01 декабря 2008
2645

Родион Левочка: драйвером `Ростелекома` станут интернет-услуги

Демонополизация рынка дальней связи заставила "Ростелеком" диверсифицировать свой бизнес и пересмотреть тарифную политику. Компания активно выходит на новые рынки, развивает интернет-сервисы, расширяет предложение традиционных услуг и разрабатывает пакеты нишевых сервисов для отдельных сегментов целевой аудитории. Стратегическая задача "Ростелекома" на ближайшие 5 лет - трансформация в универсального оператора, оказывающего широкий комплекс телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг розничным потребителям, корпоративным клиентам и операторам. О том, какие усилия для этого предпринимает бывший монополист дальней связи, в интервью CNews рассказал Родион Левочка, директор департамента продуктов и маркетинга компании "Ростелеком".

CNews: Насколько устойчив спрос на междугородную связь? Существуют ли возможности для дальнейшего снижения тарифов?

Родион Левочка: Конечно же, спрос существует, несмотря на то, что сегодня позвонить в другой город можно не только с домашнего телефона, но и с мобильного, и даже через интернет, существуют непрямые аналоги в виде e-mail и т.д. При всем этом сохраняется рост потребления традиционных услуг "межгорода". Причем увеличивается как объем рынка, так и показатель MOU - количества минут, которое средний пользователь "выговаривает" за месяц. В среднем по стране показатель MOU составляет сегодня 28 минут, а к 2013 году, по прогнозам, увеличится до 36 минут.

Возможность дальнейшего снижения тарифов, естественно, существует. Вопрос в целесообразности этого, и в том, как это правильно делать.


Родион Левочка: Сохраняется рост потребления традиционных услуг "межгорода"

Операторы, работающие на массовом рынке и активно оперирующие тарифами - например сотовые компании, практикуют нишевые тарифные планы. То есть предлагаются некие спецусловия на отдельные направления, что субсидируется за счет других направлений, на которые цены повышаются или остаются на прежнем уровне. У нас же как у регулируемого оператора есть ряд ограничений, связанных с введением новых тарифов, в результате, не имея возможности повышения цен на отдельные направления, мы вынуждены более сдержанно подходить к их снижению на целевые услуги. Несмотря на это, в дальнейшем мы планируем придерживаться именно такой тарифной политики: будем предлагать нашим абонентам нишевые тарифные планы со специальными условиями для отдельного сегмента пользователей, но при этом не будем веерно снижать тарифы и развязывать ценовые войны. Примечательно, что аналогичным образом уже начинают действовать наши конкуренты.

CNews: Какие меры компания планирует предпринять для поддержания и повышения уровня прибыли? Предполагаете ли вы развивать интернет-услуги?

Родион Левочка: В настоящее время компания активно реализует политику диверсификации бизнеса. Мы выходим на новые рынки, еще в 2007 году начали активно работать в секторе передачи данных. "Ростелеком" буквально за 2 года стал одним из доминирующих игроков на рынке магистрального интернета. Если в конце 2006 - начале 2007 года наша доля в этом сегменте была менее 1%, то по результатам 2007 года мы заняли 10% рынка, а по итогам 2008-го будет превышен 20-процентный порог. Согласитесь, достаточно стремительный рост, если учесть, что уровень конкуренции в этом сегменте достаточно высокий. При этом во второй половине 2008 года "Ростелеком" увеличил до 100% свой пакет акций в другом магистральном интернет-провайдере - компании РТКомм.ру.

CNews: На каких клиентов "Ростелеком" ориентируется в первую очередь?

Родион Левочка: Помимо традиционных для нашей компании сегментов межоператорских услуг, а также услуг дальней связи для конечных пользователей, мы делаем ставку на сектор корпоративных клиентов федерального масштаба, потому что в нем наши конкурентные преимущества наиболее очевидны. Ключевой продукт, который мы на этом рынке продвигаем, - организация частных корпоративных виртуальных сетей (VPN). "Ростелеком" строит их уже более 2 лет, сегодня к нашей мультисервисной сети подключено несколько тысяч клиентских объектов по всей стране, и их число ежемесячно увеличивается. При этом мы стремимся уйти от предложения исключительно традиционных, транспортных, услуг. Формируя продуктовое предложение по созданию частных виртуальных сетей, мы ориентируемся на создание широкого спектра наложенных услуг, формирующих добавленную стоимость базового VPN-сервиса.


Родион Левочка: Операторы, работающие на массовом рынке и активно оперирующие тарифами, практикуют нишевые тарифные планы

Например, при организации распределенной корпоративной голосовой сети короткая нумерация, которая действует внутри центрального офиса, может быть распространена и на подразделения, расположенные в других городах и даже странах. А для сотрудников, которые вынуждены работать вне офиса, существует возможность, подключившись к корпоративной сети, не только получить доступ к электронной почте и всем информационным системам, но также подключить свой IP-телефон к корпоративной голосовой сети и принимать все звонки, как будто они находятся на рабочих местах в офисе. Дополнительно к этому внутри частной корпоративной сети мы можем организовать видеоконференцсвязь - как в режиме видеомостов, когда заказчики собираются в наших профессиональных студиях и проводят большие заседания, так и в рабочем режиме, когда у руководителя на столе стоит видеотерминал, через который он в любой момент может связаться с подчиненными в любом из своих региональных офисов. Это значит, что наши корпоративные клиенты имеют возможность существенно сэкономить как на командировках своих менеджеров, так и на аренде офисов - сотрудники могут работать удаленно, не испытывая никаких неудобств и не нарушая сложившихся бизнес-процессов.

CNews: Какую долю оборота и прибыли сейчас составляют доходы от предоставления интернет-услуг корпоративным клиентам?

Родион Левочка: Доля этих услуг в нашем доходе составит в 2008 году всего 0,4%, но к 2013 году она должна увеличиться до 5,8%. Доля VPN в текущем году такая же, мы ожидаем, что она возрастет к 2013 году до 6,1%. В абсолютных цифрах речь идет о 500 млн. и 12 млрд руб. соответственно.

CNews: Какие интернет-услуги сейчас наиболее востребованы на рынке?

Родион Левочка:Как ни странно - обычные услуги доступа. Но доступа высокоскоростного, широкополосного. Тому есть две причины. Если мы говорим о населении, то надо принять во внимание, что наша страна находится на одном из ведущих мест в мире по количеству интернет-пользователей, но при этом ближе к концу рейтинга по проникновению широкополосного доступа. То есть пользователей много, а качественного доступа мало. Вторая причина - тенденция к самостоятельному созданию контента пользователем: об этом говорит концепция web 2.0. Потребителю важно получить качественный доступ - дальше он сам организует себе потребление интересующих его услуг, в том числе и бесплатных. Корпоративных клиентов тоже прежде всего интересует качественный доступ, потому что в бизнес-целях интернет используется в основном для обмена информацией, а здесь на первое место выходит скорость передачи данных и надежность сервиса.

CNews: Рынок интернет-сервисов - крайне конкурентный. Как вы планируете закрепиться на нем?

Родион Левочка: Мы идем на этот рынок по всем возможным сегментам. "Ростелеком" уже зарекомендовал себя значимым игроком на рынке магистрального интернета - это предоставление услуг доступа другим операторам, которые, в свою очередь, работают с конечным пользователем. В этом сегменте мы будем ориентироваться на создание специальных предложений, как тарифных, так и сервисных. Например, провайдеры домовых сетей имеют пиковую нагрузку в ночное время, а у нас по ночам - снижение нагрузки. Поэтому мы предлагаем таким операторам тарифные планы с дифференциацией стоимости по времени суток. При этом мы готовы предлагать нашим клиентам-операторам возможность обмениваться трафиком только с каким-то сегментированным набором партнеров. Основной генератор контента во всем мире - сами пользователи, и для обмена видео, фотографиями, звуковыми файлами им требуются максимально короткие маршруты трафика. Наша сеть позволяет создать такие условия.

Демонополизация рынка дальней связи заставила "Ростелеком" диверсифицировать свой бизнес и пересмотреть тарифную политику. Компания активно выходит на новые рынки, развивает интернет-сервисы, расширяет предложение традиционных услуг и разрабатывает пакеты нишевых сервисов для отдельных сегментов целевой аудитории. Стратегическая задача "Ростелекома" на ближайшие 5 лет - трансформация в универсального оператора, оказывающего широкий комплекс телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг розничным потребителям, корпоративным клиентам и операторам. О том, какие усилия для этого предпринимает бывший монополист дальней связи, в интервью CNews рассказал Родион Левочка, директор департамента продуктов и маркетинга компании "Ростелеком".

Страницы: предыдущая 1 2

Кроме того, "Ростелеком" планирует выйти на массовый рынок широкополосного доступа в интернет в 35 крупнейших городах страны. Мы будем делать акцент на доступных высокоскоростных безлимитных тарифах. Плюс ко всему мы рассматриваем различные варианты конвергенции технологий и территорий доступа. Например, наш абонент, находясь дома, сможет выйти в интернет по высокоскоростному проводному подключению, а когда этот же человек будет находиться вне дома - по беспроводному Wi-Fi или WiMax подключению, и все это с использованием единого лицевого счета. И, конечно же, мы будем предлагать пакеты услуг ШПД + межгород.

CNews: Планируете ли вы предоставление уникальных сервисов, способных привлечь корпоративных клиентов?

Родион Левочка: Придумать уникальный сервис, который был бы интересен всем без исключения корпоративным клиентам, очень сложно. Мы ориентируемся на предложение уникальных нишевых сервисов, ориентированных на отдельный сегмент корпоративных клиентов. Например, оказывается, что самую большую долю в мировом контенте занимают рентгеновские снимки. Значит, можно сделать специальный сервис для медицинских учреждений, который позволит оцифровывать, хранить, архивировать эти снимки. Но, естественно, такого рода программы должны создаваться при участии государства - и не только финансовом, но, прежде всего, идеологическом. И шаги к этому уже делаются: о необходимости повышения уровня информатизации и широкого внедрения инфокоммуникационных технологий в государственных институтах неоднократно говорил президент России.


Родион Левочка: Придумать уникальный сервис, который был бы интересен всем без исключения корпоративным клиентам, очень сложно

Кстати, сейчас мы работаем над обеспечением видеосвязью российских судов, в разработке находится совместный с Федеральной службой исполнения наказаний проект - сервис видеосвиданий для заключенных. Достаточно уникальная идея, не правда ли? Хотя по сути это тот же IP VPN, "поверх" которого организована видеоконференцсвязь.

CNews: Какое внимание уделяется строительству ЦОДов?

Родион Левочка: Четыре центра обработки данных мы уже запустили - в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Мы первыми пришли с этим в регионы. Хотя некоторые операторы и заявляли о наличии таких центров, их площадки не отвечали принятым в мире требованиям к надежности, качеству сервисов. Мы строим ЦОДы с высоким уровнем защиты данных, с пакетами услуг по обеспечению непрерывности бизнеса. У нас также есть совместная с РосНИИРОС программа по организации точек обмена локальным интернет-трафиком - благодаря таким площадкам местные операторы и контент-провайдеры, обслуживающиеся в наших ЦОДах, могут улучшить качество и скорость обмена информацией между пользователями своего региона.

CNews: Не планируется ли снижение спроса на услугу "Бесплатный вызов" 8-800?

Родион Левочка: Ситуация неоднозначная. Снижение деловой активности, связанное с мировым кризисом, конечно, сказывается на объемах трафика на номера 8-800. Однако, стоит отметить, что на сегодняшний день основные потребители этой услуги - крупные международные или федеральные корпорации, предприятия банковского сектора. Рынок достаточно большой, но ограниченный. В начале 2008 года мы разработали программу продвижения услуги "Бесплатный вызов" в секторе среднего и даже малого бизнеса. Естественно, масштабы потребления каждым отдельным клиентом этого сегмента намного меньше, но и количество потенциальных клиентов здесь в разы больше. Благодаря этим мерам наш бизнес в данном продуктовом секторе стал существенно более стабильным.


Родион Левочка: Рынок интеллектуальных сервисов будет продолжать расти

Кроме того, в следующем году мы планируем адаптировать эту услугу даже для физических лиц. Пользователь сможет, зайдя на наш сайт, выбрать себе красивый номер, оплатить услугу, установить или изменить параметры переадресации на мобильный или домашний номер, голосовой почты и т.д. Причем эти параметры можно будет регулировать в зависимости от времени суток или любого другого условия. Также можно будет установить максимальный лимит бюджета на месяц - в случае исчерпания лимита предоставление услуги приостановится. По нашим прогнозам, несмотря ни на что рынок интеллектуальных сервисов будет продолжать расти. По итогам 2008 года его объем (сюда, помимо "Бесплатного вызова" 8-800, входят также услуги "Телеголосование" 8-803 и сервисы за добавленную стоимость 8-809 и т.п.) составит, по нашим ожиданиям, 2,7 млрд руб. А к 2013 году он вырастет до 7,8 млрд руб.

CNews: Планируете ли вы расширение магистральной сети, увеличение скорости передачи данных?

Родион Левочка: Мы постоянно расширяем и модернизируем нашу магистральную сеть, потому что объемы информации, которые в нее поступают, превосходят все прогнозы. За 2008 год объемы передаваемых данных увеличились в 9 раз. Поэтому до 2013 года запланировано поэтапное расширение нашей магистрали, которое призвано обеспечить те коммерческие цели и задачи на рынке передачи данных, которые мы сформулировали в нашей стратегии. Это достаточно амбициозный проект. Думаю, если мы его выполним, у нас будет одна из крупнейших континентальных сетей.

CNews: В чем заключается новая стратегия компании?

Родион Левочка: Наша стратегическая задача на ближайшие 5 лет - трансформация в лидирующего универсального оператора, оказывающего широкий комплекс телекоммуникационных и инфокоммуникационных услуг розничным потребителям, корпоративным клиентам и операторам на уровне международных стандартов на всей территории РФ и за ее пределами.

http://pda.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/12/01/329724_2
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован