28 апреля 2003
1569

Россия должна и может дать устойчивый ежегодный рост ВВП не менее 15% в текущем десятилетии (вариант статьи А.Подберезкина в газету `Красная звезда)

Когда обсуждается вопрос о возможности быстрого роста ВВП, подразумеваются, как правило, исключительно экономические способы, или, точнее, набор мероприятий, позволяющих увеличить рост ВВП. На самом деле это не так. Важно изначально поставить политическую задачу, но не только перед правительством, а перед всем обществом (в свое время этот метод искусно применялся КПСС). Поставить задачу и проявить волю. Прежде всего президенту, который и сформулировал такую задачу перед Правительством. Помните лозунг: "Пятилетку в 4 года!".

А основания для того, чтобы поставить такую задачу, у президента, безусловно, есть. Напомню, что по показателю ВВП на душу населения, Россия отстает от ведущих государств мира в 4,5-5 раз (от Германии и Фракции в No.5 раза, а от США - в 5 раз!) и уступает Мексике и Бразилии! По другому показателю - ВВП государств (в стоимостном выражении) - Россия уступает США - более, чем в 8 раз, Китаю - почти в 4 раза, но она уступает и Италии, и Бразилии, не говоря уже о Японии, Индии, Германии и другим странам. Для того, чтобы перейти в группу развитых государств мира России необходимо, как минимум, в пять раз увеличить ВВП на душу населения за очень короткие сроки: надо понимать, что это время другие развитые государства терять не будут - рост их ВВП в это время отнюдь не остановится! Когда речь идет об экономическом росте в разу, т.е. на 100, 200, 500% - это может быть только скачок. Экстраполяция нынешних темпов роста ВВП (4-5 - даже 7%) на будущее не оставляет России шанса даже удержаться в числе стран с развитой экономикой.

Иными словами, проблема отставания, безусловно, есть. Но изначально должна быть идея, сформулированная в конкретную политическую задачу определенными силами в обществе, которые смогут мобилизовать имеющиеся у государства и нации возможности и ресурсы для решения поставленной задачи.

При этом, на мой взгляд, принципиально важно провести инвентаризацию всех возможностей общества - материальных и нематериальных. Но, все-таки, изначально важно, повторяю, сформулировать цель, ее обосновать, проявить политическую волю, сделать целью работы всего общества, всей экономики, а не только правительства. Оговорюсь, что как и 10-15 лет назад, рассчитывать на решение вопроса с помощью западных инвестиций - вредная иллюзия, которой некоторые еще не придерживаются. Во-первых, даже те небольшие спекулятивные инвестиции (до 4.0 млрд. долл. в квартал), которые попадают в Россию, не влияют на рост экономики (а, иногда, мешают). А, во-вторых, масштабные инвестиции могут быть очень и очень не скоро. Так, что рассчитывать надо только на себя.

Итак, о цели. Задача простого роста ВВП не может "воодушевить" ни правительство (ему необходимо резко активизироваться, делать "лишнюю" работу), ни общество - бизнес, бюджетников, интеллигенция и т.д., - потому что не отвечает на вопрос "зачем это нужно". Хотя при внимательном рассмотрении оказывается, что это нужно всем, а, в особенности, тем, кто связывает свою судьбу, работу, бизнес с экономическим ростом России.

Необходимость "рывка" объективно обязательна для России, ибо если ситуация с темпами роста ВВП сохранится, то России просто придется смириться со своей ролью второстепенной (в политическом, экономическом и социальном плане) державы. Выбор - исторический, даже цивилизационный, а не просто экономический. Поэтому сторонники "рывка" это та часть нации, которая не хочет видеть ее в числе мировых аутсайдеров, не хочет смириться со второстепенной ролью. Понятно, что чем больше таких сторонников, тем больше тех, кто хочет думать и делать все возможное для реализации этой цели. Иными словами, необходима "партия рывка" в российской элите - неформальное объединение сторонников быстрого роста экономики в политике, бизнесе, прессе и т.д.

Я, например, настаивал на идее "рывка" много лет, в т.ч. и в 1999 году, когда началось обсуждение стратегии будущего президента и правительства на заседаниях, например, центра Г.О.Грефа. Но, повторюсь, идея "рывка" это не только "экономическая" идея, это и широкий набор мер неэкономического характера. Попробую кратко их охарактеризовать:

- Идеологические меры. Речь идет не только о пропаганде (хотя и о ней тоже), а о комплексе мероприятий, мобилизующих все общество, включая и оппозицию, на реализацию этой цели. Нужны "приводные ремни", которые сейчас отсутствуют. Эти мероприятия имеют конкретный экономический эффект, в т.ч. и выражающийся в росте ВВП. В условиях поддержки этой идеи обществом оппозиция не дестабилизирует политическую ситуацию, что серьезно сказывается на экономике. Например, простая отставка правительства, как минимум, на 3-4 месяца нарушает работу всего управленческого аппарата. Забастовки - немедленно сказываются на промышленном росте. Но и любые негативные оценки - особенно политиками - немедленно отражаются на экономической жизни.

Примером такой мобилизации общества, может стать работа, в первую очередь, партий и общественных организаций. Например, Социалистическая единая партия России (Духовное наследие), или СЕПР(ДН) в своих программных документах, ежедневной работе всячески проводит эту идею. Те наши кандидаты, которые будут участвовать в выборах губернатора Красноярского края, мэра Нижнего Новгорода, депутатов Законодательных собраний С-Пебербурга и Краснодарского края (крупнейших экономических регионов страны) будут в своих программах вскоре отстаивать именно эту идею. Соответственно, если они в сентябре 2002 года победят, то они ее будут и реализовывать. И, наоборот. Если победят противники идеи "скачка", то - по понятным причинам - в этих регионах эти экономические программы реализовываться не будут. Их просто некому будет реализовывать. Надо помнить, что люди, их способности, воля, знания и возможности, - главный фактор роста ВВП. Об этом часто забывают.

Другой аспект этой проблемы - государственные расходы, прежде всего на управление, которые слишком высоки для России. Напомню, что в первые послевоенные годы шведский премьер приезжал на работу на общественном транспорте. У нас же в распоряжении чиновников десятки тысяч автомашин. Но каждая машина это не только стоимость автотранспорта, но и стоимость обслуживания, бензина, зарплата водителя и т.д. Также, как и кабинеты чиновников и пр. расходы государства. На мой взгляд, можно и нужно немедленно начинать программу оптимизации государственных расходов на управление с тем, чтобы освобождающиеся средства целевым способом направлять на развитие образования, науки, культуры, т.е. тех областей, которые сегодня определяют темпы развития государства, в т.ч. и ВВП.

- Организационные меры. Среди организационных мер, просто напрашиваются, лежат на поверхности, такие меры, которые могут дать не только немедленный эффект (уже в 2002 году), но и в ближайшие 3-5 лет. Вот лишь некоторые из них:

- Повышение эффективности работы Государственного таможенного комитета (в т.ч. создания единой с другими структурами базы данных) может, по моим оценкам, увеличить поступления в бюджет на 20-30% уже в этом году. Недоплачивают или не платят таможне (и бюджету) не просто многие, а очень многие. Эти проценты - миллиарды долларов и десятки миллиардов рублей, потерянных для бюджета. На мой взгляд, ГТК собирает в казну не более чем 50% от того, что должно получать;

- Повышение эффективности работы Министерства по налогам и сборам, от которого зависит добрая половина всего бюджета. Здесь уже сделано многое. В отличие от ГТК, прирост поступлений в бюджет не может быть таким внушительным, но, нужно помнить, что каждый процент прироста эффективности - это миллиарды рублей в бюджет;

- Улучшение, а по сути дела создание системы государственного финансового контроля. Сегодня Счетная палата, Минфин и др. контрольные органы контролируют лишь часть, причем очень незначительную, экономики страны. Вне контроля, например, находятся десятки тысяч государственных предприятий, целые сектора экономики, ресурсы и т.д., включая регионы страны. Речь может идти, в случае создания системы ГФК, о повышении эффективности экономики, т.е. темпах ее роста на десятки процентов просто за счет учета и использования до сих пор неиспользованных ресурсов.

Теперь, собственно об экономических мерах. Главный прирост ВВП в 2001 году был достигнут в двух областях экономики: во-первых, за счет экспорта углеводородного сырья и вообще экспорта сырья из России, и, во-вторых, за счет расширения внутреннего спроса населения на товары потребления, услуги, строительные материалы, связь и пр. Очевидно, что обе эти области, при известном к ним внимании со стороны Правительства, могут дать и наибольший прирост промышленного производства, услуг, а, в конечном счете, и ВВП. Так, наипростейший способ роста ВВП - увеличение добычи и экспорта сырья, прежде всего углеводородного. При поддержке правительства могут быть как увеличены объемы добычи, так и открыты новые рынки. Здесь необходима повышенная координация всех ведомств (Минобороны, МИДа, Минпромышленности и т.д.).

Однако, больших возможностей, а главное, - желания владельцев этих отраслей - экстенсивно развивать экспортные объемы нет. Здесь мы вновь возвращаемся к политике, в данном случае установлению диалога исполнительной власти с владельцами предприятий-экспортеров сырья. Понятно, что ВВП формируется за счет добавленной стоимости. В данном случае, более глубокая переработка сырья - лучший способ не только усиления экспортных позиций, но и экономического развития. Вместе с тем, наиболее продвинутые владельцы экспортных предприятий (например, М.Ходарковский) прекрасно понимают, что задача для России стоит гораздо серьезнее в целом: за счет экстенсивного развития сырьевого экспорта экономику в конечном счете не разовьешь - необходимо развивать новые отрасли экономики, преимущественно наукоемкие. Именно в этих отраслях возможен качественный рост экономики, когда темпы ее развития определяются не процента, а десятками процентов ежегодно, когда появляется возможность "перескакивать через этапы", т.е. создавать новейшее поколение техники, минуя существующие. Использование новейших достижений фундаментальной науки, НИОКР, результатов достижений в области образования дает потенциальную возможность развития качественной, наукоемкой экономики, когда темпы ее развития определяются десятками и сотнями процентов в год. Так происходит в таких отраслях, как интернет-технологии, связь, программное обеспечение.

Особое место занимают отрасли, ориентированные на внутренний рынок. В 2001 году, например, объем различной торговли превысил 100 млрд., услуги населению - 25 млрд. долл., а рост отраслей, связанных с внутренним потреблением в 2001 г., был наивысшим. Поэтому главное внимание, я все-таки уделил бы стимулированию роста внутреннего спроса населения на отечественные товары. Десятки отраслей (и не только пищевая, текстильная, деревообработка) могут дать прирост в 2002-2003 годах в 30-40% за счет стимулирования внутреннего спроса населения, который у нас настолько низок, что не дает развиваться отечественной промышленности. Здесь возможна разработка целого комплекса мер: рост (в разы, но постепенно) заработной платы, пенсий и пособий, льготное кредитование (например, как в США на покупку автомашин, что позволило преодолеть кризис 1 квартала 2002 года) кредитов на жилье, строительство домов, дач и т.д., включая товары длительного спроса: электротехнику, связь, одежду и т.д.

Надо сказать, что эти сектора экономики находились и находятся на периферии внимания исполнительной власти. А зря, ведь именно в этих областях можно ожидать наибольший прирост ВВП.

Таким образом, можно констатировать, что, во-первых, нужна стратегическая цель и программа (может быть это и есть "Национальная идея?"), объединяющая все общество, а главное - соответствующая политика. Но главное - нужна политическая воля, заинтересованность, прежде всего, президента, Правительства, всего общества. Во-вторых, необходимо провести инвентаризацию всех имеющихся ресурсов с тем, чтобы научиться их использовать. В-третьих, необходим общий план (он может насчитывать тысячи мероприятий) для решения задач повышения эффективности экономики в каждом ее секторе, даже незначительном. Этот процент должен включать широкий комплекс вопросов - от увеличения занятости населения и административной реформы до "собственно" экономических решений. Как справедливо сказал директор Института народнохозяйственного прогнозирования В.Ивантер, "...решение проблемы экономического роста - это очень конкретная и очень противная работа. И за нее надо отвечать". В-четвертых, необходимо сокращение государственных расходов вообще, и на государственное управление, в частности. Необходимо провести инвентаризацию всех государственных, административных ресурсов, и посмотреть как они используются. Наконец, в-пятых, необходимо стимулирование отраслей, прежде всего определяющих научно-технический прогресс (образования, наукоемких технологий и т.д.). (Почему бы, например, не направить целевым образом часть золотовалютного резерва в эти области? Напомню, что только за две майские недели он вырос 1,2 млрд.долл). Такой комплекс мер может и, безусловно, даст ежегодный рост ВВП, как минимум, в 15% на протяжении ближайших 5-7- лет.


2002г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован