23 октября 2006
928

Россиян отличают безынициативность и готовность усердно работать




Этика национального капитализма
Особым русским характером в нашей стране принято объяснять многое. В том числе и то, почему в России с трудом приживается капитализм, требующий таких "западных" качеств, как предприимчивость и ответственность, которым не находится места в структуре трудовых ценностей русского народа.
Капитализм родился из протестантской этики, поощряющей труд и накопление богатства, доказывал в своей классической работе немецкий социолог Макс Вебер. Противоположностью протестантства Вебер считал конфуцианство, культивирующее якобы пассивность и пренебрежение к материальным ценностям. Однако экономические успехи конфуцианской Азии поставили под сомнение эту теорию. Сегодня, по данным опросов World Values Survey, большинство корейцев (92% опрошенных) считают очень важным аспектом работы возможность чего-то достичь. Даже в такой классической капиталистической стране, как США, этот показатель достигает лишь 84%. Возможно, и ценности россиян также довольно быстро меняются, что в недалеком будущем обеспечит экономический рывок?


Последнее исследование Владимира Магуна из Института социологии РАН, которое будет представлено завтра в Высшей школе экономики, отвечает на этот вопрос скорее утвердительно. Данные соцопросов с 1991 по 2004 год показывают, что трудовые ценности россиян за эти 14 лет так сильно изменились, что говорить о неизменности русского характера не приходится. Наиболее важными для россиян стали четыре ценности: хороший заработок (85% опрошенных в 1991 году и 96% в 2004-м), надежность работы (40% и 80%), ее интересность (68% и 72%), а также уже упомянутая возможность чего-то достичь (28% и 44%). Зато россияне стали меньше ценить большой отпуск (46% и 32%), соответствие работы способностям (57% и 34%) и возможность проявить инициативу (30% и 24%). Кое-что не изменилось - или изменения не оказались статистически значимыми. Мы по-прежнему хотим, чтобы наша работа была уважаема (40% и 36%), не готовы к ответственности (21% и 20%), но готовы к напряженной работе (80% и 82%).


Трансформация ценностей за последние годы неудивительна. Россиянам нужно было удовлетворять базовые материальные потребности, считает Магун, поэтому ради заработка они жертвовали отпусками, возможностью реализовывать собственные способности и проявлять инициативу. Все нематериальные требования, предъявляемые к работе, оказались сконцентрированы в ее "интересности". К аналогичным выводам пришли сотрудники Института этнологии и антропологии РАН, сравнившие ценности русской культуры в 1999 и 2005 годах. За шесть лет значительно утратили важность такие ценности, как возможность наслаждения жизнью, власть, возможность общественного признания и творчества. Зато выросла важность самореализации (честолюбие, достижение успеха, выбор собственных целей и т. п.), безопасности и стабильности (в том числе социальная справедливость).


В результате трудовые ценности россиян сегодня практически идентичны ценностям граждан стран "большой семерки" в том, что касается хорошего заработка, интереса к работе, ее надежности, удобного графика, отпуска и общественного уважения к работе. Однако сохраняются серьезные различия. Так, возможность проявить инициативу ценят 24% россиян и 54% жителей G7, ответственную работу - 20% в России и 53% в "семерке", соответствие работы способностям - 34% против 61%. Но, пожалуй, самое главное, что возможность чего-либо достичь ценят только 44% россиян против 67% граждан "семерки". Наш показатель ниже не только корейского (91,8%), но и среднего по пяти исламским странам (56,3% в Саудовской Аравии, Алжире, Иране, Ираке и Пакистане), хотя ислам, как раньше конфуцианство, сейчас признается многими исследователями "антирыночной" религией. При этом россияне готовы много трудиться: 82% против 11% в Корее и 62% в "большой семерке". Интересно, что в Южной Корее структура ценностей тоже отличается от ценностей стран G7, но в другую сторону. Там намного сильнее стремление получить работу ответственную (91% против 20% в РФ и 53% в G7) и уважаемую в обществе (68% против 36% в РФ и 39% в G7).


Получается, что трудовая этика глобального капитализма сегодня очень многообразна. Классический западный капитализм основан на личной инициативе, конфуцианский - на стремлении приобрести вес в обществе. Российскую модель в целом можно назвать безынициативным капитализмом - в основе ее лежит стремление усердно и стабильно трудиться ради высокого заработка. Впрочем, исследователи полагают, что по мере роста благосостояния россияне будут все менее зациклены на погоне за деньгами и начнут интересоваться возможностью добиться самореализации и общественного признания.

"КоммерсантЪ"


Дата публикации - 23 октября 2006




http://www.ryzkov.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован