24 июня 2013
6016

Российско-турецкие отношения: трудное движение вперед

История российско-турецких отношений, насчитывающая более полутысячи лет, насыщена всевозможными событиями, некоторые из которых вполне можно квалифицировать как этапные в жизни обоих государств. На протяжении веков между ними шла напряженная борьба за господство в обширном регионе, простирающемся от Каспийского до Черного морей, включая Кавказ, а также проливы, открывающие выход из Черного моря на просторы Средиземноморья. Неоднократно противоречия между двумя странами обострялись настолько, что разрешить их могли только войны.
Во времена "холодной войны" Анкара играла ключевую роль в планах Запада по окружению СССР, выполняя функцию важнейшего военного плацдарма, который предполагалось активно использовать при нанесении удара по Советскому Союзу.

Примечательно в этой связи, что наличие на турецкой территории американских ракет средней дальности, оснащенных ядерными боеголовками, явилось одной из причин для развертывания советских ракет на Кубе и возникновения в последующем Карибского кризиса, поставившего мир на порог третьей мировой войны. Для подтверждения этого факта сошлемся на любопытное откровение Ф. Бурлацкого, бывшего в свое время одним из помощников Н.С. Хрущева, которое он сделал на страницах "Независимой газеты". Бурлацкий свидетельствует: Хрущев и министр обороны СССР Р.Я. Малиновский "прогуливались вдоль берега черноморского побережья в городе Варне в Болгарии. Малиновский сказал Хрущеву, что на другой стороне Черного моря в Турции размещена американская военная база с ракетно-ядерными установками. За какие-нибудь 20-30 минут они могут уничтожить Киев, Москву, Ленинград. Тогда Хрущев спросил у Малиновского, а почему бы и нам не устроить свою базу на Кубе - в подбрюшине Соединенных Штатов? Почему нам нельзя сделать то, что делают американцы".
Характерно также, что в периоды относительного затишья взаимных противоречий отношения между Россией и Турцией, как правило, не становились особо теплыми и сердечными, а несли на себе отпечаток временного перемирия, которое рано или поздно вновь должно было перейти в фазу жесткого противостояния. Весьма интересно и поучительно в этой связи проследить за дипломатическими играми, которые традиционно вели внешнеполитические ведомства двух государств, стремясь поставить противоположную сторону в сложное положение невоенными средствами, а, если получится, то даже объявить дипломатический мат. Об этом написано немало мемуаров, а о дипломатических документах и говорить не приходится: их - несметное количество.

Пожалуй, только после окончания "холодной войны" в российско-турецких отношениях произошел серьезный, хотя, возможно, и не кардинальный, перелом. Они заметно улучшились, причем важнейшую роль в этом процессе сыграла экономика. С начала 1990-х годов Турция стала одним из излюбленных мест для туризма и отдыха россиян. В этот же период получил развитие и такой специфический, являвшийся неким символом своего времени вид примитивного бизнеса как поездки российских "челноков" за нехитрым товаром, прежде всего ширпотребом, в Турцию. В свою очередь турецкие предприниматели быстро заняли пустовавшую тогда нишу в российской строительной индустрии, ранее других отраслей перешедшую на рыночные рельсы. К настоящему времени они реализовали порядка 1400 проектов общей стоимость в 40 млрд долл.

Сегодня некоторые характерные для "эпохи" 90-х годов прошлого века черты российско-турецкого экономического сотрудничества воспринимаются с известной иронией, хотя отдельные их проявления, демонстрируя завидную живучесть, свойственны и нашим дням. Но это, скорее, напоминание о недалеком прошлом, нежели показатель настоящего. Положение дел в российско-турецком торгово-экономическом взаимодействии на данном этапе принципиально иное. Россия за минувшие двадцать лет выдвинулась на вторую строчку среди внешнеторговых партнеров Анкары, а Турция заняла седьмую позицию в списке наших внешнеторговых контрагентов. Это - безусловно, весомые показатели, дающие основание говорить о том, что сложилась прочная ткань двустороннего торгово-экономического сотрудничества, которое имеет неплохие перспективы для дальнейшего развития.

В то же время было бы неправильно обходить стороной проблемные узлы, свойственные экономическим связям между двумя соседними государствами. Взаимный товарооборот по-прежнему не слишком диверсифицирован, в российском экспорте в Турцию преобладают энергоносители, на которые приходится около 70% его стоимостного выражения, необходимо стремиться к наращиванию поставок сложных, наукоемких товаров, сохраняются существенные резервы в вопросах взаимного инвестирования. Хотя, объективно говоря, сказанное выше можно отнести к российской торговле и экономическому сотрудничеству с большинством развитых стран.

Заметно корректнее стали в последние годы взаимоотношения между Россией и Турцией в политической сфере. Обе стороны стремятся сохранять достигнутый уровень политического диалога, который, наверное, было бы преувеличением считать особо доверительным, но, во всяком случае, отрицать, что он является ровным и заинтересованным - едва ли возможно. От состояния отношений между Москвой и Анкарой традиционно зависит политический климат на Южном Кавказе, что требует от обоих государств проведения взвешенной, осмотрительной политики в этом регионе.
Турция, как известно, является членом НАТО, причем - не рядовым, а играющим важнейшую роль проводника политики альянса в обширном геополитическом регионе, включающем Ближний и Средний Восток, а также Кавказ, регионе, к которому Брюссель (как собирательный образ всего Североатлантического союза) проявляет повышенный интерес и внимание. На данном этапе Турция выступает в качестве аванпоста альянса на границе с разрываемой гражданской войной Сирией, в которой НАТО однозначно поддерживает силы оппозиции, ведущие вооруженную борьбу против правительства президента Б. Асада. На территории страны уже размещены натовские ЗРК "Пэтриот", что дает основание для предположения о том, что в штабах НАТО допускают возможность применения этого оружия. На необходимость понимания вероятных последствий подобных действий обратил внимание на пресс-конференции по итогам своего визита в Турцию в декабре 2012 года президент России В.В. Путин, высказавший предположение, что "если в начале пьесы на стене висит ружье, в конце пьесы оно обязательно выстрелит". Ранее турецкие власти решились на беспрецедентный шаг, обязав совершить посадку и досмотрев российский гражданский самолет, летевший транзитом в турецком воздушном пространстве в полном соответствии с нормами международного права. Этот инцидент, как считается, стал причиной переноса визита В.В. Путина в Турцию, который первоначально был намечен на октябрь 2012 года. В свою очередь в Брюсселе не отрицают, что в любой момент готовы к действиям, вытекающим из ст. 5 Вашингтонского договора (об учреждении НАТО) и предполагающим оказание коллективной помощи участнику альянса, подвергшемуся нападению. Не трудно догадаться, какое государство могло бы сыграть эту роль. В подобной взрывоопасной ситуации от ответственного курса Анкары во многом будет зависеть стабильность и безопасность - по крайней мере - в Восточном Средиземноморье, а то и в намного более обширном географическом регионе.
Россия заинтересована в поддержании с Турцией дружественных, взаимовыгодных, прагматичных отношений. При этом она вправе рассчитывать на взаимность со стороны Анкары, тем более, что оба государства, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы на их границах и в прилегающих к ним регионах царили мир и процветание.
В заключение хочу пожелать участникам "круглого стола" тюркологов плодотворной и насыщенной работы.

Текст выступления Директора Института международных исследований МГИМО (У) МИД России А.А. Орлова при открытии Первого "круглого стола" тюркологов, посвященного российско-турецким отношениям
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован