видимо, 1955 год, когда в Калифорнии открылся первый Диснейленд.

"Мультяшный формат" сегодня несколько устарел, говорит американец Стив Бейкер, независимый консультант в области leisure (развлечения, досуг), более 40 лет проработавший в этой индустрии. Люди предпочитают более активный отдых, чем тот, что предлагается классическими тематическими парками. Сейчас в моде спортивные парки. Крытый горнолыжный курорт - самая популярная концепция, на втором месте гольф. Помимо горных лыж или гольфа эти курорты предлагают своим клиентам целый ряд всевозможных развлечений. Несмотря на спортивную специализацию, именно такие парки становятся местом семейного отдыха, утверждает Бейкер.

Поначалу практически любой подобный парк привлекает жителей ближайших крупных городов и загружен главным образом по выходным. Затем - если все идет нормально - он привлекает все больший поток, расширяет географию туристов, и загрузка начинает равномерно распределяться по всем дням недели. В итоге популярным туристическим направлением становится сам регион, где расположен парк. Классическим примером такого превращения можно считать Орландо. До 70-х годов центральная Флорида была практически не интересна туристам: они ездили главным образом на побережья, а в центральной части штата было всего 10 000 гостиничных номеров. В 1971 г. в Орландо открылся DisneyWorld, а вслед за ним еще 4 тематических парка - и вскоре гостиничный фонд вырос до 120 000 номеров.

ПАРКИ РУССКОГО ПЕРИОДА

Если туристический рынок в России просто недоразвит, говорит Бейкер, то развлекательных парков нет и в помине. Строительство их, как обещает Федоткин из РосОЭЗ, закончится уже через четыре года, а крупнейший, "Новая Анапа", расположится в Краснодарском крае, на который приходится половина внутреннего туристического потока России, около 15 млн человек. Коньком "Новой Анапы" станет гольф, причем концепция парка рассчитана вовсе не на миллионеров: подобные парки по всему миру подчеркнуто демократичны. Например, ежедневные расходы туриста в Dubai Ski (крытый горнолыжный курорт в ОАЭ) составляют около $80. Это, правда, не считая трат на проживание и шопинг. Если и в "Новой Анапе" поиграть в гольф удастся за 2000 руб. в день, это будет вполне конкурентное предложение.

Проект крупнейшего из парков - пока не самый проработанный. Куда больше ясности с алтайской зоной, которая будет специализироваться на экологическом и оздоровительном туризме. Уже найдены первые два резидента - группа "Алемар" строит на Алтае экокурорт "Манжерок" стоимостью в 10 млрд руб. Парк займет площадь в 900 га, и туда будет запрещен въезд автомобилей. В экозоне построят сноуборд-парк, трассы для горных, беговых лыж, сафари парк, банный комплекс, аквапарк и т. д. Похожий, но не столь масштабный проект экопарка на Алтае реализует "Интурист". В пойме реки Майма будет создано искусственное озеро с водной гладью порядка 4 га, а на горных склонах построят горнолыжные подъемники со всей современной инфраструктурой.

Аналогичные парки будут возведены и в других зонах. "На Байкале это будет круи
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован