Эксклюзив
12 ноября 2012
447

Российская элита и креативный класс.

Новый век - новые герои

Человечество стоит на пороге нового мира. Без сомнения, грядут прорывы в науке и технике. И, что более важно, принципиально измениться образ жизни человека, его подход к работе и отдыху, его отношение к другим людям, к окружающей среде, к миру в целом. Иными словами - грядёт постиндустриальный век.

В новой эпохе важнейшим двигателем прогресса, источником экономического роста и благосостояния будут люди. Их способность к творчеству, смелость мышления, желание созидать и создавать. Мы живём в очень интересное время, когда начинает формироваться слой людей, генерирующих такое отношение к жизни. Их пока не большинство, но уже можно говорить о тенденции к увеличению социальной группы, получившей название "креативный класс". Этот термин ввёл Ричард Флорида, американский экономист. По его мнению люди, ставящие духовные и интеллектуальные ценности на первое место, станут залогом экономического благополучия нового времени. Соответственно, страны, в которых доля "креативщиков" выше будут безусловными лидерами в новом веке.

Перед Российской Федерацией остро стоит задача модернизации. Это означает, что нам также необходимы творчески, смело мыслящие люди, которые дадут новый импульс экономике страны.

И, необходимо отметить, что креативный класс в России появился. Более того, эта социальная группа растёт, активно продвигает свои ценности, образ жизни и взгляды на развитие страны.

Казалось бы, всё отлично, всё развивается в нужном направлении. Но в нашей стране многие исторические процессы протекают оригинально.

Государству для того, чтобы эффективно развивать страну, необходимо стимулировать человеческий потенциал. Иными словами - нужно всеми возможными способами способствовать росту и процветанию нового творческого социального слоя. Но на заре его появления в современной России имеет место антагонизм между властью и креативным классом.

В обществе формируются следующие ассоциации - если креативный, значит оппозиционер, значит дорога ему на Болотную. Более того, у очень значительной части населения это вызывает еще одну ассоциацию. Если "креативный" - значит бездельник, который только и может, что писать ни о чём в Twitter и публиковать непонятно что в Instagram.

Налицо противоречие внутри общества (в общем обеспеченных "творческих" и многочисленными работниками и тружениками которые, по их мнению, занимаются "настоящим делом"), так и противоречия между властью и "креативным классом". "Правительстенная пропаганда" против "свобомыслящих". В сознании обывателя понятие "креативный класс" закрепляется за обеспеченными "оппозиционерами".

Иными словами - образ представителя креативного класса - размыт и, уж точно, далек от позитивного.

Больше того, на заре появления этого важнейшего слоя общества, закладывается антагонизм в отношениях его с властью.

Важно осознать, что это разрушительно и в корне неверно. Жизненно необходим диалог и совместные усилия по развитию российской экономики.

Как с героями договориться.

В первую очередь нужно поставить совершенно конкретные цели:

Четко определить образ представителя креативного класса.
Вписать в этот образ идею сотрудничества с российским государством.
Дать импульс этому сотрудничеству.

Иными словами, нужно разобраться, какие у "креативщиков" ценности и приоритеты. Как они видят будущее России, в каких условиях они хотели бы жить и работать.

Жизненно необходимо перестраивать гос. систему в пользу нового класса, потому что его настроения, политические взгляды напрямую зависят от экономических выгод, которые ему может предоставить система.

Ещё более важно начать диалог с представителями креативной элиты с перспективой последующего включения их в систему власти.

Совершенно очевидно, что новой растущей "креативной" силе необходимы новые экономические и политические выгоды. Человеческой натуре вообще свойственно желать прибыли и власти. Но в данном случае интересы как государства, креативного класса, а так же российского общества в широком смысле - совпадают. Формула проста: новый постиндустриальный век в любом случае требует творчески активных людей. А их успешная деятельность невозможна в условиях антагонизма с государством. Преодолеть этот антагонизм, параллельно улучшая качество управленческих кадров, можно только включая новый слой общества в систему управления государством. Это будет со всех сторон позитивный процесс, который "освежит" правящие круги современной России, постепенно изживая наследство устаревших руководителей, вышедших из Советского Союза.

Необходима организованная сила, которая начнет этот процесс.

Шаги навстречу.

В нынешних условиях необходима продуманная программа по развитию диалога государства с креативным классом с последующим включением представителей этого слоя общества в структуры власти.

Стратегическими целями данной программы могут быть:

Повышение интеллектуального и творческого уровня современной российской элиты.
Принципиальная трансформация отношения власти к обществу. Выстраивание открытого диалога с гражданами.

Известный нам Р. Флорида вывел формулы Т3: технология, талант и толерантность как гаранты успешного развития. Третьему компоненту отводится особая роль. Среда, которой ожидает исследователь, предполагает атмосферу открытости и дружелюбия. Как её создать?

Первым важнейшим шагом был бы запуск вышеозначенной или подобной ей программы. В рамках этой программы возможны следующие мероприятия:

Выходы высших представителей власти к потенциально оппозиционной аудитории (например, неподготовленное интервью телеканалу "Дождь"). Жест будет понятным и символическим: власть готова к диалогу. Вероятно, последует огромное количество спекуляций различных негативно настроенных демагогов, но здравомыслящие люди оценят и поддержат идею выхода власти на непростой разговор.
Разработка и запуск совместных проектов министерства культуры с такими организациями как Винзавод, ГАРАЖ, Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка".
Разработка и запуск совместных проектов министерства экономического развития и DigitalOctober.

Пункты 2 и 3 - в т.ч. с целью налаживания механизмов сотрудничества с представителями "креативного класса", которые представляют данные образовательные учреждения.

Разработка программы и организация циклов лекций и конференций для предпринимателей-инноваторов, биологов, историков и т.п. Возможен также запуск бренда-организатора таких мероприятий под эгидой государства. Широкое освещение этих встреч.
Преобразование государственных СМИ. Изменение подхода к освещению событий. Демонстративное привлечение к сотрудничеству деятелей известных своим критичным отношением к власти. Организация ток-шоу и круглых столов для открытого обсуждения насущных проблем.
Появление фильмов, спектаклей продвигающих идею гармоничной деятельности "креативщиков" на благо России.

Вышеописанные меры наверняка потребуют серьезных материальных затрат, но это будут инвестиции в структурную перестройку системы и ее отношений с обществом. Инвестиции более чем окупятся. Мало того, что это будет процесс поддержки инновационных экономических проектов. Программа будет иметь колоссальное просветительское значение. Но самым важным окажется демонстрация уважительного и открытого отношения не только к творческому классу, но и к обществу в целом.

Государству как организованной силе, призванной служить благу страны необходимо сделать первый шаг к сближению. В каком-то смысле упомянутые материальные затраты

меньшее препятствие, чем необходимость преодолеть инерцию мышления ушедших веков. Пришло время преодолеть психологический барьер. От "гражданского общества" в России элита не ждет ничего, кроме потенциальной нестабильности. Но сознательный шаг навстречу будет иметь поразительный эффект. Люди, переставшие доверять власти оценят то, что она решилась повернуться к обществу лицом.

Однако не будем идеализировать эти процессы. Критиков нынешних российских властей -множество. Многие зарабатывает деньги на дискредитации режима, многие искренне верят, что их пути с государством разошлись. Не говоря уже о пресловутой пятой колонне, которую со счетов тоже не стоит списывать.

Эволюционная трансформация режима и политика открытого диалога требуют достойного и грамотного освещения. И речь идёт не об "ура-патриотических" передачах и сообщениях о всесторонних успехах. Как раз от этого все устали.

Упомянутая широкомасштабная, всесторонне продуманная программа будет формулировать и продвигать новое видение России и её граждан. Фактически речь идёт об идеологической программе. Однако назовём это по-другому - система ценностей.

В рамках данной статьи актуальна система ценностей "креативного класса". Представляется возможным организованная и творческая работа по формулировке и определению образа, стиля жизни, привычек, взглядов и приоритетов представителей нового социального слоя.

Это дело требует системного подхода, материальных вложений и решимости.

Принципиально то, что с одной стороны государство откроется "креативщикам" и будет трансформировать систему в их пользу, а с другой стороны, как сила организующая, будет направлять и оформлять процесс формирования новой элиты, нового среднего класса, новых двигателей прогресса на пути к процветанию Российской Федерации.

Кириченко Ирина
Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован